Урок русского языка "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Киш Лариса Николаевна

Урок русского языка в 1 классе. (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perenos_1_kl.doc614.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Перенос слов.

Класс. 1-ый.

Цели. Научить детей правилам переноса, формировать умение переносить слова, совершенствовать навык грамотного письма, учить делать выводы по теме урока; развивать речь, мышление, внимание; прививать интерес к русскому языку, воспитывать дружеские, товарищеские отношения.

Дидактические средства обучения. Рисунок сундучка

                                             

                                          Карточки со словами, разделенными для переноса    

                                               Зашифрованные правила

                                               Слоги и слова из этих слогов

                                              Флажки с рожицами

                                               Знаки +, -, ?

                                               Рисунки Знайки, Незнайки и карточки со словами

                                               Карточки для домашнего задания.

Орг. момент. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

-Запись числа.

Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова. Все полученные знания мы будем складывать в «Сундучок новых знаний». В конце урока  попробуйте составить  рассказ о правилах переноса. Я думаю на уроке нам придется многому  удивиться. А какой звук произносят, когда удивляются?

                                                                /О-о-о!/

Минутка чистописания.                                               

-Итак, мы вспомним, как пишется буква О и нарисуем волшебные очки. Дайте характеристику этому звуку.

-Объясните, в какой последовательности запишем соединения.

Письмо соединений ОО  ОО – с верхним и нижним соединением.

-Мы надели волшебные очки. Поморгайте глазками, чтобы они хорошо работали.

Изучение нового материала.

-Прочитайте глазками слова (записаны на доске с делением на слоги:

-Что необычного в написании слов?

                                       /слова разделены на слоги/

-А для чего? Ответьте на этот вопрос согласно теме урока.

-А сейчас мы всем расскажем,

Как слова переносить:

Вы, прошу, мне помогайте

Хором дружно отвечайте.

Зима — …/зи-ма/,

коза — …/ко-за/,

пожар — …/по-жар/,

комар — …/ко-мар/.

Здесь порядок очень строгий:

делим все слова на слоги,

И поэтому слова

переносим ….          /по слогам/.

Закрепление изученного.

А теперь попробуй сам,

раздели слова: лиса,

петушок, трава, коса.

По слогам слова скажи

и в тетрадке запиши.

- Я диктую слова, а вы по цепочке записываете слова на доске и в тетради, разделяя их черточками для переноса.

Выполнение задания на доске и в тетради.

-Итак, кладем первые полученные знания в сундучок. Как переносятся слова?

Зашифрованное правило помещается под сундучком.

Пе-ре-но-си по сло-гам.

Упражнение в составлении слов из слогов.

-Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

                            (пауза)

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны?

На, пру, жи                     ши, лан, ды

После правильного составления слов карточки переворачиваются, на них написаны слова: пружина, ландыши.

-Разделите эти слова для переноса.

 (Деление слов  двумя способами и запись на доске и в тетрадях: пру-жина, пружи-на, лан-дыши, ланды-ши).

-Еще раз посмотрите на слова и найдите орфограмму общую для них.

                                            /Сочетания ЖИ-ШИ/

-Подчеркните эти сочетания во всех словах.

Физминутка

-А теперь все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

И заодно поупражняемся в определении количества слогов в словах. Я буду произносить слова. Если вы услышите слово, состоящее из одного слова, то приседаете, если услышите слово, состоящее из двух слогов, то поднимаете вверх две руки. Приготовились?

Книга, дом, люди, мёд, час, пчела, каток.

-А теперь помните ушки, чтобы они хорошо слушали.

Изучение нового материала.

-Послушайте стихотворение, которое расскажет Давид от имени ученика первого класса уже изучившего правила переноса.

-Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Еда я перенес:

  Е-да,-                                                         Опять

Как получил                                              Я перенес:

За это «два».                                              О-пять.

Укол                                                           Теперь,

Я перенес:                                                 Наверно,

Уко-л –                                                      Будет «пять».

И получил                                                  А вы как думайте, друзья,

За это «кол».                                              Ведь плачут буквы-то не зря.

-Почему же буквы плачут?

-Представьте себя на месте буквы Е.  Как вы себя чувствовали, когда оставались надолго одни?

-Т.е. каждому человеку нужен друг, с которым бы можно было поговорить, поиграть. Также и буквам нужны друзья, при переносе слов с одной строки на другую они не могут жить по одному.

-Исправьте ошибки в переносе этих слов и запишите их в тетради.

На карточках с переносом перечеркивается черточка красным цветом.

-Сформулируйте еще одно правило переноса слов. Чего нельзя делать?

       /Нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить одну букву /.

-Давайте и это правило положим в сундучок новых знаний.

Закрепление изученного.

-А теперь, друзья, поищем

В упражнении слова,

Которые по правилу

Переносить нельзя.

Откройте учебники на стр.58, найдите упражнение 84.

-Какое задание нам необходимо выполнить?

- По цепочке читаем слова, находим те, которые нельзя переносить, и записываем их с комментированием. Под гласными буквами самостоятельно поставьте красные точки.

Алгоритм. Читаю слово.

                   Делю его на слоги.

                  Определяю количество букв в слогах.

                Определяю, можно ли переносить слово.

                Комментирую: окунь и диктую по слогам, в конце слова согласный произносится мягко, значит пишу Ь, подчеркиваю это опасное место.

Обобщение изученного.

-Итак, составьте рассказ о правилах переноса слов.

-Давайте прочитаем в учебнике правила переноса слов. После прочтения поднимите флажок с нужной рожицей и покажите, правильные ли выводы мы сделали в течение урока. Прочитайте правила в парах (Настя-Валя, Давид-Сергей).

-Почему вы подняли веселую (грустную) рожицу?

-О каком правиле переноса слов мы еще не говорили?

-Прочитайте еще раз часть правила, в которой говорится о переносе слов с Й и Ь. Это правило поможет нам рассудить спор.

-Итак, как переносятся слова с Й и Ь?

Изучение нового материала.

-Я случайно услышала разговор двух сказочных героев. Вот этих: (рисунки Знайки и Незнайки). Из какой они сказки?

                             / «Приключения Незнайки и его друзей»/

-Послушайте и вы их разговор и  после определим, кто из героев прав.

-Зайка, лейка, чайка, майка.

Отвечай-ка мне, Незнайка,

как со строчки на строку

их перенести могу?

— За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка! (на карточке)

— Эх, не зря же ты Незнайка!

Раскричался даже Знайка:

Переносим только лей-ка,

только чай-ка,

только май-ка.

Не позорь себя, Незнайка,

а запомни: чай-ка, зай-ка!

-Кто же из героев прав? Почему?

-Мы можем положить в сундучок еще одно новое правило переноса. Выберите соответствующую карточку и поместите ее под сундучком.

-В переносе слов с буквами Й и Ь мы поупражняемся на следующем уроке. А сейчас подумайте, поняли ли вы, как переносить слова с одной строки на другую? Если у вас нет никаких затруднений, то встаньте с правой стороны сундучка около знака +. Если вы еще затрудняетесь в правильном переносе слов, то встаньте около ? Если вы пока не поняли, как переносить слова, то встаньте слева от сундучка около знака -.

-Я смотрю многие уже все поняли и теперь знают, как переносить слова.

Д/з. А дома еще поупражняйтесь в переносе слов и выполните задание по карточкам. Прочитайте задание. Что вам нужно будет сделать дома?

Карточка 1.

Спиши только те слова, которые можно переносить. Раздели их на слоги, обозначь ударение.

Корабль, осина, уха, окно, идёт, улица, бежит, большой.

Карточка 2.

Спиши только те слова, которые можно переносить. Раздели их на слоги, обозначь ударение.

Корабль, осина, уха, стройка, окно, идёт, стойкая, большой, улица, банька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...