Урок "Обобщение знаний об имени существительном" (2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Косарева Ирина Георгиевна

Урок "Обобщение знаний об имени существительном" (2 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Творческий конкурс  «Учитель - учителю»

                                                   

                                                                   Урок русского языка

                                               «Обобщение знаний об имени существительном»

                                                                           2 класс (1 - 4)

                                                                                                                         

                                                                                                                         Учитель начальных классов

                                                                                                                                       Косарева И. Г.

                                                                           

                                                                          МБОУ «СОШ № 176»

                                                                                  г. Зеленогорск

                                                                                         2012 г.

Предмет: Русский язык

Класс: 2 (1-4)

 

Возраст учащихся: 8 лет

Программа: Дидактическая система Л.Занкова

Форма обучения: Урок

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний   (повторно - обобщающий)

Форма урока: Урок-практикум

Пересечение образовательных областей: Русский язык, окружающий мир.

Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, проблемного изложения.

Средства обучения: Учебник “Русский язык” А.Полякова,  таблицы, карточки для самостоятельной работы, карточки         индивидуальной работы для слабоуспевающих, презентация (слайды), ключ к проверке работы, тесты, сигнальные  карточки, словарь, таблицы настроений.

Оборудование урока: Техническое обслуживание: компьютер, проектор, экран.

Вид деятельности учащихся: Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Цель урока: 1.Усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний.

                           2. Интеллектуальное развитие учащихся на уроке русского языка за счет нового уровня инициативы и                    самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

                                               Классификация целей и задач к уроку представлена в трех вариантах:

                                                      традиционная, ФГОС 2-го поколения, система Л.Занкова.

                                                                          Традиционная:

Задачи

Обучающие:

      - Повторить, закрепить, скорректировать, систематизировать, обобщить ЗУН по теме урока, определить уровень усвоения материала;

      - Совершенствовать орфографические навыки;

      - Повторить правописание словарных слов, опираясь на знания об имени существительном (тема урока).

Развивающие:

      - Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, память, творческие способности, умение анализировать,           интуицию и “чувство языка”;

      - Расширять и обогащать словарный запас обучающихся (лексический кругозор учащихся);

      - Развивать навык грамотного письма;

      - Развивать способность к инициативному самовыражению;

      - Развивать умения:

          -  работать в парах и группах;

          -  вести учебный диалог;

          -  оценивать деятельность товарищей и свою.

Воспитательные:

       - Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, повышать уровень познавательного интереса к предмету;

       - Воспитание гигиенических правил письма;

       - Воспитывать навыки самоконтроля, трудолюбия, старания в учебе;

       - Формировать активность, культуру работы в парах, группах, доброту, чуткость, желание помочь, чувство коллективизма.

Оздоровительные:   

      - Содействовать сохранению здоровья младших школьников: физминутка, игра, использование средств наглядности, благоприятный    эмоциональный настрой.

                                                                                        ФГОС 2-го поколения

                                                                                                                  Цель урока

Метапредметная

Предметная

Расширить границы предмета "русский язык" через интеграцию с окружающей средой

Обобщение знаний обучающихся об имени существительном

                                                                                               Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Коммуникативных

Личностных

Регулятивных

Общеучебных:

1.Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно  создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2.Искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Логических:

3.Устанавливать причинно-следственные связи;

4.Строить логические цепи рассуждений;

5.Выдвигать гипотезы.

Постановка и решение проблем:

6.Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

1.Умение слушать и вступать в диалог;

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение  в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами.

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1.Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже мне известно и что еще неизвестно, но предстоит узнать;

2.Контролировать себя  в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3.Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4.Оценивать, осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

5.Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели.

Предметные задачи

Образовательные:

-   конкретизация полученных знаний об имени существительном как части речи;

-   закрепить умение распознавать имя существительное как часть речи в предложении;

-  закрепить знания о грамматических признаках имени существительного;

-   обогащать речь детей.

      Развивающие:

-   развивать орфографическую зоркость;

-   развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

-   развивать кругозор учащихся.

                                                                      Система Л.Занкова

п/п

Система уроков

Педагоги-ческие средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения.

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Последний по теме.

       Имя существительное. Обобщение.

    Урок-практикум

Фронтальный,

групповой,

парный,

индивидуальный.

1.Иметь представление о существительном, как части речи, отвечающей на вопросы кто?, что?

обозначающей предмет.

2.Знать значение данной части речи и грамотно употреблять ее в собственной речи.

3.Иметь представление о грамматических признаках существительного.

4. Уметь ставить в начальную форму, образовывать падежные формы.

5. Знать, как определять число, род существительного, разделять на понятия «одушевленное - неодушевленное», «собственное - нарицательное».

6. Уметь находить в тексте существительные в любой падежной форме.

1.Уметь распознавать данную часть речи от других частей речи по их грамматическим признакам.

2.Образовывать множественное число от единственного и, наоборот.

 

3.Наблюдать за падежными окончаниями имени существительного и сравнивать их, уметь подбирать и задавать вопросы косвенных падежей к именам существительным.

4.Должны уметь по алгоритму производить морфологический разбор существительного.

Работа с текстом.

Словарно-орфографическая работа.

Работа со схемой, алгоритмом

Работа с пособиями.

Творческая работа.

Работа с памятками.

Работа с таблицей.

Работа с правилом.

Работа с фразеологизмами.

Работа с иллюстрацией.

Работа с электронными источниками.

    Указано выше.

     

Краткое описание урока:

      На уроке  русского языка прививаю учащимся коммуникативные компетентности. Немало внимания уделяю развитию грамотного письма и речи учащихся, овладению ими богатством родного языка.

      Для развития интереса детей к этому предмету прибегаю к постоянному поиску новых методов обучения, групповой форме организации деятельности и подбора интересного материала для урока с использованием ИКТ.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

  1. У детей формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера.
  2. Учащиеся научатся систематизировать знания в единую целостную картину.
  3.  Научатся строить предположения и обосновывать их.
  4. Научатся работать с дополнительными источниками, получая дополнительную информацию.
  5.  Научатся выполнять практические задания.
  6. У детей совершенствуется орфографическая зоркость.
  7. Совершенствуется связная грамотная речь.
  8. Урок обеспечивает условие развития личностных способностей учащихся и результативности изучения русского языка через максимальную активизацию  учащихся на всех этапах учебно-воспитательного процесса, вовлекая в познавательный процесс каждого, и не оставляя равнодушных.

Ценность такого урока - в активной позиции учащегося, в предоставлении ему реального права выбора, в приобретении навыков самостоятельно формировать выводы на основе наблюдений.

ПРИМЕЧАНИЕ – провести сдвоенный урок, чтобы обучающиеся представили целостную картину изучаемой части речи (осознанно, глубоко)  


п/п

  Цели и задачи

                                                         Деятельность учителя

   Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Обеспечить быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе; воспитание навыков правильной организации своих действий на уроке

  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Развитие организационных навыков:

          Здравствуйте.

          Подравнялись.

          Хлопните в ладоши, если у вас на парте приготовлен учебник «Русского языка»,           тетрадь, ручки  …

  1.  Включение в урок:

    Сели  тогда,  когда из предложенной цепочки слов будет названо слово, отвечающее на  вопросы  кто? что?, обозначающее предмет:   сильный, укрыть, спит, снежные, воробей.

          К данному слову мы будем неоднократно обращаться на уроке.

  1. Развитие организационных навыков:

Ножка стула к ножке стола.

       Урок русского языка

       Помним о посадке, о правильном наклоне тетради, правильно взяли ручку.

       Записали дату.

Решение проблемной ситуации.

2. Актуализация знаний.

Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы

2.1. Работа над словами из словаря:

 

           ( Работа включает в себя:

     а). Подготовку к изучению темы.

     б). Повторение орфограмм № 1, 2 (б /гласная проверяемая, б /гласная непроверяемая)

     в). Элементы фонетического разбора.

     г). Работу над развитием логики, речи.)

а). Подготовка к изучению темы. Устный опрос:

- С помощью чего мы выражаем свои мысли?  (с помощью речи)

- Какие части речи вы знаете?

- Как отличить одну часть речи от другой?

 Задание:

- Я называю части речи. Назову глагол - встает первый ряд, назову существительное - встает второй ряд, назову прилагательное - третий ряд   (с постоянным доказательством выбора)

       бегу                         умный                     дом

      думаем                     добрая                    трава

      смотрит                     зеленое                    окно

      играют                    хорошая                    парты

      пишу                    темный                   человек

                    ( Слова подобраны:

            а). Глаголы - по лицам и числам.

            б). Прилагательные - по родам.

            в). Существительные - по родам и числам       (пропедевтика) )

б). Знакомство с новым словом из словаря. Развитие логики, речи. Работа над орфограммами      № 1, 2:

- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. Определите, к какой части речи оно относится, если отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет.

- Слово зашифровано. Переставив буквы, вы узнаете его    «йворебо».

- Посмотрите в словаре учебника (первый столбик) как записано данное слово.

- Запишите.

- Найдите в этом слове два слова    (вор, бей)

- Какие это части речи? Докажите.

- Вернемся к слову «воробей». Как найти безударную гласную (определить место сомнения)

- Подумайте все ли безударные гласные в этом слове нужно запомнить.

- Проставим номер орфограммы. (№ 1, 2)

- Вывод - правила возникают потому, что произношение расходится с правописанием.        Давайте убедимся в этом, написав транскрипцию данного слова ( [вараб’эй’] )

в). Работа над фонетикой. Развитие логики:

- Укажите количество слогов, букв, звуков, гласных, согласных.

- На какой согласный звук следует обратить особое внимание? (й)  Характеристика его.

- Составить и записать с данным словом предложение.

- Итак, в данном слове нужно запомнить гласную …

- В каких еще словах первого столбика (словарь учебника) есть эта буква для запоминания?  (быстро, весело, ворона, голос, город, ковер, коньки, корова )

- Разделите их на две группы.

- По какому признаку произвели деление на группы? ( а). Количество слогов - 2-3,  б).Существительные и другие части речи)

Работа с таблицей.

Решение проблемной ситуации.

Работа с деформированным словом.

Высказывание предположений

Проблемная ситуация.

Самостоятельная индивидуальная работа

Сигнальные карточки.

Памятка для характеристики  звуков    (с графическими изображениями)

Самостоятельная работа в тетради.

Учащиеся заканчивают предложения.

Фронтальная работа по цепочке.

Решение проблемной ситуации.

3. Сообщение темы и целей урока.

Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык.

3.1. Вычленение темы урока:

       - Итак, вычленили из предложенных слов часть речи, над которой будем сегодня       работать на уроке.

      - Нужно отгадать кроссворд, узнать эту часть речи и, следовательно, тему нашего урока.

        

        

      1.Его можно записать из букв                                                                       (слово)

      2.Обозначение звуков на письме                                                                  (буквы)

      3.Это -  часть слова                                                                                        (слог)

      4.Так раньше называли алфавит                                                                  (азбука)

      5.Вопросы кто?  что?, предмет - часть речи                                               (существительное)                                           

      6.Он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу          (текст)

      7.Оно сообщает о ком или о чем-либо и имеет законченную мысль     (предложение)                                                                              

      8.Мы их произносим                                                                                    (звуки)

      9.Она бывает устная и письменная                                                            (речь)

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбике.

- Следовательно, тема урока - обобщение имени существительного.

3.2. Формулировка цели урока.

        - Сформулируйте цель нашего урока.

           ( а). Закрепить и систематизировать свои знания об имени существительном, связав это

         с  б). Повторением орфограмм. (№ 1, 3(парная согласная))

             в). Развивать свои речь, внимание, наблюдательность, память)

3.3. Обобщение ранее  приобретенных знаний:

        - Что вы знаете об имени существительном?    (дать определения с доказательством):

        1.это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?  что? и обозначает предмет

        2.начальная форма

        3.собственное - нарицательное

        4.одушевленное - неодушевленное

        5.род

        6.число

        7.член предложения

Учащиеся отгадывают кроссворд, составленный на основе знаний русского языка.

Запись темы урока в тетрадь.

Самостоятельная формулировка детьми цели урока.

Индивидуальные выступления.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

4.1. Отработка умения находить данную часть речи среди других частей речи.        Отработка орфограмм №2,3:

      - Сейчас мы отработаем умение находить данную часть речи среди других слов.

       Вспомним, на какие вопросы отвечает существительное, что обозначает?

                                                        Зима в лесу.

Наступила зима. Сильный мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лед сковал ручей. Снежные шубки надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Спрятались воробьи, вороны. Вот сугроб. Там спит медведь.

- Из предложенного текста выбрать и записать существительные, но не все!, а только те, в которых есть правило – парная согласная  (мороз, снег, лед, шубки, шарф, на ветках, сугроб, медведь)

- Проверка - назвать слова, на конце которых парная согласная «ф»  …

- В каких еще словах данного текста  нужно запомнить буквы и какие? (устное напоминание ранее изученных словарных слов)

- Значит, сочетание – оро - есть в словах « воробей, ворона» и в одном из тех слов, которые вы сейчас записали. В каком? (мороз)

- Определим, какие еще орфограммы встретились в словах.

- О каких птицах шла речь в рассказе, что они сделали?

- Каким членом предложения являются данные слова?

- Зимующие или перелетные эти птицы?

4.2. Отработка понятия  «одушевленное – неодушевленное»  имя существительное:

         а).- Среди услышанных существительных в тексте найдите одушевленные                       существительные, но сначала расскажите друг другу как вы отличите одушевленные от             неодушевленных существительных.

- Проверка задания - Среди этих слов назовите двух птиц, зверей.

- Если вы называли одушевленные существительные, то остальные существительные отнесу…, потому что …(закончить предложение)

б). Дифференцированная работа по карточкам:

     1 группа - Выпишите слова, которые отвечают на вопрос «что?».

     2 группа - Выпишите слова,  которые отвечают на вопрос « кто?», расположите их в     алфавитном порядке.

 (море, люди, письмо, слова, ученик, река, поэт, труба, моряк, тигр, рыба, трава, медведь, труд)

- Проверка – 1 группа - по слайду, 2 группа - проверяется учителем.

4.3. Отработка понятия  «собственное - нарицательное»  имя существительное:

        - А если речь пойдет о таких понятиях,  как «собственное» или «нарицательное» имя    существительное, что вы можете сказать о существительных данного текста? ( нет «собственных», т.к.  … (закончить предложение)

        - А как бы вы записали имена собственные, если бы они встретились в тексте?

Проблемная ситуация.

Работа с таблицей “Парная согласная”.

Самостоятельная работа с текстом.

Помощь консультантов.

Работа в паре.

Учащиеся должны закончить предложения (методика незаконченных предложений)

Обучающиеся работают с дифференцированным заданием по карточкам.

Проверка по слайду.

Проблемная ситуация.

Дети заканчивают предложение  (с доказательством)

5. Физкультминутка.        Создать установку на отдых для последующего полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи.

4.4. Отработка понятий “род, число”, включая элементы ТРИЗа     (творческое              преобразование знаний): 

       а). - Мы сейчас с вами говорили о зиме, а что было бы, если бы зима не заканчивалась.

       - Но так бывает только на Северном полюсе, а к нам скоро придет какое время года?

       - И мы сейчас поработаем с таким текстом, в котором говорится об этом времени года,     выполнив несколько заданий:

              Пригрело солнце. Растопило снег. Показались травы, цветы. Высунулся из своего       убежища колючий еж.

       - Списать текст, выделив орфограмму №1 (какая это орфограмма?)

      б). – Определите число существительных данного текста.

      - Вспомним, когда у нас один предмет, мы имеем ввиду какое число? А много предметов?

      - Проверка знаний данного раздела: карточка-рисунок  (снежинка):

      1.Закрасить синим карандашом существительные множественного числа.

      2.Сверить свой рисунок с рисунком на экране (слайд).

      3.У кого точно такие же рисунки? Молодцы!

     в). - Определим род существительного (карточка):  

   

                                                                 подарив его:                подставив местоимение:

      женский род                                       маме                                она, моя

      мужской род        папе                     он, мой

      средний род                                           солнышку                     оно, мое

       - Надписать над существительными текста род.

       - Итог задания: взаимопроверка тетрадей, выставление оценки соседу в паре.

     г). - Итог задания - игра “Путаница”.

          - Напишите правильно слова. Укажите род и число имен существительных:

                    (леодоя, торавкь, скерол, винад    (одеяло, кровать, кресло, диван) )

Сообщение собственной идеи.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Рефлексия (слайд)

Памятка-опора с двумя вариантами определения рода существительного.

Взаимопроверка (оценивание товарища).

Ключ на доске.

Обучающиеся, переставляя буквы, составляют слова (им. сущ.) и определяют род и число данных слов - индивидуальная самостоятельная работа)

6. Зрительная гимнастика

Зарядка для глаз. Развитие зрительной памяти.

6.1. Работа по  таблице (картине):

  - Найдите на картине воробья…

  - Переведите взгляд на голубя…

  - Обведите взглядом группу зимующих птиц…

  - Обведите взглядом группу перелетных птиц…

  - Обведите взглядом птиц, живущих в Сибири…

  - Обведите взглядом птиц, живущих в Африке…

  -  Какую помощь мы можем оказать зимующим птицам?

6.2. Работа над развитием кругозора:

         (возвращение к изучаемому слову из словаря “воробей”):

        а). - Отгадайте загадку:

                     Чик-чирик

                     К зернышкам прыг!

                      Клюй, не робей!

                      Кто это? ...

Все в природе с приходом весны просыпается. И наш воробьишка тоже повеселел. Городской воробей - страшный забияка и драчун: поет неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем. А вообще-то надо сказать, что мы так к воробьям пригляделись, что и не замечаем их, а ведь они особенные: это самые многочисленные птицы нашей планеты! Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром сложили люди поговорку: “Старого воробья на мякине не проведешь”. Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

         б). Работа с фразеологизмами - когда так говорят?:

                        Стреляный воробей; воробью по колено; воробьиный шаг.

       - Итак, какую гласную надо запомнить в слове «воробей»?

          в).   Рассказать четверостишие про воробья собственного сочинения.

                              (домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся выполняют упражнения для глаз, одновременно изучая, повторяя виды птиц - работа по таблице (картине).

Индивидуальные сообщения.

Отгадывание загадки.

Слушание.

Индивидуальные ответы – рассуждения.

Творческая работа - учащиеся декламируют стихи собственного сочинения -заранее заданное домашнее задание.

7.Контроль и проверка знаний.

Проверка знаний.

7.1. Разборы: (дополнительные знания русского языка с учетом темы урока) - морфологический и синтаксический.

          Морфологический: 

- Какие животные первыми просыпаются весной?

- О каком из этих животных говорилось в нашем рассказе?

- Дадим характеристику данному слову.

- На парте - полоски с записью пунктов морфологического разбора существительного  - читаем пункты, составляем алгоритм разбора, отвечаем с доказательством.

                                  Слово  « еж» - морфологический разбор.

          Синтаксический:

- Разбор последнего предложения (о еже) - внутригрупповая работа

(сделать упор на синтаксическую роль в предложении имени существительного):

                                       Данная работа предполагает:

                    а). Выслушивание мнения каждого участника группы.

                    б). Дискуссия - правильность выдвигаемых мнений.

                    в). Сообщение результатов - выступление от группы.

7.2. Итоговое упражнение.

                                   Включает в себя:

          а). Отработку орфограмм, пройденных на уроке.

          б). Отработку изученной части речи.

          в). Логические упражнения.

          г). Развитие памяти.

                                        Снеговик- снег

                                        Дождливый - дождь

                                        Шарфы - шарф

                                        Обувной - обувь

                                        Лесной - лес

   

   Вопросы:

         1.Определите на какое правило подобраны слова?

         2.Подберите каждому слову проверочное слово.

         3.А какие орфограммы вы наблюдаете в проверочных словах?

         4.Разделите проверочные слова на две группы.

                             (три варианта деления):

               а). По количеству букв, звуков.

               б). Наличие на конце слова букв обозначающих глухие звуки.

               в). Существительные женского - мужского рода)

     - Итак, как проверить безударные гласные?  Парные согласные? - это те орфограммы,         которые мы прорабатывали сегодня на уроке.

         5.А что данные слова объединяет?

                              (6 вариантов объединения):

                а). Правило - парная согласная.

                б). Наличие одного слога.

                в). Слова одной части речи.

                г). Неодушевленные существительные.

                д). Нарицательные существительные.

               е). Существительные единственного числа        ( ответы с доказательством)

    - Проверка задания:

         1.Назовите среди них слова:

      - единственного числа, мужского рода со звонким согласным звуком на конце

      - единственного числа, женского рода с глухим согласным на конце слова

      - единственного числа, женского рода со звонким согласным на конце слова

         2.Опираясь на данный образец подберите свои слова.

         3.Назовите среди них слово, которое, изменив в нем на конце слова парную согласную, можно существительное превратить в глагол    ( лес –лез ).

        - Назовите для него проверочное слово.

Развитие памяти: посмотрю, насколько вы наблюдательны, и насколько хорошо развита ваша память - вспомните, какие из предложенных в данном задании слов, встречались в выборочном диктанте.

7.3. Работа на компьютере - тестовые задания по вариантам:

          Первый вариант:

 1.Что обозначает имя существительное? -                     действие, признак предмета, предмет.

 2.На какие вопросы отвечает существительное? -        кто?, что?, какой?, что делает?, как?

 3.Найди существительное -                                             прыгает, легкий, гриб, водный.

 4.Найди одушевленное существительное -                   паровоз, мир, ворона, лодка.

 5.Подчеркни неодушевленное имя существительное -  окуни, дерево, птицы, грачи.

 6.Образуй множественное число -                                    лед, поле.

 7.Подчеркни существительное ед. ч. -                             помидоры, огурцы, тарелка, вагоны

 8.Найди существительное ж. рода -                                 капитан, зеркало, полотенце. посуда.

 9.Найди существительное м. рода -                                 человек, солнце, картофель, тетрадь.

 10.Найди сущ. ср. р. -                                                        заяц, какао, волшебник, огород

          Второй вариант: подобные задания.

Работа в паре с дефформированным алгоритмом разбора существительного.

Работа в группах по карточкам – опорам.

Общеклассная дискуссия.

Высказывание оценочных суждений.

Проблемные ситуации.

Развитие памяти.

Работа за компьютером - тест (по вариантам)

8.Рефлексия.

Самоосознавание своего эмоционального состояния  в связи с проделанной работой. Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.

8.1. Задание - тест на определение грамматических категорий имени существительного:

               “+”   - да,           “-“   - нет

№ вопроса

1

2

3

4

5

ответ

Вопросы:

 1 .Зима - имя существительное?    (+)

 2. Снег - одушевленное существительное?   (-)

 3. Мороз - нарицательное?   (+)

 4. Сугроб - существительное женского рода?   (-)

 5. Птица - существительное единственного числа?    (+)

     

- Так о какой птице мы сегодня говорили на уроке?

- Что вы о ней узнали?  (с точки русского языка, окружающего мира).

8.2. Работа с картинками.

       - На доске картинки. Найдите лишнюю и уберите ее.

       - Затем переверните рисунки и из букв составьте слово.

       - Прочитайте его хором - Молодцы!

  1. Таблица - настроений.

 Выбор одного из четырех изображений лиц (радостное, спокойное, грустное, злое):

- Определите, с каким настроением вы заканчиваете урок    (каждый ученик)

- Объединим наши картинки по группам, т. е. сделаем вывод – каково общее настроение класса в связи с проделанной работой       (все учащиеся)

8.4. Итог:

        -  Вы сегодня хорошо поработали. Я увидела, что вы хорошо умеете отличать существительное от других частей речи, умеете ставить его в начальную форму, определять собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, узнавать род, число имени существительного и определять каким членом предложения оно является.

И, это не смотря на то, что каждое задание было усложнено.                        

 Работа по карточке -

фронтальная работа по «цепочке» под контролем обучающихся.

Проблемная ситуация.

Обучающиеся осмысливают содержание картинок, убирают лишнюю, из оставшихся, перевернув их, используя данные буквы, составляют слово - результат их работы.

Саморефлексия.

9.Домашнее задание.

                                                             По группам:

1 гр. (слабые ученики)        2 гр. (средний уровень)                     3 гр. (сильные учащиеся)

        № 230                   № 238                                                  № 231

Красный цвет – слабые,

синий – средние,

зеленый – сильные.

Учащиеся находят определенный цвет - знак и записывают домашнее задание.

10.Оценивание

                                  Выставление оценок с комментированием.

В обсуждении оценок принимают участие ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

Урок в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и ре...