Тема: Закрепление по теме «Времена глагола» урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема: Закрепление по теме «Времена глагола» урок русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

                                              Подготовила: учитель начальных классов

                                                                        Каткова Е.П.

 

Тема:  Закрепление по теме «Времена глагола»

 Тип урока: урок – путешествие.

 Цели:

1. Закрепление знаний  учащихся по теме «Времена глагола».

 2. Совершенствовать  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.

4. Воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, кораблик, белка, лебедь петушок, орехи, Иллюстрации, карточки, учебник русского языка

Ход урока:

Организационный  момент.

1. Целевая установка.

  - Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас в гостях много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И я надеюсь, что всё у нас получится.

Ребята, послушайте пожалуйста, стихотворение.

Ваш милый образ снится мне.

С пером, бумагой, при луне.

Все ваши строки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт.

Он гений, в этом спору нет.

- Как вы думаете, какому поэту посвящены эти строки? (А.С.Пушкин) (Портрет)

- Наш урок пройдёт в форме путешествия по произведениям А.С. Пушкина, а попутно мы продолжим повторение темы по русскому языку.

2. Постановка учебной задачи.

На доске записаны слова.

Г.р.зонт, лаг.рь, ар.мат, г.л.рея, остр.в, л.пата.

Прочитайте.

– Что объединяет эти слова? (словарные слова)

– Какое задание вы можете предложить?

   Тему урока определите, если подчеркнете первые буквы словарных слов. (Глагол)

– Так что мы будем делать на уроке?

- Мы непросто будем вспоминать о глаголе, а выясним, что знаем об этой части речи.

 Минутка чистописания.

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули. 

До сказочной страны мы должны доплыть по морю. С помощью букв мы изобразим морские волны.

(На доске)

Актуализация знаний.

                                                           Ветер по морю гуляет

                                                          И кораблик подгоняет.

                                                          Он бежит себе в волнах

                                                            На раздутых парусах.

- Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести»  А поскольку это сказка, то и «завести» корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться  в путь только тогда, когда вы расскажете всё о глаголе.

На доске: глагол

Молодцы! Ну что ж, поплыли?  Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.

Работа по теме урока

1. Изменение глагола по временам.

                                                           Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

  Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

И вдруг им навстречу –

Тридцать три богатыря,

                                                            В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

                                                            Великаны удалые.

     Все равны, как на подбор;

                                                            С ними дядька…

Дети: Черномор.

- Черномор приготовил вам задание. У вас на столах лежат карточки.  Вам надо найти глагол, записать и определить время. (Работа проходит с комментированием)

 а) Пушки с пристани палят.

 б) С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.

 в) Море вздуется бурливо,

   Закипит, подымет вой.

 г) Жили они в ветхой землянке.

-

-  На какие вопросы отвечают  глаголы настоящего времени? (Что делает? Что делают?)

  - Что показывают глаголы настоящего времени? (Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас). Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.

- Что можете сказать о глаголах будущего времени?

- О показывают глаголы   прошедшего  времени?

-А как образуются глаголы прошедшего времени?

 (От основы неопределённой формы при помощи суффикса – л-)

- Что ещё можете сказать о глаголах прошедшего времени?

  (Они изменяются по родам)

- Образуйте от глагола в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени  единственного числа, мужского, женского и среднего рода.

2. Глаголы неопределённой формы. 

- Продолжаем наше путешествие.    

                                                         Ветер весело шумит,                                                                                        

                                                        Судно весело бежит…

-Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?

    Ель в лесу, под елью белка,

                                                          Белка песенки поёт

                                                          И орешки всё грызёт,

                                                         А орешки не простые…

  - В каждом орешке глагол.

           Летать, лежать, подгонять, шуметь.

- В какой форме стоят глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- На что они оканчиваются?

- Разберём слово летать по составу.

- Напишите все возможные формы глагола.

   Летать – лечу, летал, буду летать.

   Подгонять – подгонял, подгоню.

- От каких глаголов в неопределённой форме все формы времени можно образовать, а от    каких не все?

Продолжение работы по теме урока

- Продолжаем наше путешествие.    

Ветер весело шумит,

  Судно весело бежит…

          Мы очутились на острове.

  Смотрим:

                                                           Бьётся лебедь средь зыбей…

Работа в парах.

- Замените фразеологические обороты одним глаголом. Напишите эти глаголы.

           Зарубить на носу -  

           Клевать носом –

           Дать стрекача –

           Унести ноги –

- Какие глаголы вы написали? Докажите.

Физкультминутка.

Мы о глаголе повторяли

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь?                                - Вот так! (Дети       поднимают большой палец)

-Как идёшь?                                 - Вот так!    (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь?                                - Вот так!

-Как летишь?                                 - Вот так!

-Как плывёшь?                                  - Вот так!

-Как сидишь?                                - Вот так!

- Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке.

- Живёшь, идёшь, бежишь, летишь, плывёшь, сидишь.

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

Продолжение урока

-Ребята, прислушайтесь:

                                                 Так и вздулись сердитые волны,

                                                 Так и ходят, так воем и воют…

Рыбка нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте откроем и найдём следующие ориентиры: страница, упражнение)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

- Продолжаем путешествие.

                                                Море весело бежит,

                                                Судно весело бежит

                                                Мимо острова Буяна

                                                В царство славного Салтана…

- А в царстве славного Салтана:

                                               Петушок с высокой спицы

                                               Стережёт его границы…

Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете. Вспомните, какое любимое время у Александра Сергеевича?

- Осень.

- Подтвердите это строчкой стихотворения.

- «Люблю я пышное природы увяданье»

- Но Пушкин писал стихи и о других временах года. Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину:  

                                                 По голубыми небесами,

                                                 Великолепными коврами,

                                                 Блестя на солнце, снег лежит…

Или:

                                                 Гоними вешними лучами,

                                                 С окрестных гор уже снега

                                                 Сбежали мутными лугами

                                                 На потоплённые луга.

Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!

 Творческая работа «Оживи текст»

А сейчас попробуйте описать весну. К вам на помощь спешит петушок. Он составил несколько опорных слов.

                 Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

 Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).

Чтение текстов.

IX. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.

 - Что мы повторяли сегодня о глаголе?

 - Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе?

 - Какую задачу ставим на следующий урок?

Минутка рефлексии. 

Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

Оцените свою работу на уроке.

- Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды-яблоки.

- Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

- А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке - жёлтый лист.

- Урок окончен, спасибо за урок! 

 Домашнее задание.

- Выписать из сказок Пушкина  10 глаголов  и указать время..