Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку на тему

Чебаткова Ольга Никитична

Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фразеологизмы.

Цели:

  1. Ознакомление с понятием «фразеологизм», с лексическим и грамматическим строением фразеологизмов, со способом обозначения фразеологизмов в толковых словарях.
  1. Формирование умений отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте.
  2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
  3. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.

   Оборудование: интерактивная доска, словари, учебник, раздаточный материал.

    Ход урока

Ход урока

  1. Организационный момент

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

    II.   Грамматическая «пятиминутка»

  1. Орфографический диктант

Т.л.визор, к.н.фильм, п.суда, с.годня, чу.ств.вать, ч.тверг, к.мпьютер

  1. Орфоэпическая работа

Задание: расставить ударение в словах:

Занят, занята, занято; начал, начала, начали.  

  1. Проверка домашнего задания

/Ребята составляли план по тексту/

  1. Беседа
  • Для чего служат слова в языке?
  • Что называют лексическим значением слова?
  • Что называется словосочетанием?

  1. Объяснение нового материала

С.102

Прочитайте текст.

Почему Света не увидела лета?

Подумайте, что означает выражение «оглянуться не успеешь»?

Быстро = оглянуться не успеешь

Чем отличаются предложения?

Петя на уроке труда работал плохо.

Петя на уроке труда работал спустя рукава.

Плохо = спустя рукава

 Прочитайте раздел «Тайны языка» с.103

Что такое фразеологизм?

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову).

  1. Выполнение тренировочных упражнений
  1. Работа со словарями:

Соедини фразеологизм с его значением.

Рукой подать

Бить баклуши

В рот воды набрать

Валять дурака

В мгновение ока

Ни свет ни заря

Черепашьими шагами

  • Какие из фразеологизмов имеют одинаковое значение?
  • Какие из фразеологизмов имеют противоположное значение?

Физминутка

  1. Работа по карточке в паре: «Найдите лишнее»

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть

Во все лопатки

Сломя голову

Черепашьим шагом

В мгновение ока

3. Из истории слов /Индивидуальное задание /

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

  1. Устойчивые сочетания

Мы многое узнали о фразеологических оборотах. Как вы думаете, утрачивают ли слова свое лексическое значение в этом сочетании?

Давайте проверим.

Кот – домашнее животное, семейства кошачьих

Плакать -  проливать слезы, издавая жалобные голосовые звуки, плач

Сохранится ли значение фразеологизма?

Домашнее животное, поливающее слезы ≠  кот наплакал

Прочитайте вывод на с.104

4. Творческая работа

/Замените выделенные слова фразеологизмами с.106 упр.5/

Змей Горыныч унёс царевну далеко.

Народу на площади было много.

После работы на участке мы сильно устали.

Завтра надо вставать очень рано.

 

5. Возьмите на заметку!    

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут…

А Мишка и ухом не ведет.

                              И.А.Крылов

Вот за ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает.

                             И.А.Крылов

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась».

                             А.С.Пушкин

Для чего в речи используются фразеологизмы? /Придают выразительность речи/

  1. Закрепление

Тестовая работа и её проверка.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

     1) сварить кашу;

     2) заварить кашу;

     3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

     1) попасть впросак;

     2) хоть пруд пруди;

     3) слово в слово.

3.  Укажите антоним к фразеологизму «тьма-тьмущая»:

     1) сесть в калошу;

     2) кот наплакал;

     3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

     1) зазнаваться;

     2) задаваться;

     3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

     1) во весь дух;

     2) изо дня в день;

     3) ни свет ни заря.

  1. Итоги урока

  • Как вы думаете, над какой темой работали?
  • Какая единица языка называется фразеологизмом?
  • Когда разрушается смысл фразеологизмов?
  • С какой целью фразеологизмы используют в речи?

  1. Выставление оценок

  1. Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение «История одного фразеологизма»:

  • Со щитом или на щите;
  • Вавилонское столпотворение;
  • Лебединая песня;
  • Кричать во всю ивановскую.

2. Придумайте и запишите предложения с этими фразеологическими оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...