Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема "Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Соломина Галина Сергеевна

Предоставляется технологическая карта урока "Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Также предоставляется презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slozhnye_slova.pptx1.1 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа над каллиграфией

Слайд 4

Словарная работа

Слайд 5

Исследование 1.

Слайд 6

-вод- -ход- -мор- -сад- -пар- -вод- -воз- о е о - пад - о садовод водопад паровоз мореход «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е.»

Слайд 7

О, Е – соединительные гласные Слова, у которых два корня, называются сложными .

Слайд 8

сам о вар сам варит О

Слайд 9

земл е коп земля копать

Слайд 10

лед о кол лёд колоть

Слайд 11

хор о вод хор водить

Слайд 12

книг о люб

Слайд 13

стал е вар

Слайд 14

Исследование 2. Обсуждение в парах .

Слайд 15

Ходит пешком - пе ш еход Сам летает - са м олёт Измеряет землю - зем л емер Лес рубит - ле с оруб Лазит по скалам - ска л олаз

Слайд 16

Самостоятельная работа

Слайд 17

Развитие речи Рыболовы сидели на реке. Вдруг начался сильный снегопад. Два дня не прекращалась метель. На помощь рыболовам пришли вертолёты. Кинолюбитель снял фильм о спасении рыбаков.

Слайд 18

САМООЦЕНКА - отлично - хорошо - не очень хорошо

Слайд 19

Закончи фразу: Сегодня на уроке я узнал… Мне понравилось… Было сложно… Было интересно…



Предварительный просмотр:

                                                                                           Технологическая карта урока

Дата проведения урока

Учитель

Соломина Галина Сергеевна

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»

Предмет

Русский язык

Класс

2 А

УМК

«Перспективная начальная школа»

Тема урока

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Цель урока

Формирование умения правильно образовывать, писать и употреблять в речи сложные слова

Планируемые результаты

Предметные результаты:

формирование умения самостоятельно применять способ словообразования и объяснять значение сложных слов.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.

Познавательные УУД: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и толкования информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные УУД: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принятие другого мнения и позиции, допуск существования различных точек зрения, осознание значимости работы в паре.

Учебные пособия

Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы по русскому языку 3 часть, / Н.А.Чуракова – М.: Академкнига, 2012 (Перспективная начальная школа).

Тетрадь для самостоятельной работы, 2 класс, 2 часть /Т.А. Байкова, О.В.Малаховская – М.: Академкнига, 2012 (Перспективная начальная школа)

Используемое оборудование

 ПК, проектор, экран, карточки с корнями слов, полоски трёх цветов для оценивания своей работы.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников

Интернет

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение деятельности. Организационный момент.

Слайд 1.

– Ну-ка, проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Добрый день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне и нашим гостям. Вдохните в себя свежесть  и красоту весеннего леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания и доброго, бережного отношения друг к другу.

Создаёт эмоциональный настрой

Самоорганизация, коллективное проговаривание.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте.

2. Работа над каллиграфией.

Слайд 2, 3

- Какую букву будем писать сегодня? (подсказка в отгадке)

- Всем известно без подсказки:

Буква… (Ф) – как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

- Запишите, продолжив закономерность

Фф, Ффф

Организует учащихся на правильное написание буквы.

Повторение написания буквы Фф.

Познавательные: отгадывание загадки, сравнение с ключом из сказки.

3. Словарная работа

Слайд 4.

С. 44, упр.58, тетрадь для самостоятельной работы.

- Выполните в соответствии с заданием.

- Какое слово пропущено? (Фамилия)

- Давайте обратимся к «Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова» и узнаем значение слова.

Фамилия – это: 1) наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени; 2) то же, что и семья.

- Впишите слово и подчеркните буквы, которые надо запомнить.

- Написание какого слова подчиняется правилу -ча,

-ща? (отвечайте)

Запишите и выделите орфограммы.

Знакомит с новым словарным словом и нацеливает на запоминание безударной гласной.

Учатся быстро находить значение слова в словаре, фиксируют слово в тексте.

Регулятивные: управление своей деятельностью

4. Актуализация знаний.

 

Слайд 5.

Слайд 6.

- Мы сегодня будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. Вы будете исследователями. А вы знаете кто такие исследователи? Давайте посмотрим, как об этом говорится в «Толковом  словаре русского языка С.И. Ожегова».

Исследовать – подвергнуть научному изучению чего-либо. Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое.

- Составьте предложение: Исследователи изучают все новое и неизведанное. Запишите. Подчеркните основу.

Активизирует учащихся к изучению нового материала

Знакомство с новым словом, составление предложения с ним, выделение основы.

Коммуникативные:

Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Познавательные (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Исследование 1.

- С помощью чего образовано слово ИССЛЕДОВАТЕЛИ? (с помощью приставки и суффикса).

- А есть ли другие способы образования новых слов. И это вам предстоит сегодня исследовать.

- У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова.

- Как же можно построить новые слова? (Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово садовод). Запишите это слово. Сколько в нем корней?

Два корня  -сад- и -вод-  Выделите корни. Как получили это слово?

Аналогичная работа ведется с другими корнями.

- Как получили новые слова? (С помощью соединения двух корней). А соединительная часть – это гласные Е и О.

 Как бы вы их назвали? (Соединительные)

Устанавливает осознанность восприятия, демонстрирует слайды.

Практическая работа по составлению сложных слов с помощью карточек с корнями и соединительными гласными.

Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания.

Личностные: осознание значимости отобранного материала.

5. Работа над новой темой.  

Слайд 7.

Слайды 8 - 13

- Кто-то может сказать, как называются такие слова? (Слова, у которых два корня называются сложными).

- Какая же тема сегодняшнего урока? (Сложные слова)

- Составьте сложные слова с помощью рисунков и корней слов на слайде. Запишите:

1) он сам варит (самовар)

2) этот человек копает землю (землекоп)

3) это корабль, который колет лёд (ледокол)

4) русский народный танец, который сопровождается  хоровым пением (хоровод)

5) человек, который любит читать книги (книголюб)

6) человек, который варит сталь (сталевар)

Вывод.

Демонстрирует слайды, подводит к выводу.

Составляют сложные слова по рисункам, записывают, выделяют корни.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль.

6. Физминутка 1.

        (для глаз)

Гимнастика для глаз.

1.«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

2.«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. (повторить 5-6 раз)

3.«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя.

Организует гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз.

Регулятивные, личностные, здоровьесберегающие.

7. Продолжение работы над новой темой.

Слайд 14.

Слайд 15.

- Давайте прочитаем разговор Маши и Миши с волшебницей Анишит Йокоповной и сравним ваши исследования с их исследованиями.

С. 91-92, упр. 102 (запись с комментированием)

лес / + степь / = лесостепь

лес / + завод / = лесозавод

лес / + руб / = лесоруб

лес / + воз / = лесовоз

Вывод.

Исследование 2.

Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах.

- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других Е? (обсуждение в парах)

- Замените одним словом следующие словосочетания:

Ходит пешком –

Сам летает –

Измеряет землю –

Лес рубит –

Лазит по скалам –

- Произнесите эти слова.

- На какой согласный оканчивается первый корень?

Вывод: гласная О пишется после твёрдого согласного, гласная Е – после мягкого согласного и согласных ж, ш, ц.

Организует работу по сравнению исследований.

Повторяет правила работы в парах.

Проверка выполнения задания с помощью слайда.

Выполняют работу по образованию сложных слов, самопроверка.

Работа в парах.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.

8. Физминутка 2.

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз – наклон, два – наклон,

Словно буква О свернусь

И попрыгаю немножко,

И руками покручу.

Постою на правой ножке

И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

Привлекает учащихся к проведению физминутки.

Выполняют упражнения.

Здоровьесберегающие.

9. Продолжение работы над новой темой.

Слайд 16.

- О ком говорят, употребляя в речи слова жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый? (О человеке с такими чертами характера)

- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)

Самостоятельная работа. (Работа по рядам и в парах)

- Напишите, как вы назовёте человека, у которого:

1 ряд  

добрая душа –

острый ум –

голубые глаза –

тёмные волосы –

белые зубы –

любит узнавать новое –

2 ряд

сталь варит –

пчёл разводит –

лес рубит –

ловит зверей –

рыбу ловит –

пасёт свиней –

3 ряд

сам варит –

лёд колет –

выжимает сок –

пыль сосёт –

мясо рубит –

режет овощи –

Проверка. Сравнение слов в столбиках.

В первом столбике – слова-признаки; во втором столбике – слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые); в третьем столбике – слова-предметы, отвечающие на вопрос что? (неодушевлённые).

Оцените свою работу.

Организует работу детей по применению полученных знаний.

Выполняют самостоятельную работу.

Личностные: осознание значимости  умения решать учебную задачу.

Коммуникативные: умение слушать других, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

10. Развитие речи.

Слайд 17.

Составь предложения из групп слов. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

сильный, вдруг, начался, снегопад

фильм, о спасении, кинолюбитель, рыбаков, снял

на, сидели, рыболовы, реке

два, не, дня, прекращалась, метель

пришли, на, вертолёты, рыболовам, помощь

В сложных словах выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных.

Организует работу по карточкам, демонстрирует слайд проверки задания.

Составляют предложения, восстанавливают порядок, проверяют правильность составления текста по слайду.

Познавательные (общеучебные): осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, решение проблемы творческого и поискового характера.

11. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь С.45, з.59. Выписать сложные слова, подчеркнуть соединительные гласные.

12. Итог.        Самооценка.

Слайд 18.

- Давайте оценим свою работу на уроке.

Покажите смайлик с выбранным цветом:

Отлично – зелёный

Хорошо – жёлтый

Не очень хорошо – красный.

- Вспомните, какую задачу ставили? Как вы считаете, мы с задачей справились?

Тест «Да и нет»

- Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите смайлик зелёного цвета, не согласны – смайлик красного цвета.

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную -О-.

3. После букв -Ж- и -Ш- пишется -О-

4. Слова, у которых два корня, называются сложными.

5. Соединительные буквы -О- и -Е- в сложных словах – это орфограммы.

6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

Организует обобщение по теме урока и рефлексию.

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль и коррекция ответов.

Личностные: формулирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости.

13. Рефлексия.

Слайд 19.

- Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку для 2 класса ПНШ Тема“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»

“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»...

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Тема урока: Как делаются  слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.Цель: создание условий для формирования умений  составлять и записывать слова  с соединит...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...