Урок русского языка по теме "Род имён существительных"
методическая разработка (3 класс) по теме

Ильина Мария Александровна

Урок русского языка в 3 классе, связанный с темой Блокады. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izmenyonnyy.docx28.95 КБ
Office presentation icon russkiy_yazyk_-_kopiya.ppt869 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Мария Александровна

ГБОУ школа №413

Петродворцового района города Санкт-Петербурга

учитель начальных классов

урок русского языка по теме: «Род имён существительных»

Урок русского языка в 3 классе 

УМК «Школа России»

Тема: «Род имён существительных»

Цель: закрепить умение определять род имён существительных.

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить признаки имён существительных.

2. Формировать умение определять род имён существительных.

3. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Развивающие:

1. Развивать речь учащихся.

2. Развивать умение анализировать свою деятельность на уроке.

3. Развивать внимание, память учащихся.

Воспитательные:

1. Прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

2. Воспитывать у детей чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Оборудование: презентация, карточки личных достижений (на каждого ученика), толковый словарь, конверты со словами пословицы (1 конверт на парту), карточки М.Р., Ж.Р., СР.Р. (на каждого ученика).

Распечатки для урока:

Карточка личных достижений

Я  хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что – то новое

Порадоваться за товарища

Получить похвалу учителя

Карточки на каждого ученика

 М.Р.

 Ж.Р.

 СР.Р.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Проверьте готовность к уроку – у вас на партах должны быть: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Садитесь на свои места.

- Прежде чем начать урок, возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» чего бы вы хотели достичь на уроке.

Я  хотел бы достичь д                                        

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что – то новое

Порадоваться за товарища

Получить похвалу учителя

- Какую дату отмечал вчера (27 января) наш город? (День полного снятия Блокады Ленинграда).

- Что вы узнали о блокаде Ленинграда?

2. Словарная работа.

- А знаете ли вы, что слово «блокада» - словарное. И его написание нам обязательно нужно запомнить, тем более, что это слово очень важное в истории нашего города.

- Запишите его в тетрадь. Подчеркните букву «о», поставьте в слове ударение.

- А что такое блокада?

Где можно посмотреть определение слов? (В толковом словаре). Посмотрим понятие слова «Блокада» (1 ученик читает понятие). Блокада – это окружение города со всех сторон. Запишем в тетрадь.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний. 

- К какой части речи относится слово «Блокада»? (Имя существительное).

- Что вы можете сказать об этом имени существительном? (Обозначает событие, отвечает на вопрос «что», в ж.р.)

- Как определить род имени существительного? (Заменить местоимениями – он, она, оно).

- Сегодня мы повторим род имён существительных.

- Как определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе? (Надо поставить имя существительное в единственное число в начальной форме).

Как ещё определить род имён существительных мы узнаем, выполнив следующее задание.

4. Работа по теме урока.

- Прочитайте слова, записанные на доске. (Сначала дети читают молча, затем один ученик вслух).

Снег, солнце, зима, утро, урок, война, озеро, мир, книга, земля, герой.

- Что общего у этих слов? (Это имена существительные, в единственном числе, нарицательные).

- Какое задание можно выполнить с этими словами? (исходя из темы урока)

- Разделите эти слова на группы. Для этого в тетради мысленно определите 3 столбика. Выполните задание самостоятельно. (Затем 3 ученика к доске – на каждый столбик).

ж.р.

м.р.

ср.р.

зима

снег

солнце

книга

урок

утро

война

мир

озеро

земля

герой

- Поднимите руки, у кого также как на доске? Кто не согласен?

- Обратите внимание на окончания этих имён существительных (по родам). Какой вывод можно сделать? Чтобы определить род имени существительного можно также посмотреть на окончание.

ФИЗМИНУТКА

- Найдите среди этих слов два слова – антонима. (Война – мир)

Возьмите конвертики, которые лежат у вас на парте. Выполним задание в паре. Вам нужно открыть конверт и из слов составить предложение. (Мир строит, а война разрушает.)

- Прочитайте, что получилось. Как можно назвать? (Пословица).

- Запишите пословицу в тетрадь. Как запишем? (Первое слово с большой буквы, в конце точка, перед союзом «а» запятая). Пока вы записывайте пословицу в тетрадь, подумайте о её смысле.

- Как вы понимаете пословицу?

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию.

(2 ученика читают стихотворение:

За залпом залп, гремит салют!

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут…

Ни успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!)

- Давайте подумаем, какие имена существительные подойдут к этой иллюстрации? (Мир, салют, небо, радость, счастье, слёзы, победа…).

- Запишите некоторые слова в тетрадь. Над словами укажите род.

- Попробуйте с помощью этих слов составить небольшой рассказ по картине. (1–2 ученика рассказывают)

5. Закрепление изученного материала.

- Проверим род имён существительных, которые мы подобрали к иллюстрации. Для этого возьмите карточки (м.р., ж.р., ср.р.). Я буду называть слова, а вы поднимайте вверх необходимую карточку.

Мир, салют, небо, радость, счастье, слёзы, победа.

- Как определили род слова «слёзы»? (Необходимо поставить слово в ед.ч. – слеза. Слеза – ж.р.)

- Как определить род имён существительных?

6. Рефлексия. Итог урока.

- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» то, что у вас получилось достичь на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие чувства испытали на уроке?

- Наш урок подошёл к концу. И давайте завершим его стихотворением, которое называется «Мир во всём мире». (Ученик читает стихотворение).

Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье – это по мне,
И мир бесконечный – всей Земле!

- Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.

Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....

Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"

На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных....

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Урок русского языка "1 склонение имён существительных"

Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....