Сочинение-описание по картине И.Левитана "Март"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 Научить писать сочинение- описание на материале непосредственных наблюдений, правильно и последовательно излагать мысли, обобщать, способствовать развитию творческого воображения детей
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.levitan_mart.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение – описание

по картине И.И. Левитана «Март»

Цели: формировать умение составлять художественное описание природы на основе     пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение); способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.

Планируемые результаты:

Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость товарищеского сотрудничества.

Метапредметные: умение вести диалог, умение определять общую цель, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной формах.

Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли, писать сочинение.

Ход урока

I. Организационный момент

 − Начинаем урок развития речи и пусть он принесёт нам радость общения, а наши сердца наполнит тёплыми чувствами.

II. Сообщение темы и цели

Учитель читает наизусть стихотворение.

 Ещё в домах пылают печки

 И поздно солнышко встаёт,

 Ещё у нас по нашей речке

 Спокойно ходят через лёд.

 Ещё к сараю за дровами

 Не проберёшься напрямик,

 И в садике под деревами

 С метлою дремлет снеговик.

Ещё мы все тепло одеты-

В фуфайки, в ватные штаны.

А всё-таки весны приметы

Во всём, во всём уже видны.

 – Вы прослушали отрывок из стихотворения Е. Благининой. Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Какие приметы весны видны в природе?

 − Куда бы мы сейчас ни бросили свой взгляд, везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки.

 

- Весна − необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается.

 − Природу можно изобразить по-разному. Поэты показывают это словами, композиторы музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок. Но надо уметь понимать этот особый язык.

- Поэтому сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, понимать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. Сегодня вы напишите сочинение по картине И.И. Левитана «Март».

III. Подготовка к восприятию картины

 − Исаак Ильич Левитан -  один из великих русских художников пейзажистов. Родился в 1860 году. Он рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что в последствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения.

- Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 90-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающее произведение «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода».

- Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника.

IV. Рассматривание репродукции картины

 − А теперь попробуем представить, что мы входим в картинную галерею. Проходим один зал, другой, третий. И вот, наконец, мы видим большую, занимающую чуть ли не всю стену картину. Или, может, это не картина, а окно в мир. Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Попробуем и мы войти в мир, созданный художником Исааком Ильичом Левитаном.

- Всмотритесь в картину.

- Левитану посчастливилось запечатлеть неуловимое − подстеречь самые первые мгновения весны.

V. Беседа по содержанию картины

-  Расскажите, что вы видите на картине.

(Дом с крыльцом; лошадка, запряжённая в сани, деревья, снег, небо; скворечник, который сиротливо ютится на голых ветвях дерева и ждёт своих крылатых гостей, жильцов.)

-  На картине художник изобразил снег, сугробы, запряжённую в крестьянские сани лошадку. Что он хотел этим показать?

(Что зима ещё хозяйка природы.)

 − И всё-таки здесь чувствуется весна.

-  Какой день изобразил художник?

(Тёплый, солнечный.)

 

 − Чем вы можете подтвердить это?

(Солнечный свет на деревьях, на крыльце, на стене дома, тени от деревьев.)

-  Взгляните на небо. Какое оно?

(Оно не просто голубое, оно какое-то чистое, прозрачное.)

-  Опишите снег, лежащий на земле.

(Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и много следов.)

-  Что вы можете сказать про ком снега на крыше?

(Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.)

-  Какие краски являются главными на этом полотне?

(Три основных цвета использовал живописец в этом пейзаже − жёлтый, голубой и зелёный. Их разнообразные сочетания с добавлением белой краски создают сияющую гармонию.)

-  Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что можете о ней сказать?

(Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.)

-  Не смотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что говорит об этом?

(Открытая дверь; лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.)

-  Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

(Покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца.)

 

-  Что бы вы могли там услышать?

(Весеннюю капель, крик птиц, шелест веток от тёплого ветерка.)

-  Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали?

(Тихую, спокойную.)

- Весна привлекла богатством красок и звуков замечательного великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал альбом “Времена года”, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это “Март. Песня жаворонка”. Попытайтесь представить какую-либо картину во время слушания музыки.

Слушание музыки.

 Рассказ учителя по содержанию картины.

 На картине “Март” художник изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. И люди еще ездят в санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел. Стал плотным. На крыше крыльца он подтаял. И снежная глыба вот-вот соскользнет вниз. И цвет снега уже не такой, как зимой. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берез. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Вдали виднеются темно-зеленые ели. От них ложатся на снег синие тени. Картина полна воздуха, солнца, движения.

- Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Можете использовать словарь настроений.

VII. Речевая подготовка к сочинению

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание и выполняет его.

1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

день (тёплый, весенний, солнечный)

небо (голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное)

снег (рыхлый, мокрый, зернистый, ноздреватый)

деревья (стройные, хрупкие)

лошадь (усталая, рыжая)

2. Подберите глаголы к существительным.

 небо (сияет)

солнце (светит, греет, освещает)

капель (звенит, поёт, стучит, барабанит)

снег (оседает, тает, темнеет)

деревья (тянутся)

 

 3 . Подберите синонимы к словам:

 художник (автор, живописец)

картина (полотно, произведение)

создал (написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил)

VIII. Составление плана  сочинения

1. Сколько частей будет в сочинении?

2. Как называются части? О чём они?

I. Вступление.

Как называется картина, кто автор, немного об авторе или истории создания картины.

II. Основная часть.

Описание картины.

III. Заключение.

Своё отношение к картине; чувства, которые она вызывает, основная идея.

IX. Устное составление описания картины по плану

 − Поподробнее остановимся на каждой части.

1. Как можно начать  сочинение ?

(Передо мной картина известного русского художника …)

2. Что будете описывать в основной части?

(Небо, снег, деревья, лошадь.)

 − Как начнёте?

(На картине изображена ранняя весна.)

 3 . Как можно закончить?

(Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство … от того, …)

(Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство … при виде …)

(Трудно оставаться равнодушным, когда видишь …)

(Мне эта картина очень нравится, чувствуется, что художник любил русскую природу.)

X. Написание  сочинения  учащимися

1. Письмо на черновике.

Слабым учащимся выдаются карточки с опорными словами: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель.

 − Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию  сочинения . В вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной.

2. Редактирование  сочинения .

 3 . Письмо  сочинения  в тетради.

XI. Итог  урока

 − Понравилось ли вам сочинять?

 − Кто хотел бы зачитать своё сочинение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...

Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"

В работе четко сформулированы цели и задачи, репродукция картины, репродукция портрета художника, последовательность работы над картиной, сочинение учащегося....

Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...

Урок русского языка 4 класс Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова«Иван Царевич на Сером волке»

Задачи:учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержа­ние картины;совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повеств...