Материалы к урокам
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Трубаева Алина Сергеевна

Урок по русскому языку УМК "Школа России" во 2 классе по теме: "Однокоренные (родственные) слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку во 2 классе. УМК «Школа России». Урок является последним в разделе «Родственные (однокоренные) слова». Работа построена на заданиях, не входящих в материал учебника.                                                   

 Тема. Повторение сведений о написании родственных (однокоренных) слов.   (1 слайд)

Цель: систематизировать знания учащихся по теме, повторить правила                      проверки безударных гласных в корне слова;                                                       развивать орфографическую зоркость;                                                       воспитывать умения общаться и работать в группах;                                         развивать речь детей, внимание, умения ставить учебные цели,                            анализировать и обобщать, оценивать свои ответы.    (2 слайд)

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: вербальный, аналитический, поисковый, частично-                                     поисковый, метод самоконтроля, метод                                                             взаимоконтроля,  метод самостоятельной работы.            

Технологии:  урок построен на основе системно - деятельностного и                                       личностно - ориентированного подхода, и использованы                               элементы здоровьесберегающей технологии.  

Оборудование: проектор, карточки, раздаточный материал для работы в                                 группах.                                                      

                                          Ход урока.                                                                         I. Организационный момент (3 мин).           (3 слайд)                                          Вот книжки на столе,                                                                                                            А вот тетрадки.                                                                                                                 Не хочется играть сегодня в прятки!                                                                     И не досуг дуть на корабль бумажный -                                                               Сегодня в классе у ребят                                                                                    Урок уж очень важный.                                                                                                  - Итак, урок русского языка.                                                                                         – Изучение какой темы заканчиваем? (Корень слова. Однокоренные слова).          -  Над какими орфограммами работали?  (Безударный гласный в корне слова).                                                                                                                                 - Чему мы учимся на каждом уроке русского языка? (Грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей).                                                                                                                                                                                                    - Сегодня последний урок по этой теме. Как вы считаете, что нам надо повторить?  (Какие слова называются родственными, что такое корень слова, как проверять безударный гласный в корне слова).                                                   – Для чего вам надо знать, что такое корень, родственные слова? (Чтобы в дальнейшем усвоить более сложные понятия и научиться другим видам работы, расширить свои знания).

  II. Проверка домашнего задания (5 мин).                                                                                   – А теперь мы проверим домашнее задание.                                                                  – Были у вас трудности при выполнении задания? Если нет, то обменяйтесь друг с другом тетрадями и выполните взаимопроверку.                                               - Поднимите руки, кто справился с домашним заданием.                                                   - А у кого были трудности?                                                                                                       А теперь сравните выполнение домашнего задания с образцом. (4 слайд)               Лист – листок, море – морской, вода – водяной, рука – рукавичка, свет – светлячок. (К данным в учебнике словам, необходимо было из справочника ниже подобрать однокоренные слова и выделить корень).

III. Минутка чистописания (4 мин).                                                                                        – Для чего мы на каждом уроке проводим минуту чистописания?                             - Сегодня мы будем работать с этими словами.  (5 слайд)                                                                                            Записаны слова: сад, за.ц, с.довник, с.довый.                                                               - Прочитайте слова. Какие орфограммы пропущены? Вставьте пропущенные буквы, объясните.                                                                                                         - Какое слово здесь лишнее? (лишнее слово заяц, все остальные близкие по смыслу, родственные).                                                                                                               – А ещё по какому принципу можно выделить лишнее слово? (садовый – признак предмета, а остальные обозначают предмет).                                                                                            – Из букв лишнего слова (заяц) составьте различные цепочки и запишите в строку до конца, соблюдая правило соединения:                                                                                                                        заяц  цзая  яцза  цяза  зцая …                                                                                            - Какие соединения вам встретились? Для чего вам необходимо красиво писать?                                                                                                                                     IV. Работа по теме урока.                                                                                                  1. Выяснение общности однокоренных (родственных слов) (10 мин).                                                                                                                              – Какие слова являются однокоренными (родственными)? (слова, у которых одинаковый корень и общий смысл).                                                                     – Поэтому мы сейчас проведём  работу по наблюдению за этими признаками. - В наших лесах много хвойных деревьев, которые не сбрасывают свои листья. Давайте вспомним названия этих деревьев. (Сосна, кедр, ель). Запишите эти названия в столбик. А как называются плоды этих деревьев? (шишки). Запишите названия шишек напротив дерева, которому они принадлежат, и выделите общую часть.                                                                           – А теперь сверьте свою работу с образцом.  (6 слайд)                                                                                                                  Сосна - сосновая (шишка).                                                                                                     Кедр – кедровая (шишка).                                                                                                         Ель – еловая (шишка).                                                                                                         – Так как мы называем эти слова? (Однокоренные (родственные).                        – А всегда слова можно назвать родственными, если у них общий корень? (не всегда они являются родственными)                                                                                                                            - Почему? (они могут не иметь общего смысла)                                                      - Давайте проверим. Прочитайте пары слов и докажите, свою мысль.                 (7 слайд)                                                                                                                            парный – паровой                                                                                                           угол – уголь                                                                                                                                                                                                                                                                                           трон - тронь                                                                                                                

- Парный – это количество (два), паровой – от слова пар, это испаряется кипящая вода.                                                                                                                         - Угол – то часть фигуры, уголь – полезное ископаемое.                                                    - Трон – царское кресло, тронь – это действие, дотрагиваться.                                        – Конечно ряд подобных слов можно продолжить, но у нас есть ещё много другой работы.                                                                                                                 – Таким образом, что мы можем сказать про родственные слова, чем они объединяются? (общим смыслом).                                                                                     – Молодцы, вы хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнём перед следующей работой.                                                                                           V. Физкультурная минутка (2 мин).                                                                                    Слова проговаривает учитель, показывая движения.                                    Первая часть разминки проводится для расслабления зрительного анализатора.                                                                                                      Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.                                                                                        

Вторая часть разминки проводится для разминки мелкой моторики рук.            Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать -
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять.
За письмо получим пять!

2. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах (7 мин).                                           Формирование групп проводится по отработанной схеме: учащиеся, сидящие на 1 парте, поворачиваются к тем, кто сидит на 2 парте, по одному человеку к ним подсаживаются с 3 парты (2 вариант); (так формируются первые три группы), а остальные формируют 4 группу.                                                                                                                - А сейчас я проверю, как вы умеете работать в группах, слушать друг друга, выбирать верное решение задачи (проводится краткий инструктаж работы в группах). Каждая группа получит задание, которое необходимо выполнить в течение пяти минут. По окончании времени представитель, которого вы изберёте,  должен будет озвучить результат вашей работы. После каждого ответа мы будем сверять с образцом.                                                                                                                    Выбрать и подчеркнуть в каждой строке только однокоренные слова                     (8 слайд).                                                                                                                      Слайды с верно выполненными заданиями появляются поочерёдно, после выступления группы для сравнения выполненного задания с образцом.                                                                            1 группа  (9 слайд)                                                                                                                              осина, осинник, осиновый                                                                                                   медь, медовый, медный                                                                                                          борьба, борец, воевать                                                                                                                     беготня, бег, выбегают                                                                                                            2 группа  (10 слайд)                                                                                                                                          весёлый, веселье, радостный                                                                                               лиса, лисий, лисичка                                                                                                               больница, боль, большой                                                                                            лес, лесной, перелесок                                                                                                      3 группа  (11 слайд)                                                                                                                                       нос, носилки, поднос                                                                                                                 бор, боровик, забор                                                                                                                        вода, водичка, подводник                                                                                                       сахар, сахарница, сахарок                                                                                                          4 группа  (12 слайд)                                                                                                                                        ёж, ежиха, ёжик                                                                                                                           стрелок, стрелять, стрела                                                                                                            соль, солонка, солить                                                                                                             рисунок, рисовать, художник                                                                                               - Что помогло вам успешно справиться с работой? (умение находить однокоренные (родственные) слова).                                                                              - Так какие слова мы называем однокоренными (родственными)?                                VI. Итог урока (5 мин). (13 слайд)                                                                                                                – Какую тему мы сегодня повторяли?                                                                       - Что мы повторили, работая  по карточкам? (Проверка безударной гласной в корне слова).                                                                                                                               - Работая в группах, мы подвели итог нашим знаниям по теме. Так какие слова называют родственными?                                                                                     - Всё ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?                               - Какие задания вам понравились больше всего?                                                                         - Итогом нашего урока будет задание, которое и будет результатом работы, за которую вы получите оценку.                                                                                     – Каждый получит карточку с заданием, работа будет проходить по вариантам. После окончания, в правом верхнем углу вы нарисуете кружок определённого цвета, соответствующий вашей работе (критерии самооценки выводятся на слайд по ссылке). Проверив ваши работы и сравнив с вашей оценкой, я выведу окончательный результат.                                                                                                1 вариант                                                                                                                                Вставить пропущенную букву. Выбранное проверочное слово подчеркнуть.            Л . нь (ленивый, линька), м . стерить (мост, мастер), сл . за (слезать, слёзка).            2 вариант                                                                                                                                                                                                        Вставить пропущенную букву. Выбранное проверочное слово подчеркнуть.          Скр . пучий (скрип, скрепка), см .шать ( смешивать, смешить), пол .вать (продлить, лить).                                                                                                            VII. Самооценка работы с помощью сигналов (ссылка на 13 слайде).                                                              Красный – отлично поработал, справился со всеми заданиями.                  Зеленый – хорошо поработал, но были недочеты.                                            Синий – испытывал трудности при выполнении заданий.                                               VIII. Домашнее задание (2 мин).  (14 слайд)                                                                                                      - Для того, чтобы проверить себя, насколько прочно вы усвоили эту тему, дома необходимо подобрать родственные слова к слову нож, записать и выделить в них корень. Среди подобранных слов, постарайтесь записать одно, которое будет с таким же корнем, но не являющееся родственным.

Использованные источники.                                                                                              1. Рабочая программа по курсу «Русский язык», автор Т.Г.Рамзаева.                           2. Иллюстрации. http://imqer .yandex. ru

                                                                                                                   

                                                                                                                   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Трубаева Алина Сергеевна город Сургут Урок русского языка во 2 классе Тема . Повторение сведений о написании родственных (однокоренных) слов

Слайд 2

Цель : систематизировать знания учащихся по теме, повторить правила проверки безударных гласных в корне слова; - развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать, оценивать свои ответы; воспитывать умения общаться и работать в группах;

Слайд 3

Организационный момент Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки! И не досуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный

Слайд 4

Проверка домашнего задания лист – лист ок мор е – мор ской вод а – вод яной рук а – рук авичка свет – свет лячок

Слайд 5

Минута чистописания сад за.ц с.довник с.довый .

Слайд 6

Работа по теме урока сос на - сос новая (шишка) кедр – кедр овая (шишка) ел ь – ел овая (шишка)

Слайд 7

Работа по теме урока парный – паровой угол – уголь трон - тронь

Слайд 8

Работа в группах Выбрать и подчеркнуть в каждой строке только однокоренные слова.

Слайд 9

1 группа осина, осинник, осиновый медь, медовый , медный борьба, борец, воевать беготня, бег, выбегают

Слайд 10

2 группа весёлый, веселье, радостный лиса, лисий, лисичка больница, боль, большой лес, лесной, перелесок

Слайд 11

3 группа нос , носилки, поднос бор, боровик, забор вода, водичка, подводник сахар, сахарница, сахарок

Слайд 12

4 группа рисунок , рисовать, художник ёж , ежиха , ёжик стрелок, стрелять, стрела соль, солонка, солить

Слайд 13

Итог урока - Какую тему мы сегодня повторяли? - Какие слова называются родственными (однокоренными)? Критерии самооценки

Слайд 14

Домашнее задание: подобрать родственные слова к слову нож , записать и выделить в них корень. Среди подобранных слов, постарайтесь записать одно, которое будет с таким же корнем, но не являющееся родственным.

Слайд 15

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"

"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию...

Материалы к уроку "Золотое кольцо России"

В презентации представлены изображения и краткое описание основных достопримечательностей "Золотого кольца России". Может быть использована на уроках окружающего мира....

Материалы к уроку-тренингу по русскому языку (склонение, падеж, окончание)

Проверка проходит быстро, детям очень нравятся такие уроки...

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. ТЕМА УРОКА: «ЁЖИК ИЗ СЕМЕЧЕК»

Познакомить учащихся с приёмами изготовления ёжика из пластилина и природных материалов - семечек....

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: ИГРЫ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.

Дидактическими играми являются игры с правилами, специально созданные в целях обучения и воспитания. Такие игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития творческого интер...