Русский язык.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Рыжова Алена Евгениевна

Тема: "Образование уменщительно - ласкательных существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

Цель: научить образовывать уменьшительно- ласкательные существительные

  развить умение устанавливать способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

 – развить чувства языка на основе анализа структуры слов и выявления различных оттенков значения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

1411-Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите улыбку мне, а я вам свою.

- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения. Садитесь.

 – Откройте тетрадь.

- С домашним заданием справились? У кого были трудности?

-Что вы делали?

-Какие постоянные признаки у сущ.?, непостоянные.

-после урока сдадите тетради, я посмотрю, как вы справились.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Минутка чистописания.

3  4  

Введение в раздел.

–Давайте  посмотрим на доску, как вы думаете, какая у нас тема?

- Что общего у этих слов?

– С помощью каких частей слова образуются новые слова? (Приставки и суффикса.)

Ветер, ветерок, ветерочек

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 1  3  3 

– Сформулируйте тему урока. (Суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)

– Мы сегодня понаблюдаем, с помощью каких суффиксов образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

3  4  6  1  3

1. Наблюдение над значением и структурой имён существительных.

Работа в группах. Образуют существительные уменьшительно- ласкательные.

– Что вы наблюдали, выполняя это задание? (Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)

– От каких основ образовались эти новые слова? (От основ имён существительных.)

– С помощью каких суффиксов?

– Где используют ласковые слова? (колыбельной

песенке. В ней передаётся любовь матери к ребёнку.)

2. Обобщение информации, полученной в результате наблюдений.

–Прочитайте вывод в рамке на с. 44.

Вопросы после чтения:

(У суффиксов может быть не только уменьшительно-ласкательное значение, но и только уменьшительное или только ласкательное значение.)

ФИЗМИНУТКА

Я буду называть существительное, а вы называть в уменьшительно - ласкательном значении и показывать в движении

Заяц, Волк, лиса, птица, чайник, мяч, солнце, барабан,

- Молодцы. Глубоко вздохнем и работать мы начнем.

У вас на партах лежат файл с заданием. Выполняем по плану. Мы с вами издадим книгу  "Рассказы для детей". (Работают в группах с предложениями, в них существительные заменяют на уменьшительно - ласкательные. И из этих предложений составляют текст и озаглавливают его.)

- Обратите внимание на доску, на суффиксы.

-Готовы. Кто будет защищать?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли вам выполнить задание?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

4  4

– Какая была тема урока?

– Что нового вы узнали по этой теме?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Рефлексия

Упр. 271. Прочитайте текст и обратите внимание за своей речью. Как обычно вы называете своих родственников и друзей.

Ребята давайте вспомним, как вас называет мама или как вы хотели, чтобы называла. Меня Аленушка и запишите на звездочках.

На зеленом, если все получилось

Желтом- были трудности

Красном- надо еще поработать

-Встаем все. Спасибо за урок. Отдыхайте

Приложение      

Ваня  (                       ) ходит в школу. Из школы он идет домой по тропе (                     ). Дома Ваню (                   ) ждет много работы. Он носит дрова (                              ), топит печь (                                   ). Надо принести воды (                               ), напоить козу (                           ) и овцу (                                 ). К Ване приходят товарищи и помогают ему сделать всю работу. Потом дети (                   ) вместе учат уроки.

Пришли дети (                          ) домой из леса (                                   ) и принесли домой ежа(                                         ). Кошка (                                   ) Мурка (                                  ) цап его лапой (                                     ). Ёж (                              )                      быстро спрятал голову и выставил свои острые иголки (                    ). Уколола кошка (                                  ) лапу (                                    ) и ушла в угол (                                                      ). Мурка                    стала лизать лапу (                                        ), а на ежа (                                ) не смотрела.

Мама (                        ) ушла на работу. Катя (                        ) и Варя (                      ) были дома. Они решили убрать комнату. Катя взяла тряпку(                     ) и ведро с водой (                          ). Она чисто мыла пол. Варя вытирала пыль со шкафа (                                   ) , со стульев (                                  ).
Потом Катя  и Варя мыли
чашки (                    ) и тарелки (                                            ). Когда пришла мама (                             ), всё было чисто.

Дед (                             ) Иван жил в лесу (                  ). Он сторожил лес (                        ). Изба (                   ) у деда Ивана была хорошая. С ним жила внучка (               ) Таня (                               ).
Таня  варила деду
суп (                     ) и пекла блины (                         ). В избе (                                            ) было чисто и тепло. Вечером Таня (                  ) читала деду (                               ) газеты или книги (                                    ).

На липе было гнездо (                            ) синицы (                                  ). В гнезде (                      ) сидели птенцы (                           ). Птенцы (                     ) пищали и просили есть. Синица (                                   ) всё время подлетала к гнезду (                           ). Она приносила в клюве червяка (                                   ) или букашку (                             ). Один птенчик высунулся из гнезда (                               ) и упал на траву (                                     ). Паша (             ) увидел это из окна (                                    ). Он поднял птенца (                           ) и положил обратно в гнездо (                               ).

Пришла зима (                                 ). На улице и во дворе (                           ) много снега (                                   ). Дети (                            ) гуляют во дворе. Они лепят зайца (                                      ) из снега (                      ). У Пети озябли руки (                          ). Он взял снега (                              ) и натёр им руки (                                 ). Руки (                          )  от снега (                ) согрелись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...