Урок «Правописание окончаний существительных 1 склонения» Предмет – русский язык. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Горбачёва Елена Олеговна

 Разработка урока по русскому яхыку  по программе ХХIвека с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkom.docx29.38 КБ
Binary Data prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_po_teme_skl1.notebook130.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   «Правописание окончаний существительных  1  склонения» 

Предмет – русский язык.  3 класс.

Цель  урока:   формировать умение  правильно писать безударные окончания существительных.

Задачи урока:

Личностные:  формировать осознанное,  ценностное отношение к грамотности   собственной устной и письменной  речи ученика.

Метапредметные:  регулятивные –  соотносить  учебную  задачу   с  собственными возможностями,  формирование самооценки.

Коммуникативные:  формировать умение строить диалог;

Познавательные:  умение видоизменять информацию, применять полученную ранее информацию для решения конкретной учебной задачи, умение  создавать алгоритм решения учебной задачи.  

Предметные:  формировать умение правильно писать падежные окончания.

Ход урока.

  1. Организационные действия.
  2. Словарная   работа:  

На слайде №1 презентации текст притчи «Жадность». - Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю!

- Не дам, самой мало!

- Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше!

- И поменьше не дам!

- Жадность, а жадность, дай тогда самую маленькую!

- Сказала, не дам, значит, не дам!

- Ну, не хочешь, как хочешь! На тебе тогда пирожок!

- Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!

- Так я и хотела тебе побольше дать. А ты не дала!

Так жадность сама себя и наказала!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Учитель: Русский язык – это не только орфограммы и закономерности. Русский язык хранит народную мудрость. Сегодняшний урок мы начнем с чтения притчи. Подготовленный ребенок читает текст притчи.

Учитель:  Как вы поняли смысл этой притчи? (Ответ: жадный человек всегда оказывается в невыгодном положении).

Учитель:  Найдите в тексте словарное слово (Ответ: кастрюля). Найдите в слове орфограмму (Ответ: непроверяемая гласная в корне).

Учитель: Запишем пословицу: «Пустая кастрюля пуще гремит». Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответ: глупый человек больше болтает).

Учитель: что вы можете сказать о существительном «кастрюля»? Ответ: это существительное женского рода, первого склонения.

Учитель: вот о существительных 1 склонения у нас сегодня и пойдет речь.

Целеполагание.  В учебнике ученики находят очередной урок, читают тему урока,  формулируют цель урока и определяют тип урока. (Сегодня  мы  прорабатываем урок 90. Тема урока – «Безударные окончания имен существительных 1 склонения».  Это  урок   блока «Правописание».  Будем  учиться   правильно писать слова с орфограммой «безударные окончания существительных 1 склонения» и с другими орфограммами).

  1. Введение нового материала.

На доске таблица окончаний 1 склонения. (слайд 2)

Именительный

Есть

Кто? Что?

весна

земля

песня

Родительный

Нет

Кого? Чего?

весны

земли

песни

Дательный

Рад

Кому? Чему?

весне

земле

песне

Винительный

Вижу

Кого? Что?

весну

землю

песню

Творительный

Любуюсь

Кем? Чем?

весной

землей

песней

Предложный

Говорю

О ком? О чем?

о весне

о земле

о песне

Учитель: сравните слова первого, второго и третьего столбиков таблицы. В чем различие? (Ответ: в третьем столбике окончания безударные). В чем отличие слов в первом столбике от остальных? (Ответ: основа заканчивается на твердый звук).

Что ещё вы можете сказать о безударных окончаниях существительных 1 склонения? (В одном и том же падеже окончания одни и те же у разных слов).

Учитель: попробуйте сделать вывод о том, как можно определить безударные окончания существительных 1 склонения? Ответ: Можно поставить в тот же падеж слово с ударным окончанием или определить падеж и запомнить падежные окончания.

  1. Создание алгоритма написания безударных окончаний существительных – презентация, слайд 3.

Учитель: Нам нужен алгоритм определения безударных окончаний существительных. Выберите первую операцию.

Ученик:  Определение склонения.

Учитель: Правильно.  На  интерактивной доске помещаем эту операцию  выше остальных.

Вызванный  ученик производит перемещение.

Учитель: Как дальше строится алгоритм?

Ученик: Дальше алгоритм имеет две ветки, потому что есть два способа.

Учитель. Верно. Два способа определения окончаний. Как мы это покажем?

Ученик: Косыми стрелками (производит перемещение).

Учитель. Назовите первый способ.

Ученик. При помощи опорного слова (помещает операцию под стрелкой).

Учитель. Назовите второй способ

Ученик:  Определяем падеж (помещает операцию под другой стрелкой), вспоминаем окончание (размещает операцию  под предыдущей).

Окончательный вид алгоритма:

Определяем склонение

            Ставим  опорное слово                            Определяем падеж

          на место проверяемого

         и определяем  окончание                     Вспоминаем падежное окончание    

  1. Фронтальная работа:  выполнение задания на  стр 44 по  учебнику –  оцениваем правильность выводов.

Выполнение упр. № 1 на стр 45: определяем, каким способом были проверены окончания. Делаем запись в тетради:

Летом мы жили в деревне (1 скл., П.п.)

Я иду в гости к тёте (1 скл., к весне)

  1. Дифференцированная работа:  упр 2  стр 20  (по  рабочей тетради) – учащиеся по желанию выполняют самостоятельно или  в паре.

Учитель:  мы начинаем  закреплять умение правильно писать  падежные окончания третьего склонения.  Задача усложняется: теперь мы попробуем самостоятельно доказать написание окончания  существительных.   Откройте рабочие тетради,  найдите упражнение 2 на странице 10.  Прочитайте задание. Кто хочет его выполнять самостоятельно? Кто хочет работать в паре? (Ученики пересаживаются по мере необходимости.   Некоторым учащимся учитель может рекомендовать  выбрать работу в паре, если ученик неправильно оценил свои силы).  

  1. Фронтальная  проверка  по п.6

Учитель: проверяем свою работу.

Учащиеся по очереди называют  слова, их окончания и комментируют выбор окончания.

  1. Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень трудности:  задание  со слайда в презентации  (слайд 4).

Учитель:  продолжаем закреплять умение правильно писать безударные окончания существительных 1 склонения. Те, кто хочет получить  более простое задание,  записывают словосочетания зелёного цвета, доказывают написание окончаний Кому  интересно взять работу потруднее -  составляют словосочетания из слов синего цвета, доказывают написание окончаний.

гнездо на березе              побывать (стройка)

побывать в столице        идти (дорога)

песня о дружбе                 мечтать (собака)

подлететь к крыше           интересоваться (погода)

доволен работой              плыть (Волга)

подъехал к деревне         заниматься (музыка)

учиться (школа)

  1. Проверка самостоятельной работы – слайд 5.

побывать на стройке (1скл., П.п.) (1 скл.,  на весне )

идти по дороге (1 скл., Д.п.)            (1 скл., по весне   )

мечтать о  собаке  (1 скл., П.п.)       ( 1 скл., о весне   )

интересоваться  погодой (1 скл., Т.п.) (1 скл., весной) 

плыть по Волге  (1 скл., Д.п.)           (1 скл., по весне  )

заниматься музыкой (1 скл., Т.п.)    (1 скл., весной  )

учиться в школе ( 1скл., П.п.)           (1 скл., в весне )

гнездо на березе (1 скл. П.п.)          (1 скл., на весне)                

побывать в столице (1 скл. П.п.)   (1 скл., в весне)                                         

песня о дружбе (1 скл. П.п.)            (1 скл., о весне)                                                       

 подлететь к крыше (1 скл. Д.п.)     (1 скл. к весне)                                             

 доволен работой (1 скл. Т.п.)           (1 скл., весной)                                                   

 подъехал к деревне (1 скл. Д.п.)      (1 скл., к весне)

Учитель:  Проверьте свою работу по образцу.  Исправьте ошибки, если вы их нашли.

Задание в печатной тетради проверяет учитель, для   чего  собирает тетради.

  1. Домашнее задание – слайд 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.Задачи:- создавать условия для формирования учебных компетенций: универ...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....