Цели и способы организации по списыванию в 1 классе
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Назарова Марина Александровна

Согласно программе развивающего обучения на первый план выдвигается процесс становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Для этого обучение необходимо начинать с усвоения ребенком общих принципов решения задач определенного вида. Причем ученик должен понимать, почему он действует так, а не иначе. Исходя из этого, развивающее обучение базируется на системе научных понятий и приобретает форму исследования, что диктует особую логику построения предметов, требует отказа от традиционных приемов работы.

Начальная школа обязана обеспечить овладение навыками чтения и письма, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшие условия для успешного последующего обучения ребенка в школе. Одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе связана с формированием у младших школьников орфографических умений и навыков. В программе обучения русскому языку развивающего обучения списывание имеет наиболее существенное значение в процессе формирования орфографического навыка. Умение увидеть в слове орфографические трудности – главная предпосылка превращения письма в активную орфографическую ориентировку. А такое умение у наших учащихся есть. Остается подумать о том, чтобы у них появилось необходимость использовать свои умения в процессе письма. Но это уже не очень сложная методическая задача.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и способы организации работы по списыванию в 1-м классе (система Л.В. Занкова)

Согласно программе развивающего обучения на первый план выдвигается процесс становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Для этого обучение необходимо начинать с усвоения ребенком общих принципов решения задач определенного вида. Причем ученик должен понимать, почему он действует так, а не иначе. Исходя из этого, развивающее обучение базируется на системе научных понятий и приобретает форму исследования, что диктует особую логику построения предметов, требует отказа от традиционных приемов работы.

Начальная школа обязана обеспечить овладение навыками чтения и письма, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшие условия для успешного последующего обучения ребенка в школе. Одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе связана с формированием у младших школьников орфографических умений и навыков. В программе обучения русскому языку развивающего обучения списывание имеет наиболее существенное значение в процессе формирования орфографического навыка. Умение увидеть в слове орфографические трудности – главная предпосылка превращения письма в активную орфографическую ориентировку. А такое умение у наших учащихся есть. Остается подумать о том, чтобы у них появилось необходимость использовать свои умения в процессе письма. Но это уже не очень сложная методическая задача.

Как добиться того, чтобы орфографические особенности текста постоянно находились в фокусе внимания ученика, выступая в качестве прямой и непосредственной цели его деятельности? Вот такая задача возникает перед учителем, который взялся работать по программе Р.О.. Ведь психологи утверждают: то, что составляет цель действия, очень продуктивно запоминается само собой, без всяких специальных усилий. По наблюдениям методистов, учителей РО никакая специальная словарно-орфографическая работа не дает такого эффекта для грамотности, как правильная организация списывания. Но чтобы это случилось, ученик должен хорошо овладеть умением – обнаруживать орфографические трудности. Вот почему списывание включается в программу обучения в качестве его заключительного аккорда.

Типичные ошибки в формировании орфографического навыка

Наиболее существенные из них связаны с непониманием или с недооценкой той роли, которая в процессе формирования навыка отводится списыванию.

Между тем списывание включено в программу развивающего обучения отнюдь не как один из видов орфографических упражнений, имеющий своей целью сформировать у детей умение безошибочно копировать текст (ценность такого умения весьма невелика). Оно рассматривается как та форма работы с печатным текстом, в рамках которой может и должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения.

Таким образом, основная цель предусмотренного программой обучения списыванию состоит не в овладении данным видом письма, а в формировании особого способа смыслового чтения, включающего в себя активную ориентировку в орфографической форме текста и обеспечивающего тем самым интенсивное накопление в памяти орфографических образов единиц языка (слов, словоформ, словосочетаний). Само собой разумеется, что эта цель может быть достигнута, если ребенок занимается списыванием не от случая к случаю, а систематически, изо дня в день на протяжении всего обучения в начальной школе.

Вторая группа ошибок, допускаемых учителями по обучению списыванию, как раз связана с недостатками в его организации.

Способы и методы работы по списыванию

В программе РО по русскому языку обучение списыванию занимает особое место, так как ему отводится решающая роль в формировании навыков правописания. Эту свою функцию обучение списыванию может выполнить только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в копируемом тексте.

Теперь пора перейти к списыванию, которое решается с помощью специальных методических приемов.

Чтобы правильно организовать отработку каждой операции, учителю необходимо осознать ее назначение.

Итак, чтобы безошибочно скопировать текст, нужно:

1.Прочитать предложение (или более мелкий смысловой отрезок), подлежащий списыванию за один такт;

2.Повторить предложение, не глядя в текст;

3.Выделять орфограммы в списываемом тексте (подчеркнуть);

4.Прочитать предложение, так, как оно написано (“как будешь себе диктовать во время записи”);

5.Повторить, не глядя в текст, предложение так, как будешь себе диктовать во время письма;

6.Записать, диктуя себе так, как проговаривал предложение последние два раза;

7.Проверить написанное:

При правильной организации обучения списыванию к середине второго полугодия первого класса ученики должны овладеть умением – правильно списывать текст, состоящий из слов, написание которых не расходится с произношением, либо, по крайней мере, не противоречат.

Работу по списыванию я начала в первом классе только тогда, когда дети хорошо овладели умением свободно и достаточно точно записывать текст под диктовку.

Cистемы упражнений по списыванию

1 блок. Тексты, состоящие из предложений, в которых слова не расходятся с произношением, либо, по крайней мере, не противоречат.

2 блок. Тексты, состоящие из предложений с орфограммами слабых позиций.

Первый блок состоит из трех частей:

1.Введение алгоритма списывания (в виде зрительных диктантов):

а). Сначала идут отдельные предложения.

Б). Затем вводятся небольшие тексты.

2. Введение списывания текстов с книги.

Это значит, работа по списыванию продолжается после того, как дети научились писать с пропусками орфограмм (письмо с дырками). По программе – заполнение пропусков начинается со знакомства со словарем. Потом идет работа с готовым текстом по книге.

Этот блок состоит из двух частей:

Списывание со слов со словаря.

Списывание целых текстов с книги.

Это переход к завершающему этапу формирования этого вида письма. (Он начинается в конце 1-го класса и завершается к концу первого полугодия 2-го класса).

В итоге можно сделать вывод: если в своей практике методически правильно использовать данный вид работы по формированию орфографического навыка – списывание, то можно получить ожидаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы как способ организации учебной деятельности

Статья о деятельности детей на уроке в группах и в парах...

Способы организации линии в изображении

Замкнутый контур, штрих, спираль.Учебно-наглядное пособие "ИЗО.Основы народного и декоративно-прикладного искусства". Изд."Мозаика-Синтез", М., 1997г....

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

"Школа полного дня, как способ организации внеурочной деятельности в младших классах»

«Школа полного дня – это не удлиненное времяпребывания ученика в школе, а насыщенная интересными делами жизнь».            Общая структура Ш...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...