Открытый урок по теме " Род имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Прохоренкова Ольга Николаевна

Урок по данной теме  проводился на ШМО для учителей начальной школы МБОУ СОШ "2 п.Клетня Брянской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_izmenenie_pril_po_rodam.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род  имён прилагательных .

Педагогические  цели:

Обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах  для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

                                   

                 

                                                 Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, друг другу, пожелали удачи.

-  В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и  ручку. Давайте выполним зарядку для рук.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный.  светлый.)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).

- Верно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. ( Первый весенний цветок – подснежник).

- Сегодня на уроке мы попробуем выполнить задания, и тем самым создать свой собственный нежный цветок. За выполненные задание вы будете получать по одной части подснежника и создавать композицию.

- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).

- Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

- С какой частью речи связано? (С существительным)

-     «У существительных подчас,

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной).

- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

III. Минутка чистописания

- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ый      ая      ое,

ранняя     светлый     голубое

Наступила ранняя весна.

- Разберите  слова по составу.

-   Грамматический  разбор предложения: Наступила ранняя весна.

- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих  заданий.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

Словарная работа

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)

1. Второй месяц весны (апрель)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)

3. Смело в небе проплывает,

    Обгоняя  птиц полет.

     Человек им управляет.

     Что такое?

                                                   (самолет)

4. Неживая, а идет,
   Неподвижна, а ведет

                                                   (дорога)

5. Какого цвета одуванчик?   (желтый)

6. В два ряда дома стоят –
  Десять, двадцать, сто подряд,
  И квадратными глазами
  Друг на друга глядят. 
                                               (Улица)

7. Я румяную матрешку
  От подруг не оторву,
  Подожду, пока Матрешка
  Упадет сама в траву. 
                                            (Яблоко)

8. Днем спит на ней подушка,
  А по ночам –    Андрюшка. 
                                           (Кровать)

9. Белое, да не снег,
   Вкусное, да не мед.
   От рогатого берут
   И ребятам дают.

                                             (молоко)

10. Хозяин лесной, просыпается весной,
     А зимой, под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой.
                                           (Медведь)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Назовите «лишнее» слово (желтый).

-  Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Определите род  имен существительных.

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово желтый.

- Скажите, а сможем ли мы определить род  этого слова?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам  прилагательные?

-Определите тему урока.

- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

Физминутка

IV. Работа по новой теме.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Посмотрите на доску: на доске - словосочетания

жёлтый     песок        

жёлтая      краска        

жёлтое      платье                    

- Определите род и число имен существительных.

- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

            (Таблица )

  Ж. р.            М. р.               Ср. р.

(какая)        (какой)         (какое)

- ая, - яя     - ый, - ий       - ое, - ее

- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

-  Запишите данные словосочетания.

- Выделите окончания, укажите род прилагательных.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).

- Давайте составим алгоритм.  (вывешивается на доске)

                      Алгоритм.

1. Найди сущ., определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

  1. Работа с правилом в учебнике.

- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- Перечитайте правило ещё несколько раз.

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).

- Прочитайте задание к упражнению 124.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности.  Творческое задание.

-Миша составил  текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?    

 Погода стояла ясное. Мы сели на  красивое  парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали  интересное приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)

-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

2.  Тренажер «Родовые окончания имён прилагательных» . Одновременно дается индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).

 №1 (высокий уровень)

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

        ранняя ,пришла , весна.  солнышко , последний , согнало,   яркое,  снег. на,  цветок,  расцветает,  поляне,  нежный  .    подснежник,  это.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№2 (средний уровень)

        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ………… весна.      …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

 №3 (низкий уровень)

        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок.   Это подснежник.

 Слова для справок:   Последний,  ранняя, , нежный ,  яркое.

3. Самостоятельная работа         упр.126 стр.73  (по вариантам)

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание. 

  1. выучить правило, таблицу стр.72, 73
  2.  выполнить упр.128 стр.74 или р.т.  стр.47 упр.104

Рефлексия.

- Посмотрите, пожалуйста, какой красивый подснежник у нас получился!

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

- Закончите предложения:

Я знаю …

Я умею …

Я работал с…настроением.

Я…доволен собой.

 (Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)

-Оцените свою работу на уроке    ( прикрепляют солнышко или облако над подснежником)

- Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе.  Молодцы, ребята!

- В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!

Резерв:

Учитель читает словосочетания сущ. + прилаг. Если имена прилагательные женского рода - хлопают девочки, если мужского рода - хлопают мальчики, среднего рода - тишина.

(Молодой сад, молодое дерево, молодая роща, интересная сказка, интересная книга, интересное стихотворение, горячий чай, горячая плита, горячее молоко, зеленый лук, зеленая трава, зеленое яблоко, дурной сон, чужая собака).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

Конспект открытого урока по теме:" Словообразование имен прилагательных"

Цели и задачи урока:·        Познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных, показать значение суффиксов имен прилагательных.·...

Открытый урок "Род и число имен прилагательных" 4класс

Тема: «Имя прилагательное» Род и число имен прилагательных. Тип урока: урок повторение, систематизация знаний.На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие позн...

Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"

Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....

Открытый урок 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"

Открытый урок 3 класс "Изменение имен прилагательных по родам"...

Технологическая карта к открытому уроку Русского языка «Изменение имени прилагательного по числам»

Урок совершенствования знаний, умений, навыков по русскому языку в 3 классе на тему « Изменение имён прилагательных по числам» разработан с использованием системно-деятельностного подхода ...

Открытый урок на тему "Склонение имен прилагательных."

- ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных;- повышение уровня знаний детей по теме "Имя прилагательное"....