Сценарий урока с презентацией по теме " Работа над ошибками диктанта"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Реутова Елена Викторовна

Урок направлен на формирование оценочных суждений, обучение классификации орфограмм, устранение дисграфических ошибок, преодолевание мотивационных трудностей обучения русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока работы над ошибками диктанта .

Тема урока:»Работа над ошибками диктанта»

Коррекционная цель: формировать оценочные суждения; учить классифицировать орфограммы, устранять дисграфические ошибки, преодолевать мотивационные трудности обучения русскому языку.

     

Ход урока

Коррекционный комментарий к уроку

1.Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

-На прошлом уроке мы проверяли свои знания: писали тренировочный диктант. Ваши работы проверены. В целом  я ими довольна. Особенно порадовали… Но отметку, как вы заметили, не поставила.

-Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (Продолжить учиться себя оценивать, выяснить, что еще не усвоено.)

2.Чистописание.

В написанных текстах некоторые ребята допустили замену букв б, д. Я предлагаю вам еще раз вспомнить условные обозначения элементов этих букв и сравнить их.

-У буквы б элемент пишется вверх, а у буквы д –вниз.

Расшифруйте скороговорку, в которой  буквы б и д записаны условными значками.

Давайте произнесём скороговорку, а заодно и подготовим кисти рук к письму.

Обе ладони лежат на столе. Правая кисть руки вверх, а левая вниз. Произносим скороговорку и одновременно сжимаем пальцы в кулак, а затем, разжимая, кладем ладони на стол , меняя направление ( левая ладонь- вверх, правая- вниз и наоборот)

-Запишите скороговорку , расшифровывая элементы, в тетрадь.

-Дома вы попробуете зашифровать таким образом скороговорку или пословицу ( творческое задание).

-Продолжим работу над чистописанием.

Прочитайте слова:

-Нам нежно выделить букву, которая находится в корне одного их этих слов и обозначает в этом слове парный твёрдый согласный звук. (Посоветуйтесь в группах)

( Это буква Д , она находится в корне слова «задумка» и обозначает парный твердый согласный звук)

-Я предлагаю вам составить цепочку для чистописания из букв д и букв слова, в котором все согласные звуки мягкие («билетики»)

-Составьте цепочку: после каждой буквы слова «билетики» пишите букву Д.

-Проверьте: бдидлдедтдидкдид.

Устранение путаницы в написании элементов букв б и д.

Шифровка б, д.

Способствует запоминанию написаний букв  и одновременно оживляет чистописание.

Проговаривание скороговорки (речевое упражнение) с одновременным выполнением упражнения для кистей рук.

Развитие и укрепление мышц, формирование пространственной ориентации.

Построение умозаключения на основе выделения нужной буквы в словах. Совершенствование логического мышления через выделение слова «билетики» из группы слов, используя доказательную связную речь.

Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности. Создание положительного эмоционального фона для познавательной деятельности.

Таким образом работали над дисграфическими ошибками.

3. Работа над орфографическими ошибками.

-А теперь работаем над орфографическими ошибками. Работу над ошибками вы будете выполнять в группах.

В каждой группе есть карточка с текстом диктанта, в которой собраны ошибки всех детей вашей группы. Но ошибки я не исправляла. Вы будете это делать сами, а при затруднении можно обратиться к текстам своих собственных диктантов, которые проверены мной.

Найденные ошибки вы будете вносить в таблицу, определяя вид орфограммы, подбирая проверочное слово, приводя пример на данную орфограмму.

слово, в котором допущена ошибка

орфограмма

проверка

пример

приставка

корень

суффикс

окончание

-Рассмотрите таблицу. Как можно классифицировать ошибки? ( По частям слов, в которых находятся)

-Продемонстрируйте работу групп.

-Дополните  данную группу ошибок.  (Вывешивается карточка с текстом. Проверяется. Заслушивается группа. Другие группы вносят дополнения.)

(Текст диктанта подбирает учитель)

Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование самостоятельности.

4. Релаксационная пауза.

Аудиозапись «Шум моря» (музыка для релаксации).

Представьте, что вы сидите на берегу моря. В лицо дует свежий морской ветерок. Тёплые лучи солнца скользят по телу. Плеск волн о берег успокаивает вас. Вам хорошо и уютно.

-Встаньте, сделайте глубокий вдох, потянитесь- выдох.

5. Дистанционный диктант.

От каждой группы выходит один ученик и диктует орфографически текст, который находится на значительном расстоянии от рабочих мест детей. Диктующий обращается к тексту то количество раз, которое ему необходимо для успешной диктовки.

-Проверим текст в парах, пользуясь оригиналом. Возьмите карточку с текстом из конверта. Проверяем карандашом.

Выбираются добровольцы от каждой группы( может выбрать  сам учитель из числа наиболее «слабых» учеников)

Развитие слуховой памяти, внимания, орфографической зоркости; формирование навыка самопроверки по карточке.

6. Тест.

-Я предлагаю вам выполнить тестовое задание, которое содержит слова с орфограммами, повторяемыми на сегодняшнем уроке.

Номер выбранного ответа показывайте цифрой.

В заданиях использованы провокации «ловушки».

7. Индивидуальная работа на поиск орфограмм.

Возьмите карточки с текстом, выделите все орфограммы гласных (все гласные в слабой позиции) жёлтым фломастером.

Это задание мы проверим путем наложения вашей карточки на прозрачную пленку с таким же текстом, в котором  орфограммы выделены синим маркером. При наложении правильно выделенные вами орфограммы будут отмечены зеленым цветом, не выделенные, т.е. пропущенные -синим, а лишние, т.е. выделенные неправильно -желтым.

Развивается орфографическая зоркость.

8. Рефлексия.

-Урок подошёл к концу. Вы сегодня работали в группах. Оцените свою работу по умению работать вместе, выслушивать мнение друг друга, культуре общения, т.е. по сотрудничеству.

Работали удачно.

Было трудно.

Разочарованы.

-Оцените знания своей группы по русскому языку. ( 3 балла, 4 балла, 5 баллов)

-Поделитесь впечатлениями от урока.

9. Домашнее задание:

1)самостоятельно оценить свои работы, поставить отметку карандашом;

2) творческое задание: зашифровать элементы букв в пословице или скороговорке;

3)подобрать задания для теста;

4)выполнить индивидуальную работу над ошибкой.



Подписи к слайдам:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
сделал
деловой
Для какого слова проверочным является слово дело ? делить ярос . ный
парус . ный
т
В каком слове пишется буква т ? ужас . ный . беречь
. дешний
с
В каком слове пишется буква с ? . дание вид . л
масл . л
е
В каком слове пишется буква е ? та . л дыш .т
зажига . т
и
У какого глагола 3 лица ед.ч. в окончании пишется буква и? бре . т

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.  Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности  проверки их написания....

Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Решение задач с именованными числами" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Решение задач с именованными числами" 1 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Дециметр" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Работа над ошибками. Дециметр" 1 класс...

Разработка урока с презентацией на тему "Работа над ошибками. Правописание непроизносимой согласной"

Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является способствоание формированию умений и навыков правильного написания непроизносимых согласных, исправлению ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...