Как помочь детям хорошо усваивать русский язык
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Рубцова Татьяна Яковлевна

В статье даются советы родителям, как помочь детям хорошо усвоить русский язык. Предлагаются разные игры со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_detyam_horosho_usvaivat_russkiy_yazyk.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь детям хорошо усваивать русский язык.

(Советы родителям) 

Знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, русский язык - один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но этого недостаточно.

Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной работы, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе испытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов - недостаточно эффективная помощь.

Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них - умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма - молниеносной) мысленной подстановкой проверочного слова. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не, в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.

Быстрый поиск нужных слов в памяти - совсем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задачку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо. Сколько совсем неподходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо.

Умеет ли ваш сын или дочь находить в памяти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безударные гласные - о. Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое - с ударением на втором (например,полосы и полоски). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» - не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем подстановки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. Поэтому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем не легко: например, к таким обычным для сочинений старшеклассников словам, каквпечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.

 

Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?

Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный - это понимание слов, активный умение ими свободно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминологии). Что же касается активного словарного запаса, он у разных людей различен. Хрестоматийный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два слова. Активный словарный запас у детей школьного возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.

Вспоминать слова, необходимые для применения орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.

Чтобы осуществить переход от пассивного владения словарным запасом родного языка к активному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Оговоримся: настойчиво тренировать ребенка - совсем не значит систематически заставлять, принуждать. Принуждение никогда не приводит к развитию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно скажется на умственном развитии ребенка. Интуитивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие широко распространенные детские игры.

 

Детские игры в слова

Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной букве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длинного слова составлять слова из различных комбинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная живучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимости для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Если эти игровые формы наполнить грамматическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.

Самый распространенный прием - «придумайте пример на данное правило» становится увлекательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно большепримеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мысленно соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется языковая «готовность памяти» - способность быстро «выдать на-гора'» понадобившееся слово.

Процесс поиска слов очень увлекает: приходилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нужный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.

Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в каких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посоветовать: «Вспомните, как называются различные виды варенья, мороженого».

Задание «Назовите сложные существительные, которые пишутся через дефис» - приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская. То же самое задание с добавлением «адреса» (поищите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.

Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнообразны - это игры, загадки, шарады, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, различного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «добыть» нужное слово гораздо полезнее, чем записать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.

Вот примеры игровых заданий, требующих «добывания» нужного слова.

1.

Догадайтесь, какие слова пропущены в следующих предложениях. Запишите эти слова и объясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.

1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы...

(Ответледяная.)

2) Андерсен написал сказку о стойком... солдатике.

(Ответоловянном.)

3) Жил петушок, золотой гребешок, ... головушка, шелкова бородушка.

(Ответмаслена.)

2.

К данным прилагательным подберите антонимы (слова, противоположные по смыслу), содержащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, ясная погода, веселая песня, печальное известие.

(Ответыустная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие.)

3.

К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:

Больничный лист (ответ: бюллетень).

Асфальтированная дорога (ответ: шоссе).

Пояснение, толкование к какому-нибудь тексту (ответ: комментарий).

4.

Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, особенно с толковыми. Хорошо, если такие словари имеются дома. Знакомство с орфографическим словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчеркивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить словосочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лексическое значение всех слов

5.

Хороший результат в работе с трудными орфограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети самостоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему - заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Морские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.

Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.

 

Что такое общие умения?

Прежде всего, умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каждое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьников прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепричастия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение различать части речи - одна из важнейших предпосылок правильного применения правил.

Второе» необходимое для грамотного письма общее умение - это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существительных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.

Третье важное умение - это умение «видеть» состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и окончания. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ци или ы?) имеет одно решение для корня и совсем другое - для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.

Четвертое умение, необходимое для грамотного письма, - это умение анализировать звуки русской речи:различать глухие и звонкие согласные, выделять шипящие и т.д. Без этого умения невозможно применить целый ряд правил.

Еще одно умение, без которого бесплодно знание любого грамматического правила, - это умение видеть, где его требуется применить, своеобразная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима такая проверка. 

Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требующие применения правил. Развитием этих умений надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высокому уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно упражняться для развития всех перечисленных умений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ученику полюбить предмет - русский язык (из опыта работы).

Из опыта работы учителя по воспитанию интереса к предмету....

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Статья. "Формирование положительной мотивации у детей при изучении русского языка ( развиваем речь играя).

Тесная связь литературы и русского языка поможет творческому развитию детей....

«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Как родители могут помочь детям в изучении английского языка

Уже в расписании второклассников появляется два урока иностранного языка, а многие дети попадают в языковые школы и того раньше. Часто они остаются один на один с непонятными словами и буквами, ведь и...