Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Назарова Марина Александровна

 

Учитель

Назарова М.А.

Блок

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных

Урок 2           

Тема

Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Проблемное обучение

Урок креативного типа – урок открытий

Цели

Образовательные:

Актуализация знаний учащихся о функции мягкого знака

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 

Планируемый результат

Формирование универсальных учебных действий

Предметные:

Формировать у учащихся умения писать  слова с ь знаком на основе имеющегося и приобретенного  опыта

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Регулятивные УУД

Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом Коммуникативные УУД

Способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий 

Методы

Исследовательский метод

Формы активного обучения

Игровые моменты, опорные схемы

 

Основные понятия

Шипящие согласные, функции ь знака

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.rar702.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

учителя начальных классов МБОУ  СОШ №3 р.п.Хор района Лазо Назарова М.А., Худяева Т.С., Филиппова З.С., Чиганова  О.М.

Блок

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных

Урок 2            

Тема

Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Проблемное обучение

Урок креативного типа – урок открытий

Цели

Образовательные:

Актуализация знаний учащихся о функции мягкого знака

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемый результат

Формирование универсальных учебных действий

Предметные:

Формировать у учащихся умения писать  слова с ь знаком на основе имеющегося и приобретенного  опыта

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Регулятивные УУД

Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом Коммуникативные УУД

Способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий 

Методы

Исследовательский метод

Формы активного обучения

Игровые моменты, опорные схемы

Основные понятия

Шипящие согласные, функции ь знака

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Технология проведе

ния

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам.
- Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
- Внимание! (Учитель читает вслух стихотворение)

Слайд 1

Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На отлично напишу.

- Кто внимательно слушал, тот ответит, группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?
- Назовите их.
Слайд 2

ж ш ч щ

( Шипящие согласные звуки)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им(Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

Слайд 3

Минутка каллиграфии
жℓшℓчℓщℓ
жℓ шℓ чℓ щℓ
-Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился: по «тропинке» или «по кочкам», и запишите его в тетрадь, каллиграфически правильно, выводя каждый элемент.
- Дорогу нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква-помощник, буква-друг, живущая в Тупичке. Что это за буква? Вы не догадались? ( Мягкий знак)
ж ш ч щ Ь
- Чем она необычна?

- Зачем же она тогда нужна? Может она безработная?

Слайд 5

- Составление сенкана.

Пример:

Ь – знак

удивительный, необычный

смягчает, разделяет

Мягкий знак — не обозначает звука.помощник

- Обобщение: ь может выполнять в словах  работы:

( Графически оформляются исследования)ь

Индивидуальные задания
- Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.
Парные действия
Обменяйтесь информацией, обсудите.
( ь — обозначает на письме мягкость предшествующего согласного /примеры/
ь — разделяет согласный и гласный, чтобы они
 не сливались (примеры)

(Она не обозначает звука)

Ь ? - : ( ) !

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения

- Все ли случаи правописания мягкого знака мы записали?

Сказка

Слайд 6

рассказ по ключевым словам;

- Мягкий знак отправился в путешествие.

- Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел -  
шалаш
- У входа стоял  -
сторож
- Здравствуйте! Кто здесь живёт?- спросил Мягкий знак.
- Мы, существительные с шипящим на конце:
ёж,чиж, грач
- А ты кто?- спросил сторож.
- Я — Мягкий знак! Давайте дружить?
- Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял -
меч
- Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать низкие баллы!- возмутился и замахал крыльями грач.
Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он шёл мимо -
дач
Вышел к полю, на котором росла -
рожь
- О чём ты плачешь? - спросила она.
Мягкий знак поведал свою печаль.
- Не горюй, я буду с тобой дружить!
-И я, пропищала из норки  -
мышь
-И моя  -
дочь
Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила -
ночь
Тут вмешалась мышь
Слайд 7

- Пусть запомнят все вокруг такую  - вещь
Мягкий знак — нам верный друг.

Что общего в этих словах?

Что общего в этих словах?

Давайте проведём наблюдение над словами грач и дочь
… произнеси слово
грач. Выдели последний звук. Дай ему характеристику. (Звук — согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
… произнеси слово
дочь. Выдели последний звук и дай ему характеристику.( Звук — согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий). Одинаковая Характеристика?
Верно, звук [ч']- всегда мягкий и мягкий знак в этих словах не указывает на мягкость, а [ж], [ш] — как произносились твёрдо, так и произносятся твёрдо. Может допущена ошибка?

Какая возникла проблема? Ь знак играет другую роль: он указывает на грамматический признак существительного

Сформулировать правило правописания  и использовать в работе

Правильно, мы будем говорить о правописании ь знака на конце имён существительных после шипящих

Это существительные , которые оканчиваются на шипящий

(Выяснить, когда у существительных, оканчивающихся на шипящий в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV. Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения;

V. Первичное закрепление

Цель:

- Проговаривание нового знания.

Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих

Учитель читает стихотворение

Мама сказала: «Ты мне услужи:
Вымой тарелки, сестру уложи,
Дрова наколоть не забудь, мой сынок,
Поймай петуха и запри на замок».

Сестрёнка, тарелки, петух и дрова
УЛемеле только одна голова!
Схватил он сестрёнку и запер в сарай.
Сказал он сестрёнке: «Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки разбил молотком.
Но долго пришлось с петухом воевать:
Ему не хотелось ложиться в кровать.

Удалось ли мальчику выполнить мамино поручение?

- Почему у него ничего не получилось?

- Значит, чтобы не попасть в смешную ситуацию надо быть внимательным и чётко следовать правилам, ведь правила нам помогают в жизни.

- А на уроке русского языка могут нам помочь? Как? Групповая работа

С.24-25 упр.323Обсуждение варианта

Слайд 8

Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ. На конце существительных женского рода после букв шипящих пишется мягкий знак.

Ь знак пишется в шести частях речи. Интересно?

Слайд 9

Упр. 324 с.25

Расскажите друг другу правило.

А теперь закончите предложение – Мне удалось….

У Лемеле  ничего не получилось, потому что он не следовал тем правилам, о которых говорила мама.

Правила помогают нам грамотно писать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

оценка

Оценка

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул.УУД).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

З класс Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.Дидактическая це...

Правописание Ь после букв шипящих согласных.

Урок русского языка "Правописание Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"...

Конспект урока по теме "Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных в конце имен существительных"

Данный урок проводится в 4 классе по программе "Школа 2100"Цель урока: находить в словах орфограмму-букву m после шипящих в конце имен существительных, графически объяснять написание с ь и без m/УУД о...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных."...

Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных

Поисковый урок - открытия новых знаний. Цель:уточнение знаний о трёх функциях мягкого знака; Ь – показатель женского рода имён существительных.Планируемый результат Формирование ...

презентация к уроку русского языка "Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"

УчительНазарова Марина Александровнаучитель начальных классов1 квалификационная категорияБлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 1темаПравописание ь пос...

Знакомство с правилом написания Ь на конце существительных после букв шипящих согласных

Знакомство с правилом написания Ь на конце существительных после букв шипящих согласных. 3 класс (Н.В. Нечаева)...