Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Изменение глаголов по числам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гудкова Наталья Николаевна

Подробный конспект урока по ФГОС. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_glagolov_po_chislam.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

             ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Изменение глаголов по числам.

ФИО (полностью)

Гудкова Наталья Николаевна

Место работы

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа», город Ясногорск, Тульская область

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Изменение глаголов  по числам, 1 урок

Базовый учебник

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012

  1. Цель  урока: организовать деятельность учащихся для ознакомления  с грамматическим признаком глагола - числом.
  2.  Задачи организационной деятельности педагога:

- предметные: учить умению определять число глаголов, изменять глаголы по числам;

- метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию речи, умению работать с текстом;

- личностные: способствовать формированию умения работать в группе, коллективно выполнять задание,  быть толерантными, трудолюбивыми.

  1. Тип урока Урок открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
  3. Необходимое материально-техническое оборудование: учебник  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012,  мультимедийная установка, АРМ учителя.

Задачи

Формировать УУД:

 Личностные:

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

 Регулятивные УУД:

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; осуществить  самопроверку

Коммуникативные УУД: 

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
  •  Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.

Познавательные УУД:     

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
  • Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Планируемые результаты

 Личностные: 

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Воспринимать одноклассников как членов своей команды(группы)
  • Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию;

Предметные: учащиеся научатся находить определять грамматический признак глагола - время; использовать специальную терминологию при определении этого признака; изменять глаголы настоящего времени по вопросам.

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

создание условий для возникновения  у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности.

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

 

 

Вот звонок нам дал сигнал:

            Поработать час настал.

        А теперь все повернитесь

        И друг другу улыбнитесь

        Улыбнитесь мне, гостям

        И садитесь по местам.

  - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Регулятивные УУД:

  

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

 настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

активизация мыслительных операций: сравнение, анализ, аналогию.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала .                              

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Минутка каллиграфии.

  1. Работа с пословицами.

Для урока я приготовила пословицы. Прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её  в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок.

Лист самооценки.

Актуализируются знания о глаголах, необходимые для изучения новой темы

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

II1Самоопределение к деятельности.

Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока

Участвуют в беседе.

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока

Организация подводящего диалога 

У: Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

 Кор.: Что вы больше всего любите делать?

 Часть речи: Люблю действовать!

 Кор.: Что вы больше всего не любите?

 Часть речи: Не люблю предлоги!

 Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята.

     на "пятёрку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

У:  Ребята, какая часть речи давала интервью?

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала?

У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

2.Повторение о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

-Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

(Изменение глаголов по числам)

 

Умение слушать, отвечать на вопросы.

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему, цели на уроке с помощью учителя

III Первичное усвоение новых знаний.

Цель:

создание условий для формулирования учащимися  новых знаний

Выполняют упражнение, формулируют вывод, сравнивают его с выводом учебника.

Организует  и корректирует объяснение

Исследовательская работа.(Работа в группе)

Проведем исследовательскую работу и узнаем, как изменяется глагол по числам и от чего это зависит.

Определим правила работы в группе.

План работы в группе:

1.Прочитать предложение.

2.В скобках записать вопрос к глаголу

3.Определить,сколько человек выполняют действие.

4.Записать вывод.

Озвучьте свои открытия.

Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях?
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает?
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают?
Если глагол обозначает действие 1 лица, говорят, что это глагол единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких лиц, это глагол множественного числа.
 

Давайте сформулируем вывод:

  1. Глаголы изменяются по числам
  2. Какого же числа может быть глагол?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

5) На какие вопросы отвечают в ед. числе? Во мн. числе?

В ходе беседы заполняется таблица.

Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.109.

- Правильный вывод вы сделали?

Лист самооценки.

Умение сравнивать, обобщать, делать вывод

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

                                            IV.Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

создание условий для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Находят лишнее слово в строке, объясняют свой выбор.

Слушают,  двигаются, выполняют задания.

Записывают предложения с комментированием, выделяют глаголы, указывают их число.

Организует первичное закрепление, контролирует объяснение учащихся, при необходимости корректирует.

Работа в паре.

Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор.

1.Играют, смотрят, пишет, рисуют.

2.Поливает, цветут, растут, пахнут.

Физминутка

Коллективная работа «Помоги лосям»

 Работа в паре .Стр.110 упр.191

(проверка по цепочке).

Лист самооценки.

Умение определять границы предложения, списывать текст, выделять в нем глаголы, определять число глагола.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли. Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Включение в систему знаний и повторений

  Цель:

создание условий для приобретения учащимися начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Выполняют самостоятельную работу

Организует беседу о признаках весны.

Организует      самостоятельную работу учащихся.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Прочитайте текст, определите его тему.

 Весеннее солнце греет землю. Тают(1)  снега. Звенит весёлая капель.  Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.

- О каких признаках весны говорится в тексте?

- Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять? (ответы детей)

Выписать глаголы, определить их число.

Лист самооценки.

Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (определение числа глагола в зависимости от существительного, с которым он связан)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Фиксируют тему и цели урока,

анализируют достигнутые результаты, оценивают свою работу

Организует фиксирование темы и цели урока

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Тест.

— А теперь посмотрим, все ли из вас успешно усвоили новый материал, в этом нам поможет тест (выдается каждому ученику по вариантам).

Ф.И._____________________________________

1 вариант
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Сияет, смешной, светят, дружба.

2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Дружит, берут, спешит, убирали.

3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Сияет, пишут, посмотрели.

Ф.И.___________________________________

2 вариант
1. Подчеркни среди слов глаголы:
Смотрит, сильный, служба, готовят.

2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч.
Бежит, возьмут, летит, рисовали.

3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч.
Читает, уберут, рисуют.

Лист самооценки.

-Давайте вспомним  тему урока?

- Как может изменяться глагол?

- Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа?
- На какие вопросы они отвечают в ед.числе., во множественном числе?


 В конце урока подведём  итог нашей работы.)

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было трудно…

-было интересно…

Проверка листа самооценки. (Оценки за урок).

«Зажги светофор»

-Как бы вы оценили свою работу?

Познавательные: 

умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . 

IX.Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слушают учителя. Записывают задание на дом, задают вопросы

Объясняет задание

Стр.109 правило

 По выбору:

  1. Составить и записать три предложения с глаголами в разных числах.
  2. Записать 5 глаголов единственного и 5 глаголов множественного числа.

Умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Изменение глаголов по числам"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Изменение глаголов по числам"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам

Конспект урока по русскому языку 4 класс Изменение глаголов по временам Школа России...

Конспект урока по русскому языку на тему:« Изменение глаголов по числам » (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: дать представления об изменении глаголов по числамПланируемые результатыПредметные:- устанавливать грамматическую  связь существительного и глагола;- опознавать у глаго...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Изменение глаголов по числам"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся умения изменять  глаголы по числам и определять число глагола. Планируемые результаты: Предме...