Разработка урока по теме: "Оцениваем, описываем, повествуем"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Акопян Анжелика Аркадьевна

 

-ознакомить учащихся с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование), учить определять типы речи в тексте. Тип урока: Открытие новых знаний.Работа с текстом помогает учащимся определить тип текста. Работа в группе нацелена на составления текстов разных типов речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx140.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Учитель Акопян А.А.

Апрель, 2015 г.

Урок русского языка в 3 классе

Программа «Гармония»

Тема: Оцениваем, описываем, повествуем

Цель: формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенции.

Задачи:

Предметные УУД

Обучающие:

-ознакомить учащихся с различными типами речи (оценивание, описывание, повествование), учить определять типы речи в тексте

Развивающие:

 -развивать умения пользоваться различными типами  устной и письменной речи, развивать мышление, воображение

Метапредметные УУД

Программа развития УУД

Личностные результаты:

        -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету

-Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной  задачи

-воспитывать чувство прекрасного,  любовь к природе.

Регулятивные УУД:

-Принятие  и сохранение учебной задачи;

-Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

-Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-Умение задавать вопросы;

-Умение контролировать действия партнера;

-Умение использовать речь для регуляции своего действия;

-Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь  и диалог.

Ход урока

  1. Настрой на работу

Сегодня нам предстоит сложная, но вместе с тем интересная работа. Настройтесь на работу. Итак, начинаем.

  1. Введение в тему урока

-Вы часто употребляете в своей речи такие слова как: Круто? Эс! Класс! Блин!

-А ведь эти ненужные  слова  засоряют русский язык.

СЛАЙД

- Речь человека- это зеркало  общей культуры. Если человеку нечем выразить свое восхищение, кроме восклицания Круто? Эс! Класс!

Его речь не всегда сможет найти слушателя. Хотите, чтобы в кругу друзей и взрослых вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае,  надо учиться хорошей, культурной речи, обогащать свой словарный запас. 

СЛАЙД

Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово речь?????

РЕЧЬ

-Устная, письменная (2 прил.)

-произносим, слышим, владеем (3 гл)

- способность говорить (фраза)

-разговор, беседа (синоним названия)

СЛАЙД

  1. Работа с  текстом и предложениями. предложениями.

Перед Вами три записи.  Прочтите их.

  1. Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались. Варюша заплакала.  (охнула, разгребать, заплакала)
  2. Этот яркий цветок на светлом мохнатом стебельке,  цветет ранней весной. Цветы желтые, собранные в корзинку, расположены на верхушке стебля. Листья крупные на длинных толстых черешках. Сверху листья темно-зеленые, снизу – белые. ( цветок яркий,  цветы желтые,  листья крупные крупные, темно-зеленые, белые)
  3. Как красив этот весенний цветок!

-Что можете сказать о 1 –ой записи?  (происходят действия предметов, повествование) Назовите их.  (все глаголы).

Запишите  в 1 столбик глаголы.

-Попробуем стать оператором и снимем кадры  к этому отрывку. Как вы думаете, сколько кадров нам понадобиться? (несколько, столько, сколько действий совершается одно за другим).

Какие это будут кадры? (Разгребала снег руками, заплакала)

СЛАЙД

-Что можете сказать о 2 отрывке? (происходит описание какого-то цветка).

- Какую часть речи мы называем при описании предмета? (прилагательные). Назовите их. (яркий жёлтый цветок, на светлом мохнатом стебельке) - Запишите  в 2 столбик  сущ. и прилагательные. Какую часть цветка описываем

-Сколько кадров к этому предложению нам необходимо? (Один, сняв все признаки предмета)  (Схема)

 -Какой вопрос у вас должен возникнуть после прочтения отрывка

-О каком цветке идет речь? (Чтение текста на стр. 156, литературного чтения)

СЛАЙД

-Что еще вы можете рассказать об этом цветке?

-Может ли предложение подойти ко второму отрывку?  

-Что вы можете сказать об этом предложении.

(мы высказываем свое мнение, восхищаемся, любуемся)

-Можно ли передать на кадр это предложение? (Нет, чувства передать на кадр нельзя). (Схема)

А может ли предложение со значением оценки быть в тексте-повествование или в тексте- описании?

  1. Сообщение  темы  и цели урока

-  Определите тему урока. Так с какими  типами речи мы сегодня познакомимся?

Сегодня мы познакомимся с различными типами речи, научимся определять типы речи в тексте.

-Благодаря каким  трем типам речи рождаются тексты?

( учащиеся опираются на 3 схемы)

-Знакомство с правилом на стр. 108 учебника

Вывод из правила

СЛАЙД

-Когда мы рассказываем о действиях предметы мы создаем (повествование)

- Когда мы говорим  о признаках предметы мы создаем (описание предмета)

- Когда высказываем свое мнение о предмете  строим предложение со значением оценки

Отмечай на полях так:

Повествование – ]пов.

Описание предмета – ]о.п.

Предложение-оценка – ]оц.

                

  1. Закрепление первичных  знаний

СЛАЙД

Перед вами Синквейн.

По пятистишью Вам необходимо определить о ком или о чем пойдет речь?

Лесной, чёрный

Токует, бросается (вниз), гнездится (на земле)

Придерживается светлых березняков

Лесной петух

-Просмотрите видеоролик, может он вам поможет узнать птицу.

СЛАЙД   (ТЕТЕРЕВ)

  1. Работа с текстом стр. 110 учебника

Как кр_сив этот л_сной п_тух! Хвост ч_рный, а брови красные. Ноги к_ро_кие, все в пёры_ках, будто в вал_нках.

Вот  с_дит он на б_рёзе, клюёт б_рёзовые с_рё_ки. А потом бултых вниз г_л_вой прямо в снег! Пов_рнё[ца] раз-другой и спит всю ноч? в сн_говой комн_ _ке.

Прочитай текст.

-Найдите предложения,  в которых создается повествование (сколько кадров сделаем, Какие), описание предмета (сколько кадров). Есть ли предложение со значением оценки. (сколько кадров)

СЛАЙДЫ с кадрами

Хвост черный, а брови красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках. (о.п.)

Вот сидит он на березе, клюет березовые середки. А потом бултых вниз головой прямо в снег! Повернется раз-другой и спит всю ночь в снеговой комнатке. (пов.)

Как красив этот лесной петух! (оц.)

  1. Самостоятельная работа

-Низкомотивированным учащимся  -1 часть

-Средний уровень учащихся -2 часть

-высокомотивированным –весь текст.

-Выделите все орфограммы.  Какие орфографические задачи решали? Назовите их? Самопроверка.

  1. Работа в группах

Работа с текстом. (Учащиеся вставляют в текст слова, подходящие по смыслу и определяют тип текста)

СЛАЙ

1 группа

________________ весна. В полях ________ первые проталины.  В наши края_______________ перелетные   птицы. Они______________  наступлению теплой погоды.  Скворцы ____________ оживших насекомых. Трясогузка _______ гнездо на земле, в укрытии. В этих гнездах птицы летом______________ маленьких птенчиков.

Слова для справок: появились, вытаскивают,  наступила, строит,  вернулись, радуются,  выведут

- К какой части речи относятся пропущенные слова? Назовите тип текста.

СЛАЙД.

-Какие советы вы можете дать детям, которые пришли в лес, отдохнуть на природе.  

2 группа

        Это  ______,  очень чувствительное растение. При легком прикосновении к её ___________ желтым листочкам она тут же, складывая, прячет их. Ветки цветка унизаны _____________ шариками. И сияют они, как _______________ солнышки. Это __________________.

Слова для справок:  нежное, хрупким, золотыми, маленькие,  

СЛАЙД

- Назовите типы текстов.

По описанию узнали растение? Какой это текст?

  1. Презентация полученных текстов
  2. Рефлексия

- Составьте предложение, которое даст оценку вашей работы на уроке.

  1. Домашнее задание.

- Найдите в рассказах  текст – описание или текст- повествование. В тексте может быть предложение со значением оценки..        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...