Урок-исследование в рамках ФГОС
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Дрогаева Оксана Владимировна

Исследовательская работа может проводиться как на урока по теме «Звуки и буквы русского языка», так и во внеурочной деятельности (занятия кружка или на индивидуальных занятиях).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_a_ramkah_fgos.rar20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа может проводиться как на урока по теме «Звуки и буквы русского языка», так и во внеурочной деятельности (занятия кружка или на индивидуальных занятиях).

Занятие 1.

  1. Исследование транскрибированных текстов. Использование метода эксперимента.

В разных языках  слова пишутся не так, как произносятся. Благодаря транскрипции можно прочитать любое нужное слово. Транскрипция передает произношение, а не написание.

Прочитайте отрывки и найдите различие в произношении и написании  слов.

                  [гр'иша] [и [кол'а] [пашл'и] [ в] [л'эс]
                  [ан'и] [саб'ирал'и] [гр'ибы [и] [й'агады]
                  [гр'ибы] [ан'и] [клал'и] [в]  [лукошка] [а]  [й'агады]  [ф]  [карз'инку].

Обратите внимание, что записан этот  текст без знаков препинания,  строчными буквами.  Для записи этого текста буквами, надо знать правила. Я запишу этот текст на доске, а вы комментируйте оформление предложения,  ищите ошибкоопасные места и подбирайте проверочные слова. То, что вы объяснить не сможете, мы запишем письмом с окошками.

Вывод:

- Почему не все слова мы смогли записать грамотно?  ( Не все правила еще знаем.  Нужно  много учиться и получить больше знаний. )

- Сделайте вывод о нашей работе.

-В русском языке  много слов, которые пишутся не так, как слышатся.
II.  Самостоятельная работа.

Вспомни, что ты теперь знаешь о транскрипции. Выполни задания. Выдели знаком ˅  верный ответ.

  1. Что передает транскрипция?

 □ произношение слова

 □ написание слова

  1. Какие скобки используют в транскрипции?

□круглые скобки

□ квадратные скобки

  1. Чем обозначается мягкость согласного звука?

□ точкой

□запятой (апострофом)

□ черточкой

  1. Напиши в транскрипции свое имя. ___________________________

III.  Подведение итогов.

-Для чего нужна транскрипция?   (Чтобы передавать на письме звуки,  особенности произношения)

Занятие 2.

I. Слабые и сильные позиции звуков.

- Сегодня мы будем использовать метод анализа информации. Запишите это понятие в тетрадь.

 - Что значит анализировать? Выдвигайте гипотезы.

- Нам надо ответить на главный вопрос фонетики – где слабые и сильные позиции  у звуков.

- Зачем необходимо находить слабые позиции у звуков? (Чтобы правильно писать слова) Поработаем со словарем.

Позиция – это место расположения.

Орфограмма(от греч. – «правильный» и «письменный знак») – это написание слова, выбираемое из нескольких вариантов в соответствии  с правилом, это место, где можно сделать ошибку.

Сформулируйте вывод.

(Умение находить слабую позицию - значить предупредить ошибки в написании.)

-Превращение слабых позиций в сильные – это умение работать с орфограммой по алгоритму.

- Сейчас мы рассматривали разные позиции звуков и рассуждали. Так, значит, умение анализировать – это что?

II. Работа в парах сменного состава.

Расскажите друг другу правила на изученные орфограммы в 1 классе. Начинайте с фразы: «Я знаю орфограмму…

- Приведите примеры на правило.

- Если в слове есть орфограмма, то какие позиции будут занимать данные звуки?

III. Самостоятельная работа.

Анализируй! Выбери и вставь нужную букву. Грамотно запиши слова.

Морко(в,ф)ка, яго(т,д)ка, тетра(т,д)ка, клю(ж,ш)ка, ло(д,т)ка, кры(ш,ж)ка, но(ш,ж)ка.

 Ск…ла, с…сна, г…ра, тр…ва, гр…чи.

IV. Взаимопроверка. Оцените свою работу и работу товарищей.

V. Подведение итогов.

- Каким методом исследования мы воспользовались сегодня?

Какой вывод о звуках позволил нам сделать этот метод?  Зачем надо искать слабые позиции звуков?

- Когда гласные находятся в сильной позиции? А  согласные?

Занятие 3.

Понятие фонемы.

  1. Игра.

Поменяй первый звук в слове. Наблюдай, какие слова получатся.

Сом –сон,  ком, дом, лом, том, бом…

Теперь поменяем 2 звук.

Сом- сам, сям, сим…

А теперь 3 звук…

Вывод. Меняем 1 звук, а получаем другое  слово.

II. Знакомство с фонемой.

-Звуки помогают различать слова по смыслу, то есть они – смыслоразличители!

Для это используется такое название в русском языке - фонема.

Фонема (от греч. – «звук»)  – минимальная единица звукового строя языка.

Нам необходимо узнать, как фонемы являются смыслоразличителями.

Как мы будем решать эту проблему?

(Проведем наблюдение или эксперимент.)

- Послушайте слова и определите, какие звуки обозначает буква «с»:

Сом, суп -  [с]              (сильная позиция перед гласным)

Сила, сеть -  [с' ]         (сильная позиция перед гласным)

Сдача, сброс,  -  [з] –   (Слабая позиция перед согласным)

Сделать, сдернуть -  [з' ]   (Слабая позиция перед согласным)

Бесшумный, сшить - [ш]   (Слабая позиция перед согласным)

Сжег, сжать - [ж]               (Слабая позиция перед согласным)

Вывод: Буква одна, а звуки разные.

- В чем разница? Как различаются звуки?

- Сравните: [мал] - [ м' а л],  [выл] - [в'ил]  

 (Различаются по твердости – мягкости).

Вывод. Если звук, в котором выступает фонема, находится в сильной позиции, то орфографических трудностей не будет. В слабой позиции – это ошибкоопасное место.

- Что же можно сделать с фонемой?  Посмотрите на слова сом – сон.

Метод наблюдения помог нам понять, что такое фонема и показал, что меняя 1 букву – могут получаться новые слова. Теперь мы знаем, что можно играть с фонемой.

III. Игра

В каждом слове уберите 1 звук, чтобы получилось новое слово.

Удочка, всласть, краска, склон, полк.

Занятие 4.

Изучаем гласные. Роль ударения.

  1. Исследование звуков речи.

Почему этот текст трудно читать?

Жл-бл стрк д стрх.     Нх бл дчк  д снк вншк. Стрк с стрхй мрл.     Стлсь лншк д вншк дн-дншньк.

Сформулируйте гипотезу, зачем звуки разделили на гласные и согласные?

II.  Самостоятельная работа.

1.Подчеркните все гласные в тексте.

Сова - ночная птица. Совы лучше видят ночью, чем днем.

На горе росли сосны. Одна сосна была очень высокая.

На лугу трава не смята. Зеленые травы покрыли луга.

Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши из каждой пары предложений выделенные слова: сначала - с ударной гласной в первом слоге, затем - во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.

2. - Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: «Цвет - цветник, цветной, цветут». Обозначь орфограмму.

Ледник, лед, ледниковый, ледяной.

Белить, беляк, побелка, белила, белизна.

Светлячок, свет, светить, светофор.

Зимовье, зимний, зимовать, зима.

Вывод. Нужны ли гласные? Какие опасности таят в себе гласные?

Занятие 5.

  1. Игры  по перестановке гласных и согласных звуков.
  2. Самостоятельная работа.

Тест

Продолжи фразы.

Гласные проверяют с помощью _____________________________

Согласные проверяют  с помощью___________________________

Гласные помогают разделить слова на _______________________

Деление на слоги используют при ___________________________

Чтобы грамотно, без прорусков букв написать слово, его делят на ________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование по технологии в 1 классе. ФГОС.

Урок-исследование по технологии. Изготовление одуванчиков из различной бумаги....

Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова.

Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств вод...

Урок-исследование «Волшебная восьмёрка» в рамках курса «Окружающий мир» - Человек и природа (авт. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)

В ходе урока  использована технология проблемного обучения.Поиск решения учебной задачи организован в форме индивидуальной работы, работы в статичных парах и группах. На уроке учащиеся выступят в...

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Технологическая карта урока - исследования по окружающему миру по теме: « Царство грибов» в рамках ФГОС с использованием ИКТ.

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решени...