Слова со звуком [ й, ] и буквой й
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казанцева Ирина Петровна
 
Технологическая карта урока. Русский язык 1 класс, программа "Школа России"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_so_zvukom_y_i_bukvoy_y.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Казанцева Ирина Петровна

Класс: 1 «Б»                              

Предмет: русский язык                Дата: ______________

Тема урока: «Слова со звуком [ й, ] и буквой й»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Задачи:

1) организовать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2) Способствовать овладению умением различать согласный звук [ й, ] и гласный звук [ и ]

3) развить коммуникативные навыки обучающихся

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать согласный звук [ й, ] и гласный звук [ и ]
  • составлять слова из слогов, в которых есть звук [ й, ]
  • определять способы переноса слов с буквой й;
  • определять способы переноса слов с удвоенными согласными

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
  • Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать свое мнение, приводя аргументы
  • Оценивать результаты выполнения работы

Личностные:

  • Проявлять интерес к новым знаниям;
  • Выполнять правила поведения ученика на уроке

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД[1]

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Мы спокойны, добры, приветливы. Желаю вам хорошего урока, быть активными, внимательными, старательными учениками.

Посмотрите на экран и выберите себе установку на урок:

  • Я буду внимателен
  • Я буду старателен
  • Я буду доброжелателен
  • Я буду активен
  • Я буду успешен

В конце урока скажете, выполнили её или не удалось.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на рабочую обстановку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выбирают себе психологическую установку на урок

Постановка темы и цели урока

8

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Проблемная ситуация: рассудите спор двух учащихся. Один ученик говорит, что звуки

[ и ] и [ й, ] согласные, другой - что звуки

[ и ] и [ й, ] гласные. Кто прав?

Пункты плана.

1. Характеристика звуков [ и ] и [ й, ], сравнение их.

2. Наблюдение за словами со зву-ками [ и ] и [ й, ]

3. Как делить на слоги  слова со звуком [й,]?

4. Проверь себя

Что нужно знать и уметь на уроке?

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

 Создает проблемную ситуацию.

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого делают вывод о том, что оба учащихся не правы. Формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Выслушивают мнения двух учеников. Высказывают свою точку зрения. Приводят доказательства.  Делают вывод о том, что оба учащихся не правы.  На уроке планируют деятельность по изучению этих звуков.

Формулируют тему и задачу урока

Знать:

 Характеристику звуков.

Уметь:

1. Определять количество слогов в слове.

2. Делить слова на слоги.

3. Переносить слова

Актуализация необходимых знаний.

3

Сравнительная характеристика звуков

 [ и ], [ й, ]

Называют правильно звуки.  Обобщают имеющиеся сведения о звуках [ и ] и [ й, ].

Физкультминутка

3

«Узнай звук» (на различение звуков [й'] и [и]).

 - Я буду называть слова, в которых встречаются звук [й'] или [и].

Лиса, майка, игра, лицо, соловей, умывальник, юла, троллейбус, ежик, ножницы, змей, имя, чай, вилы.

Если услышат согласный звук [й'], то присесть и вытянуть руки вперёд. Если  гласный звук [и], то встать на носочки и вытянуть руки вверх.

Организация познавательной деятельности

11

1. Исследование слов, в которых имеются буквы и, й.

Подведение обучающихся к выводу, что звук  [ й, ] - это согласный звук, без гласного звука он слога не составляет

Пары слов на доске, проверка

Обрати внимание! учебник с. 78

Наблюдение, работа со словами (сравнение количества слогов)

Г,Ф

Указывает объект наблюдения

На карточке делят на слоги слова, в которых имеются буквы и, й.

Делают вывод, что звук  [ й, ] - это согласный звук, без гласного звука он слога не составляет.

Читают правило, сравнивают со своим выводом

2. Способ деления слов на слоги

Подведение детей к самостоятельному выводу способа деления слов на слоги

Игра «Слоги рассыпались»

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать.

Для наблюдения  предлагается упр. 5 с. 80 в учебнике

Наблюдение, работа с текстом (сравнение и вывод)

Ф, П

Задание: собрать слова.

Прочитайте, какие гости были на дне рождения у слона?

На доске слово: «зайка». Как перенесете слово?  Запишите.

Организует подводящий диалог.  Предлагает подумать, как переносить со строки на строку слова с буквой й. Организует наблюдение за предложенными словами упр. 5

Разделите слова для переноса:

лайка, чайка, зайка, сойка, змейка

На партах у учащихся слова, разбитые на слоги

Лайка, чайка, зайка, сойка, змейка

Выдвигают варианты переноса слова «зайка».

Наблюдают за  правилом переноса в учебнике,

обсуждают в паре, делают вывод, что при переносе й не отделяется от предыдущей буквы, приводят примеры.

Записывают  слова разделяя их горизонтальной черточкой для переноса (взаимопроверка по слайду)

Проверка понимания способа действия

На доске слово: «зайка»

Доказательство

Ф

Предлагает объяснить, кто предложил правильный вариант  переноса слова

Объясняют, как разделить для переноса слова, что слово не делится, если один слог

Физкультминутка

Зайка  серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Первичное закрепление нового материала

9

Освоение способа переноса слов

Листы со словами (3 набора с разными словами). Пример одного набора слов: «лейка», «семейка»,

«йог»

Пример второго набора слов: «стайка», «копейка»,

«йод»

Пример третьего набора слов: «чайник», «гайка»,

«май»

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль

Г

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

По очереди объясняют перенос слов, доказывая свое мнение. Один ученик объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку между группами, рефлексию

Словарная работа (Электрон-ное приложение)

Слово: «дежурный»

Хоровое чтение

Г

Объясняют значение слова

Самопроверка

4

Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы

Три слова с листов групповой работы и одно новое слово («лейка», « чайник», «май», «тройка»)

Диктовка, самопроверка, самооценка

И

Диктует слова

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова (1 ученик у доски), сверяют с записями
на доске, ставят констатирующую оценку

Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План на доске, составленный в начале урока

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки?

- Какой проблемный вопрос мы решали?

- Справились с этой проблемой? – Какие знания приобрели, чего не знали раньше, а сегодня узнали?

- В начале урока каждый из вас выбрал себе установку.

- Удалось ли выполнить это условие?

- У вас на партах сигнальные карточки с кружками.

- Поднимите тот сигнал, который соответствует вам:

  - хорошо понял

  - возникали трудности

 - нужна помощь

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

9. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

10. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала / отсутствовала.

11. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный / продуктивный.

12. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.


[1] ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Слова со звуком [ й, ] и буквой й. Презентация

Презентация к уроку. Русский язык, 1 класс...

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.

Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....