Разделительные Ь и Ъ знаки.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Горбунцова Светлана Викторовна

Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_yanvarya_rus_yaz.docx23.45 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.6 КБ
Файл prezent_po_rus_yaz_21_yanvarya.pptx96.99 КБ

Предварительный просмотр:

Разделительные Ь и Ъ знаки.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.  (Стоя)

       Проверь дружок!

       Готов ли ты начать урок?

       Всё ль на месте?  Всё ль в порядке:

       Книжка, ручка и тетрадка?

-- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

* не выкрикивать, быть терпеливым;

* дать возможность высказываться своим товарищам;

* уважать друг друга.

-- А теперь тихонечко сели.

2. Повторение.

-- Отгадайте загадки.

       Тридцать три  богатыря.

       Мудрецов богатырей

       Знает каждый грамотей.    (Буквы)

       Буквы – значки,

       Как бойцы на парад,

       В строгом порядке

       Построены в ряд.

       Каждый в условленном месте стоит,

       И называется всё:  …   (Алфавит)

-- Правильно, ребята:

    Каждая буква в алфавите имеет своё место.

-- А что обозначает каждая буква?

       Его не видно.

       В руки не взять,

       Но зато слышно?   (Звук)

-- Каждая буква в  алфавите обозначает  звук.

-- На какие две группы делятся звуки?

  (Звуки делятся на гласные и согласные)

-- Какие звуки мы называем гласными?

       Гласные тянутся песенкой звонкой,

       Могут заплакать и закричать,

       В тёмном лесу звать и аукать,

       Но не желают свистеть и ворчать.

-- С помощью чего мы произносим гласные звуки?

  (Гласные звуки мы произносим с помощью голоса.)

-- Какие звуки мы называем согласными?

       А согласные согласны

       Шелестеть, шептать, свистеть,

       Даже фыркать и скрипеть,

       Но не хочется им петь.

-- Что мы встречаем при произношении этих звуков?

  (При произношении этих звуков мы встречаем преграды: зубы, губы, язык)

-- А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звук.

3. Сообщение темы и целей урока.

-- Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам Ь и Ъ?

(Ь и Ъ  звуки не обозначают)

--  Чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.  

(Ь и Ъ знаки)

-- Какие цели мы поставим перед собой?   ( Научиться читать и писать слова с Ь и Ъ знаками.)

 

-- Мы уже сказали, что Ь и Ъ знаки звуков  не обозначают, но для чего же тогда они нужны?   Вот  сегодня мы это и  исследуем.

4. Работа над новым материалом.

-- Откройте тетради и запишите число:  21 января.

-- Посмотрите, как нужно писать  Ь знак.

Ь – ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь вниз по прямой наклонной линии, закругляю вправо- пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины  и закрываем букву.  

(соединение нижнее  и  верхнее)

Ъ--  ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх,  без поворота ручки выписываем  «качалочку», коснувшись верхней линеечки опускаемся по прямой наклонной линии вниз, закругляю вправо – пишу качалочку, поднимаюсь вверх по крючковой линии до середины и закрываем букву.

-- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Похожи эти буквы? (Да)

-- А в чём различие?

(У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)

       Был мягкий знак высоковат …

       Сказали буквы строго:

       Эй, наклонись немного!

       И так согнулся он, чудак,

       Что превратился в твёрдый знак.

-- Значит, знаки не только похожи, но и различаются.

А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в слово.

5. Пальчиковая гимнастика.

-- Незнайка, прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что:  (НА ДОСКЕ)

« Сел кашу. Пю воду. Веду семку. Забил коля. Обявил каникулы».

-- Почему вам смешно?

-- Каких  помощников  потерял  Незнайка?     (разделительные Ь и Ъ знаки)

-- Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.

(Съел, пью, съёмку, колья, объявил.)

-- Спишите письмо Незнайки в тетрадь.

-- Внимательно посмотрите и скажите , что общего в написании разделительных Ь и Ъ знаков?  ( ВЫВОД:

Разделительный Ь пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я.-- На доске записаны слова. Прочитайте. Спишите слова в тетрадь в столбик.  

    Вставьте разделительные Ь и Ъ знаки так,  чтобы изменилось значение слова.

Сел  --  съел

Семя –семья

Коля --  колья

Обедал -- объедал  

-- Вот видите, как важно слышать разделительные   Ь и Ъ знаки в словах.

-- Прочитайте.

С..ёжился,  под..езда,  вз..ерошенный, у,  воробей.

-- Можно ли эту запись назвать предложением?

-- Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова,  чтобы получилось предложение.

(Съёжился взъерошенный  воробей  у подъезда.)

-- Какие надо знать правила записи предложения?

-- Запишите.

-- Как называется всё то, что мы сейчас произносили? (Речь)

-- Какая бывает речь? (Устная и письменная)

-- Какой речью мы пользовались, когда записывали предложение? (Письменной)

-- Возьмите простой карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

6. Физкультминутка.

     -- Я называю вам слова. Если вы слышите слово с разделительным  Ь знаком – хлопаете  в ладоши, если с разделительным  твёрдым  -   топаете.

      Листья,  съезд, подъём,  пьёт,  деревья,  въехал, друзья, обезьяна.

-- Молодцы! А теперь тихо сели.

 

7. Рефлексия.

Задание  на цветных листочках.

-- Чтобы приступить к следующему заданию, давайте вспомним правила работы в паре.  

-- У вас на столах лежат листочки.

-- Читаем задание.

    Разделите слова на 2 группы и запишите их в тетрадь в 2 столбика.

Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья.

-- Проверим:

Ручьи        съезд

Вьюга        въезд

Деревья

***Запишите  ещё раз слово вьюга. Разделите на слоги, поставьте ударение.

Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.

*** Запишите на следующей строке слово въезд. Разделите на слоги, поставьте ударение. Укажите кол-во слогов, букв и звуков. Составьте схему этого слова.

-- Проверка. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

-- Запишите слова в тетрадь.

8. Итог урока.

-- Какая была тема нашего урока?    (Разделительные Ь и Ъ знаки)

-- Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.

--Какие?  

  (Твёрдый знак употребляется только в качестве разделительного: пишется после твёрдого согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я.)

-- Закончите предложения:

    На уроке я узнал  ……………………

    Сегодня на уроке я научился ……………………..

-- Оцените  свою работу на уроке:

Красный --  понял

Зелёный – немного понимаю

Жёлтый – не понял.

   




Предварительный просмотр:

Разделите слова на 2 группы.  Запишите их в тетрадь  в  2  столбика.

С..езд,  руч..и,  в..юга,  в..езд,  дерев..я.

Разделите слова на 2 группы.  Запишите их в тетрадь  в  2  столбика.

С..езд,  руч..и,  в..юга,  в..езд,  дерев..я.

Разделите слова на 2 группы.  Запишите их в тетрадь  в  2  столбика.

С..езд,  руч..и,  в..юга,  в..езд,  дерев..я.

Разделите слова на 2 группы.  Запишите их в тетрадь  в  2  столбика.

С..езд,  руч..и,  в..юга,  в..езд,  дерев..я.

Разделите слова на 2 группы.  Запишите их в тетрадь  в  2  столбика.

С..езд,  руч..и,  в..юга,  в..езд,  дерев..я.

Разделите слова на 2 группы.  Запишите их в тетрадь  в  2  столбика.

С..езд,  руч..и,  в..юга,  в..езд,  дерев..я.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила учитель начальных классов МБОУ «Лицей города Шатуры» Горбунцова Светлана Викторовна ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ ЗНАКИ»

Слайд 2

Разделите слова на 2 группы и запишите их в 2 столбика. С.. е зд , руч ..и, в..юга, в.. езд , дерев..я.

Слайд 3

Проверка: руч ь и с ъ езд в ь юга в ъ езд дерев ь я

Слайд 4

НА УРОКЕ Я УЗНАЛ ……….. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ………………………

Слайд 5

п онял немного не понял понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку русского языка в 3 классе "Разделительные Ь и Ъ знаки". Закрепление.

В презентации представлен учебный материал урока-закрепления знаний по теме "Разделительные Ь и Ъ знаки". Рекомендации по использованию презентации даны в заметках к слайдам....

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

Тема: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс....

Разделительный ъ и ь знаки.

Маршрутный лист к уроку "Разделительный ъ и ь знаки". Карточки для работы в группах....

Состав слова и разделительные ъ и ь знаки. Перенос слов с разделит, ъ и ь знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –личностные: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.метапредметные:коммуникативные: - развивать умени...