Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Иовенко Светлана Евгеньевна

Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результат с поставленной   целью, действовать по алгоритму, работать в группе, контролировать  и оценивать свои действия, результат, презентовать полученный результат другим ученикам. Ребята неформально самостоятельно "добывают" знания по теме: "Разряды прилагательных". Урок разработан на основе учебника по русскому языку для 3 класса,С.Иванов, 2014год, "Вентана-граф".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Разряды прилагательных.

Орг. момент.

На столах схемы состава слов. (№1:корень,суффикс,окончание; №2:приставка,корень,суффикс,окончание; №3: корень, окончание)

Возьмите карточку из копилки слов, разбери   слово на карточке по составу. Займите место за столом с соответствующей схемой. приложение1.

-Проверьте,  правильно ли вы заняли место за столом. Для самопроверки обратитесь к  таблице на столах. (приложение 2)

Ученики берут карточку со словом из копилки, разбирают по составу, занимают места за столами. Проверьте в группе , все ли правильно заняли своё место: « Мы берём тебя с собой.

Ученики проверяют  .сопоставляют с образцом.

Целеполагание

-Прочитайте слова в своей группе, назовите  имя признака по которому  они  собраны.

Какое значение признака у 1группы?

-У группы№2?

-У группы №3?

-Что объединяет все группы? Какой признак?

О какой части речи  будем говорить сегодня на уроке?

-Чтобы узнать какова цель сегодняшнего урока нам надо пройти определенный путь.

У меня есть карта Знания-незнания страны «имя прилагательное» (вывешивается карта знания-незнания с заголовком «Страна «Имя прилагательное» .

Ваши предложения , что есть в этой стране?

Заселяем на « остров Знания» только то, про что знаем, о чём можем рассказать другим. Из материалов слайда выделяем то, что не знаем и заселяем «остров Незнания»

Слайд1     

По мере ответов –перемещаем « овалы» на карте.

Фронтальная работа.

Слайд2  

А вы можете рассказать другим о полных и кратких прилагательных? Если нет, то заселяем на «  остров Слышали».

(По мере того, как дети называют, что они знают или слышали, прикрепляем таблички на карте).

-Что мы не отметили на карте? (относительные, притяжательные , качественные)

Какова же цель нашего урока?

Ответы детей: по составу слова, часть речи.

-корень, окончание и имя прилагательное

Ответы 2 и 3 группы по -образцу 1 гр.

-Часть речи.

 -Имя прилагательное.

-Я  заселяю на  «остров Знания»: вопросы на которые отвечают прилагательные, обозначают признак предмета, изменяются по родам, числам, падежам, в предложении являются определением . (бывают полные  и краткие).

(Возможен ответ)

-Краткие отвечают на вопросы:  каков? какова? каково?

- Относительные, притяжательные, качественные.

-Узнать  что такое относительные, притяжательные, качественные прилагательные..

Усвоение новых знаний

Работать будете по Путевым листам в группах. Чтобы не сбиться с верного пути, вы можете обращаться за помощью:SOS-карточка, книга, взрослый. После работы в группе от каждой группы выступает делегат. Он в роли учителя и расскажет всем,  о чём узнала группа.

Работаем 10минут. Приложение №3.

Работа в группе по путевым листам №1,№2,№3. (приложение 3)

Проверка усвоения знаний.

Отчет 1 группы.

-Стр146- чтение правила хором .:всем классом.

-Проверка усвоения материала: Комментируют ученики 2 и 3 группы.

Образуйте  и запишите притяжательные прилагательные:

Щука, акула, медведь, Катя, охотник, Боря, корова.

Отчёт 1 группы.

Ученики выполняют работу с комментированием.

Отчёт 2 группы.

Стр134 -   чтение правила хором.

-Проверка усвоения материала: Комментируют ученики 1 и 3 группы.

-Выпишите только сочетания с относительными прилагательными.( записать на доске)

Шёлковый шарф

Мамин телефон

чугунные ворота

Красная книга

Деревянное кресло

Катины книги

-Я подчеркну сочетания с относительными прилагательными, проверьте правильность выполнения работы.

Отчёт 2 группы.

Ученики  самостоятельно выполняют   работу.

 - Самопроверка по  образцу на доске.

Отчёт 3 группы.

Стр110,111-   чтение правила хором.

-Проверка усвоения материала:

 Игра: «Я беру тебя с собой» -приведите свои примеры качественных прилагательных. Учитель говорит: «Я беру тебя с собой», если примеры качественные прилагательные.

Отчёт 3 группы.

Ученики называют прилагательные. прилагательные,

А теперь проверим себя:

Если я называю качественное прилагательное  , то хлопаем по коленкам, если относительное-маршируем, если притяжательное-прыгаем.

Куриный, мягкий, дедушкин, рыбий , длинный, снежный, свежий,  цветочный, лёгкий, твёрдый.

Целеполагание

-Что мы сегодня изучали?  Достигли ли поставленной цели?

-Давайте проверим  себя  по нашей карте.(слайд2)

- Вы правы ребята, мы не выяснили что такое разряды.

- Относительные , притяжательные, качественные прилагательные-это  называется разрядами  имён  прилагательных.

Слайд3..

-У кого возникли вопросы-«непонятки»?

Учитель отвечает, уточняет.

-Мы узнали о притяжательных, относительных и качественных прилагательных. Значит, мы достигли цели урока.

- На карте есть слово «разряды». Мы не  узнали что это такое.

Ученики по потребности задают вопросы.

Рефлексия.

Давайте оценим нашу работу в соответствии с нашими критериями:

Выполнили задание

Работа в группе

Ларец+

Приложение 4.

Приложение 1.

Копилка слов для индивидуального разбора  ( разрезать):

Синяя  кислые   твёрдое   белая   серому   тихого  прекрасная    удивительное   прилетевшие   срезанная  задумчивые   улетающие   настольные    берёзовый  звонкая   ледовые   цветочное

светлое     учебная.

Приложение2

корень

окончание

син

яя

кисл

ые

твёрд

ое

бел

ая

сер

ому

тих

ого

приставка

корень

суффикс

окончание

пре

крас

н

ая

у

див

итель н

ое

при

лет

евш

ие

с

рез

ан н

ая

за

дум

чив

ые

у

лет

а ющ

ие

на

столь

н

ые

корень

суффикс

окончание

берёз

ов

ый

звон

к

ая

лед

ов

ые

цвет

оч н

ое

свет

л

ое

учеб

н

ая

Приложение3.

Путевой лист №1 (притяжательные)

 1       пуск       Вспомните на какие вопросы отвечают прилагательные.

2.                         Образуйте от существительных прилагательные по образцу и запишите их в тетрадь:  Папа-папин, птица-птичий, лиса-….,бабушка-…,рыба-…,мама-…,волк-…,воробей-…,павлин-…,змея-….

3             Подумайте, обсудите и ответьте:-Что общего для существительных?

               -На какие вопросы отвечают образованные имена прилагательные?

              -прочитайте рассуждение в учебнике на стр.145.

 4           Прочитай в учебнике правило на стр. 146 несколько раз, чтобы понять и запомнить.

5       Расскажи, что понял про притяжательные прилагательные соседу.

6      Выберите делегата от группы, который расскажет всему классу о притяжательных прилагательных так, чтобы все поняли.

Путевой лист №2.(относительные)

1.    пуск     Прочитайте несколько раз  правило на странице 134, перескажите его друг другу в парах.

Разберите содержание в группе:

-запомни название этих прилагательных;

- От каких частей речи они образуются?

-Какой они называют признак?

-Можете выбрать слово подсказку?

2.            Образуйте и запишите относительные прилагательные:

Суп из гороха-

Каша из риса-

Воздух в горах-

суп из рыбы-

Занятия в школе-

Мороз в январе-

Шапка из меха

-площадка для детей

3.      Расскажите друг  другу, что поняли и запомнили об относительных прилагательных.

4.    Выберите делегата от группы, который расскажет всему классу, о чем вы узнали так, чтобы все поняли.

Путевой лист №3.

  1.       Прочитайте в учебнике правило на стр . 110 несколько раз, чтобы понять и запомнить.
  2.        Прочитайте правило на стр. 111. Найдите в тексте правила  слова-помощники и запишите их в тетрадь.
  3.     Образуй  прилагательные по образцу,  используй слова помощники:

Широкий- шире             громкий-громче

глубокий -                        мягкий-

сильный -                        быстрый-

умный -                            сладкий-

твёрдый -                         тёплый-

  1.     Прочитай  по 3 раза  правила на стр 113,126,127, Задайте вопросы друг другу в группе на понимание.
  2.     Расскажи что понял и запомнил соседу(работа в парах)
  3.      Выберите делегата от группы, который расскажет всему классу, о чем вы узнали так, чтобы все поняли как определять качественные прилагательные..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...

"Система работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

                                          Аннотация к методической разработке...