Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Изменение глаголов по временам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_glagolov_po_vremenam.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение глаголов по временам»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения точно употреблять глаголы во временных формах и для развития умения определять время глаголов, умения образовывать разные временные формы глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь употреблять глаголы в различных временных формах;
  • уметь образовывать разные временные формы глаголов.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2 ч., стр 71), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте уме доброго утра и удачи на уроке.

Присаживайтесь.

Ребята, поднимите руку те, кто пришел на урок в хорошем настроении. Топните те, кто спокоен, собран и готов усердно заниматься. Покачайте головой те, кто сегодня готов узнать что-то новое.

Спасибо!

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический-  проверка домашней работы)

(Практический – словарная работа)

10 минут

Ребята, вспомните, какой раздел мы начали изучать?

Правильно, мы начали изучать с вами раздел «Глагол» и повторять все, что мы о нем знаем.

Давайте проверим ваше домашнее задание.

-Учебник, страница 71, упражнение 147.

По цепочке называем глаголы, которые в нашли в этом диалоге, и называем его время. Если остальные согласны, то ставят у себя в тетрадях над глаголом плюс. Если не согласны – поднимаете руку и объясняете, почему не так.

Значит (наст.вр), становится (наст.вр), значит(наст.вр), поступает (наст.вр), узнают (буд.вр), будет стыдно(буд.вр), понесет наказание(буд.вр).

-РТ, страница 41, упражнение 91.

Один человек пишет на доске слова с пропущенными буквами. Остальные проверяют правильность и ставят у себя в тетради плюс, если написано верно.

ВОлнА, нЕбО, снеГ, ОдУвАнчИк.

По цепочке называем глаголы, которые в нашли в этом диалоге, и называем его время. Если остальные согласны, то ставят у себя в тетрадях над глаголом плюс. Если не согласны – поднимаете руку и объясняете, почему не так.

Идет(наст.вр), дойдет(буд.вр), пропадет(буд.вр), накрыл(прош.вр), живет(наст.вр), лежит(наст.вр), умрет(буд.вр), побежит(буд.вр), рос(прош.вр), дунул(прош.вр), улетел(прош.вр).

Также нужно было подчеркнуть орфограммы в третьем предложении. Назовите слова, в которых вы нашли орфограммы и что это за орфограммы.

Ключ: Живет, лежит, побежит (правописание жи-ши); Побежит (безуд.гласная в корне)

Поставьте себе плюс, если вы нашли все слова с орфограммами.

Сейчас посчитайте количество ваших плюсов и поставьте себе на полях оценку:

23-21 плюс – «5»
20-17 плюсов – «4»
16-12 плюсов – «3»
11 и меньше – «2»

Поднимите руку, кто получил оценку два. Наклоните голову вправо, кто получил оценку три. Похлопайте те, кто получил оценку четыре. Встаньте те, кто получил оценку пять.

Те, кто справился с домашней работой, большие молодцы. Те, кто недоволен своей отметкой – не расстраивайтесь, в следующий раз приложите больше усилий и все получится.

Словарная работа:

 Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь и на доске.

 1) Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. (Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем, Носит обувь из резины, И питается бензином! (Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох  И рвётся из стручков … (Горох ).

5) Без окон, без дверей, Полна горница людей. (Огурец.)

6) Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене – Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)

А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.


Сегодня мы с вами отправимся в гости к глаголу.

-Мы начали изучать раздел «Глагол».

(выполняют самопроверку и взаимопроверку)

(выполняют самопроверрку и взаимопроверку)


(выполняют самопроверрку и взаимопроверку)

(выполняют самопроверрку и взаимопроверку)

(выполняют самооценку)

(выполняют самооценку деятельности)

(работают самостоятельно в тетради и у доски)


-Герой нашего урока – Глагол.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Чтобы начать наше путешествие надо купить билет на самолёт. Для этого вам на карточках нужно в паре ответить на вопросы.

Глагол - _____________________________________________________________ обозначает___________________________________________________________

Отвечает на вопросы ____________________________________________________________________ Изменяется по__________________________________________________________________
НЕ с глаголами пишется______________________________________
Глагол имеет начальную форму отвечает на вопросы___________________________________________________________

Кто расскажет нам о глаголе, опираясь на вашу карточку?
Остальные проверяют, верно ли их одноклассники ответили на вопросы, и исправляют, если что-то не так.

Молодцы, вы справились с заданием и купили билеты на самолет. Но в процессе полета возникла проблема – никто из нас не знает, зачем мы полетели в гости к Глаголу. Чтобы это узнать, нам с вами нужно определить тему урока.

Итак, ребята, скажите, какая тема у нашего урока?

Поставьте себе цели на сегодняшний урок:

-узнать…
-познакомиться…
-вспомнить…
-повторить…
-потренироваться…
-научиться лучше…

Спасибо за ваши ответы. Я очень надеюсь, что вы сегодня добьетесь своих целей, и наше с вами путешествие окажется для вас интересным и полезным.

(работают в паре)

(выполняют взаимопроверку и самопроверку)

-Тема урока: Изменение глагола по временам.

(ставят цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Я называю глагол в прошедшем времени - подпрыгиваете, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.

Иду, сижу, упала, побежал, будет учиться, устал, научусь, готов работать, буду бодрым.

Спасибо, присаживайтесь на места.

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

IV. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

20 минут

Мы прилетели на остров «ЗАЙМИ СВОЁ МЕСТО». На этом острове и живет Глагол, но до его дома еще предстоит добраться.

 

Игра «Кто здесь живет»?

Ребята, посмотрите на доску. На ней висят домики, но в них сейчас никто не живет. Заполните домики жителями – для этого по-одному человеку с ряда вам нужно подойти ко мне и взять карточку и повесить ее рядом с соответствующим домиком.

«Домики»: настоящее время, прошедшее время, будущее время

Вопросы-пароли: Что делает? Что делают?,  Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?,  Что сделала? Что сделают? Что будет делать?

Жители: смотрит, читал, прочитает, пьёт, брала, отдохнёт, работает, построят, лаяли.

Молодцы, ребята, вы отлично справились! Давайте прогуляемся по острову и посмотрим, что еще тут есть. Идем мы с вами через лес, через поле и натыкаемся на озеро. Чтобы его переплыть, нужно построить плот. Для этого вам нужно поработать в паре.

Упражнение «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил.

  1. Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

  1.  Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

Итак, кто готов назвать лишние слова и объяснить, почему?

Остальные проверяют, верно ли ваши одноклассники справились с заданием.

Молодцы! Все смогли построить плот и переплыть через озеро.

Ну что же, ребята, вот мы добрались до дома, где живет Глагол. Но у нас снова появилось препятствие – собака, что охраняет дом, не пропускает нас внутрь, пока мы не выполним ее задание.

Записаны пары слов:

Отвечал – отвечали  
отвечает – отвечают

Думал – думали  
думает – думают

Чем отличаются слова в каждой паре?

А почему слова записаны в два столбика? В чём отличие между ними?

Молодцы, хорошая работа. Теперь мы с вами сможем войти в дом Глагола.

(выполняют задание по цепочке)

(работают в паре)

-Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.

Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени. Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.

-Отличие слов в лице глаголов.

-Отличие в столбиках во временах глаголов.

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

V. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

(Практический –упражнение)

5 минут

Посмотрите, глагол очень рад нас видеть. Ой, кажется, он что-то пытается нам сказать, но ничего не понятно! Давайте попытаемся помочь Глаголу. Для этого нам нужно выполнить тест.

1 вариант 
1. Подчеркни среди слов глаголы: Сияет, смешной, светят, дружба.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч. Дружит, берут, спешит, убирали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч. Сияет, пишут, посмотрят.  

2 вариант 
1. Подчеркни среди слов глаголы: Смотрит, сильный, служба, готовят.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч. Бежит, возьмут, летит, рисовали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч. Читает, уберут, рисую.

Подпишите свою работу и сдайте ее мне на стол после урока, пожалуйста.

Посмотрите, Глагол, наконец, может говорить! И вот, что он нам говорит:

  • Спасибо вам, ребята, что пришли ко мне в гости! Вы прошли через столько препятствий на пути сюда и это не спроста: у меня на острове очень красиво и уютно. Теперь вы сможете по нему пройтись и убедиться в этом. Приятной прогулки! И помните: Грамоте учиться – всегда пригодится.

(выполняют задание самостоятельно на карточках)

(слушают учителя)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

- Какие знания о глаголе помогли вам сегодня на уроке?

Как изменяются глаголы?

Как определить время глагола?

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Сегодня на уроке я:

- узнал новое…

- научился …

- было трудно…

- все понял, могу помочь другим…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

-Составить схему-опору по теме «Глагол».

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Изменение глаголов по временам»

(высказывают мнение)

-По временам и числам

-По вопросу.

-Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?

-Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?

-Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В конспекте применяется игровая технология. Основной прием – применение дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

Конспект урока + презентация по русскому языку. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тема: «Изменение глаголов по временам» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с изменением глаголов по временам;Планируемые результатыПредметные:...

КОНСПЕТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение глаголов по временам». 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола. Планируемые результаты Предметные:- знать, как...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Изменение глаголов по числам (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: закрепление умения определять числа глагола; изменять  глаголы по числам.Планируемые результаты  Предметные:          - знать: числа глаго...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» ( 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...