Памятки
консультация по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Даммерт Людмила Николаевна

Памятки по русскому языку и математике для учеников и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы, замена букв.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на,  паль-то,  чай-ник,    кас-са

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и обозначь мягкость согласной перед ним зелёной точкой, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель, тень, пень.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

ОРФОГРАФИЯ  СЛОВА  ЗАВИСИТ ОТ МЕСТА ОРФОГРАММЫ В СЛОВЕ

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна - волны.

  1. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода, ягода, ягода.

Хоккей, хоккей, хоккей.

  1. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, выдели корень, подбери проверочное однокоренное слово, где после согласной стоит гласная.

Мороз – морозы;

Ягодка – ягода.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

  1. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, выдели корень, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова или между корнем и окончанием.

  1. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

13. Гласные и согласные в приставках, суффиксах

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой или суффиксом.

Полетели, побежали, потянули.

Расписался.  

Разбежался.

Замочек – замочка, ключик – ключика (выделить суфф.)

14. Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

15. Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Съест, объявления, объем.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед корнем начинающимся с букв Е,Ё,Ю,Я.

16.Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

17.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще два слова с этой орфограммой.

Водовоз, самолет, рыболов.

18.НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

            гл.            гл.

Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются:    нездоровится, негодовать и др..

19.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж.

Проверь словом-помощником. Выдели окончание.

На опушке (на лисе,1 скл., П.п.), у речки (у земли 1 скл., Р.п.), нет ночи (нет степи,3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

лиса, земля

2 склонение

слон, конь

3 склонение

степь

Родительный падеж

–и (–ы)

–и

Дательный падеж

–е

–и

Предложный падеж

–е

–е

–и

20.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

21.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Определи лицо и число. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

22.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения – И

Спряжение глаголов

I спряжение

II спряжение

Все глаголы НЕ на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ

+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

И ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

I спряжение

II спряжение

–ЕШЬ

–ЕМ

–ЕТЕ

–УТ, – ЮТ

–ИШЬ

–ИМ

–ИТЕ

–АТ, – ЯТ

Пишет – писать (I спряжение); ставит – ставить (II спряжение)

23.Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?),

беречь, стеречь.(н.ф.)

Пунктуация

24. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине !(восклиц.) Слава труду !

25. Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

О, да (= но) О

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

26. Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На поляне росли разные цветыромашкивасилькинезабудкиО: О, О, О.

27.Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Ребята, берегите учебники! О,

28.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

29.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка.

 “ П ?” - а. 



Предварительный просмотр:

Синтаксический разбор предложения

  1. По цели высказывания:

повествовательное - сообщает

 побудительное – содержит совет, просьбу, приказ

вопросительное- содержит вопрос

  1. По интонации ( воскл., невоскл.)
  2. Распространенное или нераспространенное.
  3. Грамматическая основа:

подлежащее (кто? что? ) ___________ выражено (сущ., мест.  или сочетанием слов)

сказуемое ( что делает? каков?) _____________

выражено( глагол, сущ., прил. краткой формы)

  1. Второстепенные члены:

- Задаю вопрос от подлежащего:

какой? чей?  - определение                      выражено

 (прилагательным, притяжательным  местоимением)

- Задаю вопрос то сказуемого :

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?- обстоятельство    _ . _ . _ . _ . _   выражено

( сущ., наречием)

кого?чего? кому?чему? кого?что? кем?чем? о ком? о чём? – дополнение   _  _  _  _    выражено ( сущ.)

кто?  что?                                  что делает? каков?

подлежащее                             сказуемое    

какой                       где?                        кого? чего?

какая                      куда?                      кому? чему?

какое?                    когда?                    кого? что?

какие?                    откуда?                  кем? чем?

чей? чья?               почему?               о ком? о чём?

чьё? чьи?               зачем?                  дополнение

определение        как?                    _  _  _  _  _

                                 обстоятельство

                                  _  .  _  .  _  .  _

 

       



Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова

1.Запиши слово, раздели на слоги, поставь ударение,

 закрой глаза, произнеси и послушай звуки,

запиши транскрипцию слова.

2. Запиши каждую букву и рядом с ней звук, который она обозначает на отдельной строке;

3. Запиши характеристику каждого звука на своей строчке:

 - гласный (ударный или  безударный);

 - согласный  

*звонкий или глухой, есть ли пара по звонкости и глухости ,

то есть парный или непарный, укажи пару;

*твёрдый или мягкий, есть ли пара по твердости и мягкости,

то есть парный или непарный, укажи пару;

* запиши букву, которая обозначает этот звук  на письме;

4. Сосчитай количество звуков и букв, запиши.

Пример:

Яблоко  -   яб-ло-ко  -    й а б л а к а

 я-     й    - согласный, звонкий, непарный, мягкий , непарный,

          а    – гласный, ударный,.

 б-     б  - согласный, звонкий, парный,  п  , твердый, парный   б  

 л-     л  -  согласный, звонкий, непарный, твердый, парный,   л    

 о-     а    -  гласный, безударный,

 к-     к    - согласный, глухой, парный     г   ,твердый, парный  к  

 о-     а   - гласный, безударный

_____________

6 букв, 7 звуков.

Фонетический разбор слова

1.Запиши слово, раздели на слоги, поставь ударение,

 закрой глаза, произнеси и послушай звуки,

запиши транскрипцию слова.

2. Запиши каждую букву и рядом с ней звук, который она обозначает на отдельной строке;

3. Запиши характеристику каждого звука на своей строчке:

 - гласный (ударный или  безударный);

 - согласный  

*звонкий или глухой, есть ли пара по звонкости и глухости ,

то есть парный или непарный, укажи пару;

*твёрдый или мягкий, есть ли пара по твердости и мягкости,

то есть парный или непарный, укажи пару;

* запиши букву, которая обозначает этот звук  на письме;

4. Сосчитай количество звуков и букв, запиши.

Пример:

Яблоко  -   яб-ло-ко  -    й а б л а к а

 я-     й    - согласный, звонкий, непарный, мягкий , непарный,

          а    – гласный, ударный,.

 б-     б  - согласный, звонкий, парный,  п  , твердый, парный   б  

 л-     л  -  согласный, звонкий, непарный, твердый, парный,   л    

 о-     а    -  гласный, безударный,

 к-     к    - согласный, глухой, парный    г   ,твердый, парный   к  

 о-     а   - гласный, безударный

_____________

6 букв, 7 звуков.        



Предварительный просмотр:

Разбор слова по составу

1.Определить часть речи.

2 Найти окончание и основу слова. 

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова:

Существительные изменяются по числам и падежам

( один –много,  есть, нет, вижу, доволен, думаю)

Прилагательные – по числам и родам

( какой? какая? какое? какие?)

Глаголы

наст. и буд. времени – по лицам и числам(я, мы, он, они)

прош. времени – по числам и родам

Основа – часть слова без окончания.

3. Найти корень.

Чтобы найти корень, надо подобрать родственные слова –слова связанные по смыслу и имеющие такой же корень.

4. Найти приставку – часть слова перед корнем.

Приставку можно убрать или заменить.

Нужно доказать, что такая приставка по написанию и значению есть и в других словах.

5. Найти суффикс - часть слова между корнем и окончанием.

Нужно доказать,  что такой же суффикс по написанию и значению есть в других словах.

Например:

Подлокотник  (сущ.)                               приморский(прил.)

Подлокотники                                          приморская

Локоть,  локоток                                      море,   моряк

Подставка                                                  придорожный

Подстаканник                                           детский, городской

Разбор слова по составу

1.Определить часть речи.

2 Найти окончание и основу слова. 

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова:

Существительные изменяются по числам и падежам

( один –много,  есть, нет, вижу, доволен, думаю)

Прилагательные – по числам и родам

( какой? какая? какое? какие?)

Глаголы

наст. и буд. времени – по лицам и числам(я, мы, он, они)

прош. времени – по числам и родам

Основа – часть слова без окончания.

3. Найти корень.

Чтобы найти корень, надо подобрать родственные слова –слова связанные по смыслу и имеющие такой же корень.

4. Найти приставку – часть слова перед корнем.

Приставку можно убрать или заменить.

Нужно доказать, что такая приставка по написанию и значению есть и в других словах.

5. Найти суффикс - часть слова между корнем и окончанием.

Нужно доказать,  что такой же суффикс по написанию и значению есть в других словах.

Например:

Подлокотник  (сущ.)                               приморский(прил.)

Подлокотники                                          приморская

Локоть,  локоток                                      море,   моряк

Подставка                                                  придорожный

Подстаканник                                           детский, городской



Предварительный просмотр:

Имя существительное

Лексическое значение: обозначает предмет ( человека, животное, растение, качество, состояние, явление природы….)

Отвечает на вопросы: кто? что?

Морфологические признаки:

1.Одушевленное: кто? человек, животное,

                               форма мн.ч. Р.п= В.п.( нет собак= вижу собак)

  Неодушевленное: что? предмет, растение, явление природы, состояние…

                             форма мн.ч И.п = В.п.( есть чашки= вижу чашки)

2.Собственное: единичные предметы ( ФИО, географические      объекты – Маша,Москва,Урал,Нева..)

   Нарицательное : неединичные предметы( кошка, воробей)

3.Род: мужской ( он, мой –мальчик, шкаф, портфель, страх)

             женский (она, моя-сестра, куртка, ручка, смелость)  

             средний (оно, моё –имя, облако, дерево, качество)

4.Склонение :

 1 скл. – женский\ мужской род, окончание     а  \   я

2 скл. мужской род, окончание нулевое       \средний род

3 скл. – женский род, нулевое окончание

5.Падеж:

Именительный   ( есть)   кто? что?      -

Родительный    (нет)    кого? чего?  - без, у, от, до, из, для, около

Дательный   ( дать)    кому? чему?  - к, по

Винительный    ( вижу)   кого? что? – на, за, под, в, через, про

Творительный   ( доволен)   кем? чем? – с, над, под, между, перед

Предложный   ( думаю)   о ком? о чём? – в, о ,об, на, при,

6.Число : единственное – обозначает один предмет

                  множественное – обозначает несколько предметов

нет формы ед.числа:  санки, брюки, ножницы, грабли, сливки, каникулы, прятки

нет формы мн.числа( нельзя посчитать):мёд, молоко, соль, ловкость, трусость

Роль в предложении:

Подлежащее :    Пришла весна. 

 Сказуемое:      Мой брат – студент.

Обстоятельство:

         (когда?)Осенью птицы улетают ( куда?)на юг.

Дополнение:     Дети нашли  (кого?)лягушку.

Определение:    Маша надела платье(чьё) сестры.

Правописание падежных окончаний зависит от склонения

1 скл.

(земля, лиса)

2 скл.

(слон, колесо

3 скл.

( степь, любовь)

мн.ч

(столы)

-ия

-ие

-ий

И.п

-а   -я

-    -о\е

 -

-е   -

Р.п

- ы  -и

-а  -я

 -    

 -ов -ев

-ей

Д.п

-у -ю

-ам-ям

В.п

-у -ю

-а –о\е

-

 -    

 -ов -ев

-ей

-е -

Т.п

-ой- ей

-ом-ем

-ами

-ями

-ей

-ем

П.п

- е

-ах-ях



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное

Лексическое значение : обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:

какой?  какая?  какое? какие?  чей?  чья?  чьё?  чьи?

Морфологические признаки:

  1. Качественное, относительное или притяжательное

Качественное

 признак можно усилить или ослабить

 сильный  - сильнее – самый сильный, сильнейший;

можно подобрать антоним  злой-добрый

можно образовать краткую форму: красив, красива, красивы;

можно образовать прилагательное

с приставкой не: невкусный;

с суффиксом   –оват\еват-  или      -оньк\еньк-

сладковатый, сладенький

Относительное

Признак материала, времени, места, назначения

Деревянный,  осенний, комнатный, детский

Образовано от существительных или глаголов,

Образовано с помощью суффиксов:  -н-,   -ов-,  -ск-,  -енн-,  -ан\ян-

Притяжательное

          Признак принадлежности человеку или животному      

          Лисий,  волчий,  мамин,  Светин

          Образовано с помощью суффиксов   -ий-,  -ин\ын-,  ов

          Коровий,   заячий,    папин,    куницын,    дедов,    отцов

  1.  Согласуется с существительным по роду, числу, падежу. 

Род, число и падеж прилагательного зависят от существительного.

  Правописание окончаний имен прилагательных проверяется вопросом.

Стол (какой ?) большой, деревянный, синий

Парта ( какая ?) большая ,   синяя

Озеро ( какое ?)  большое   синее

Цветы ( какие ?) красные  синие

У прилагательных мужского и среднего рода в    Р п    пишется окончание   -ого-    \    -его-

После  шипящей  написание окончаний прилагательного, как и существительного,   зависит от ударения:

под ударением  - гласная     о,    без ударения – гласная   е

 

Чужой     свечой     \    дремучей   чащей

Роль в предложении

Определение :

Выплыло   на   (какое?) голубое  небо   (какое?)красное   солнце.

Сказуемое:

Весна      ранняя.     ( была ранняя\ будет ранняя)

 Воздух    сегодня  (каков?) чист      и     свеж .(краткая форма )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Памятки по ПДД для младших школьников.

В данной работе представлены памятки – обращения (листовки) по правилам дорожного движения в соответствии с погодными условиями. Цель пособия: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитан...

Памятки по чтению для младших школьников

Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению . В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка...

Работа над предложениями. Памятки для учащихся.

Такие памятки могут пригодиться на уроках русского языка и для индивидуальной, и для групповой работы....

памятка родителям

Родителям о причинах детской неуправляемости...

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Памятка родителям первоклассника

Памятка родителям первоклассника...

памятка по правописанию орфограмм

В данной памятке попыталась объединить многие изученные орфограммы по русскому языку ...