Как помочь ученику полюбить предмет - русский язык (из опыта работы).
статья по русскому языку по теме

Из опыта работы учителя по воспитанию интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_ucheniku_polyubit_urok.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ученику полюбить урок – русский язык.

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 282

Михайловой Надежды Юрьевны.

Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития.

Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации. Где ученик  чувствовал себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. Надо стараться. Чтобы знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ. Все это содержит творческий эксперимент.

1. Тема «Имя прилагательное».

А)-Прочитайте слова, исследуйте и придумайте интересное задание:

мороз, красное, грустная, песня ,проворные, лютый, ручьи, солнце.

Дети рекомендуют разбить слова на 2 столбика – существительные и прилагательные. На доске запись:

Песня              красное

солнце           грустное

ручьи             лютый

мороз             проворные 

Какой столбик вам знаком? Исследуйте. Докажите, что это имена существительные.

Объем орфографии в каждом из существительных.

-Прочитайте второй столбик. Докажите, что это не имена существительные, не глаголы. На какие вопросы отвечают слова? Прочитайте пары слов по строчкам. Что заметили? Почему нельзя сказать: песня красное, солнце грустная и т. д. Соедините пары слов правильно. (Дети связывают в словосочетания два слова. Делают вывод.

Б) «Угадай, что за зверь».

-Летом у него серая шерстка, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверек этот пугливый . (заяц)

-И этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (лиса)

Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные.

Серый, белый, рыжая – цвет.

Короткий, длинный – размер.

Пугливый, хитрый – характер.

В) Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Допишите слова, признаки которых названы.

Золотая…, синее… ,высокий… , разбитое… ,сварливая… .

Г) Творческое задание.

-Запишите, какими бывают:

Улыбка…

Взгляд…

Походка…      (возможно до 100 характеристик)

-Слово дождь для каждого звучит по-разному, подберите признаки этого слова.

2. Дети «изобрели» правило о правописании я после шипящих в конце существительных 3 склонения.

Проводится языковой эксперимент.

-Что общего между словами ночной , мощный?

Подберите к ним однокоренные имена существительные. (ночь, мощь)

Дайте характеристику последним звукам. (согл., непарн., шипящие, мягкие)

В алфавите только 4 звука, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят.

Исследуйте слова: ночь, мощь, рожь, глушь.

Что их объединяет? Где написание не соответствует произношению?

Так почему же слова рожь и глушь пишутся с ь?

Какое правило «изобрели»? Давайте заполним таблицу.

Пишется с ь

Не пишется ь

Сущ. 3 скл.  рожь

                       тишь

                       помощь

Сущ. м.р.        нож

                          меч

                          грач

Работа над усвоением правила тесно связана с упражнением по развитию речи.

-Напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом.

Часть суток после вечера     -   ночь

Доктор                     -   врач

Родник           -      ключ

Мелкие деньги     -    мелочь

Маленький ребенок      -    малыш

Молодое поколение     -    молодежь

Всякое изделие, предмет    -    вещь

Тишина     -    тишь

Хлебный злак      -     рожь

То, что мы слышим, произносим, пишем  -  речь

3. Большое внимание на уроках уделяю развитию фонематического слуха. Это не только фонетический разбор, но ежедневные короткие  упражнения, которые называю фонетической зарядкой, например:

Есть ли мягкие звуки в словах: шепот, чудо, братья, цирк, конечно, мышь, дрожь?

4. Часто уроки начинаются с грамматической разминки. Это задачи для смекалистых.

1) Найдите четвертое лишнее:

Подлежащее, глагол, дополнение, определение.

Существительное, наречие, сказуемое, предлог.

Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

2) Слово состоит из одной части. Докажите. Что эта часть корень.

3) Звонят во все колокола.

- Сколько букв о?

-Сколько звуков о?

-Куда же они подевались?

Важной стороной деятельности по воспитанию интереса учащихся к изучению русского языка должны быть специальные задания по работе с литературой с целью «приобщить учащихся к работе с книгой», формировать интерес школьников к работе со школьным учебником, словарями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории,  Пасько Татьяны...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.(Из опыта работы)

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость. (из опыта работы)...

Система работы со словами с непроверяемыми правописаниями на уроках русского языка (из опыта работы)

Система работы со словарными словами в 4 классе. Каждый день недели посвящён определённому виду работы....

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

Индивидуальный маршрут ученика по предмету русский язык

Индивидуальный план по русскому языку...