Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевленные существительные"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Гафарова Велена Гафуровна

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок открытия нового знания. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_94.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный:

показ слайда

Введение нового материала

Словесный:

Рассказ

Практический: упражнение

Словесный: рассказ

Наглядный:

показ слайда

Словесный: беседа

Практический:

упражнение

Практический:

упражнение

Словесный: беседа

Практический:

творческое упражнение

Физминутка

Введение нового материала

Практический: упражнение

Словесный: работа с книгой

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Словесный: рассказ

работа с книгой

Словесный: беседа

Итоги урока

Словесный: беседа

Домашнее задание

Рефлексия (предметная)

Видеофрагмент

Практический: практическая работа

1

4

25

3

2

3

5

- Садитесь. Сдаем тетради с домашним заданием.

Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату. Классная работа.

 Отгадайте слова, используя сразу все буквы (даны изографы). Слайд1, 2

Утюг, поросенок,  страус, вертолет, самовар, заяц, жираф, самолет.

- Посмотрите на полученные слова. Слайд 3.

- Что их объединят? (это имена существительные, мужской род, 2 склонение)

- Докажите (отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет, можно подставить слова он мой, нулевое окончание).

- Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.

- По какому принципу вы их разделили? (кто? и что?, одушевленные и неодушевленные).

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

- А на вопрос что? (неодушевленные)

(если ответят одушевленные и неодушевленные, то как различать их)

Кто может сформулировать тему нашего урока?

 Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Проверим наше предположение по учебнику, стр. 53.

Прочитаем определения.  (чтение определения ).

 Вот сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила для вас задания, которые помогут совершенствовать ваши умения.

В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в группах.

Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.

Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа, а ваша?

А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3-а класса.

Слайд 4.

одушевленные                                                                 неодушевленные

гусеница                                                                           гусеница

роза                                                                                     роза

мышка                                                                                мышка

моряк                                                                                 книга

дельфин                                                                            айсберг

медуза                                                                               пароход

кит                                                                                      дым

                                                                                             тюльпан

- Что вы заметили? Почему слова  гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

- Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 5.

               Мышка                                         Гусеница                                                                                

животное            компьюторная        насекомое    танка  

                      Роза

        имя                 цветок

Теперь разберем слово – гусеница, а потом - роза.

- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

- Как называются такие слова? (многозначные)    

- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)

Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по рядам.

1 ряд – мышка – одушевленное, неодушевленное

2 ряд – гусеница – одушевленное, неодушевленное

3 ряд – роза – одушевленное, неодушевленное

- Проверим несколько предложений.

Физминутка для глаз «Снеговик»            

Выполним упражнение 1 на стр. 53.

Что нужно сделать? (объяснить, что объединяет группы слов)

Ксюша, начинай.

Верно?

Продолжает Карина.

(выполнение упражнения)

Прочитаем правило на стр. 54. Какие существительные называются одушевленными? Неодушевлёнными?

Выполним следующее упражнение. Что нужно сделать?

Разделите тетрадь на два столбика.

Запишите. Определите род.

Поверим работу.

- Выполним упражнение 3 на странице 54 (задание выполняют  у доски два ученика).

- Что нужно выполнить в упражнении? (записать слова и поставить вопросы)

- Каких падежей? (Им.п., Р.п., В.п.)

- В каком числе? (во множественном числе)

- Какое графическое задание надо выполнить? (выделить окончания)

Им.п. волны                                           Им.п. рыбы

Р.п. волн                                                 Р.п. рыб

В.п. волны                                              В.п. рыб

- Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных? (у В.п. и Р.п.)

- А у неодушевленных имен существительных?  (у Им.п. и В.п.) Слайд 6.  

- Попробуйте сформулировать правило.                                

- Прочитайте правило.

- Давайте точно так же изменим слово снеговики. Слайд 8.

- На какой вопрос отвечает это слово?

Им.п. снеговики

Р.п. снеговиков

В.п. снеговиков

- Что вы заметили? (совпадают окончания у В.п. и Р.п.)

- А у каких существительных они совпадают? (у одушевленных)

- Какой вывод можем сделать?

В реальной жизни и в русском языке понятие об одушевленных и неодушевленных предметах  часто не совпадает. Вот такой интересной особенностью в русском языке обладают некоторые слова. Например: слова – кукла, матрешка.

 - Над какой частью речи сегодня работали?

- Что вы о ней уже знали?

- А что нового  узнали?

Выучить правила и понятия. Стр. 56, №4. (Объяснение д.з.)

Слайд 9.

Вы молодцы, хорошо потрудились и вот вам сюрприз. Он связан с темой нашего урока. Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма и выполнить последнее задание.

Девочки выписывают одушевленные имена существительные, а мальчики – неодушевленные имена существительные.

- Оцените свою работу. Взаимопроверка.

- На этом наш урок окончен.

Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных

Находить основание для классификации слов

Формулировать тему урока

Сравнивать ответ с учебником

Слушать учителя

Группировать существительные в 2 столбика«Одушевлённые/ неодушевлённые сущ-е»

Сравнивать имена существительные: находить ошибки в группировке слов

Объяснять лексическое значение слова

Составлять предложения по заданной характеристики

Проверять работу

Объяснять классификацию слов в группы

Читать правило

Классифицировать слова по изученной теме, определять род каждого слова

Записать и изменять слова по заданным характеристикам.

Сравнивать формы падежей существительных

Формулировать правило, опираясь на выполненное упражнение

Изменять форму слова

Формулировать исключение из правила

Строить речевое высказывание

Узнавать на слух одуш. и неодуш. сущ-е.

Проверять работу

П: осуществлять

 анализ и синтез;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

Р:самостоятельно формулировать тему и цели урока;

П: извлекают необходимую информацию из учебника;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р:принимают и сохраняют уч задачу

9. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


Класс: 3                                                                                                                               Учитель школы: Бикметова Р. Г.

Кабинет:                                                                                                                                        Студентка: Шакирова В.Г.

Дата:20.02.15.                                                                                                                                     Группа: 43

                             

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цели урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

     Задачи урока:

  • употреблять имена существительные  в нужных падежах, в постановке вопроса;
  • определять грамматические признаки имени существительного.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • научить определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
  • развивать умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;

Личностные:

  • воспитывать уважение к одноклассникам;
  • воспитывать аккуратность

Оборудование: презентация, карточки с картинками для рефлексии, учебник русского языка, ч.2, авторы:  М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100....