Слова с непроизносимыми согласными в корне
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Даудова Марина Петровна

Цель урока: сформировать понятие о непроизносимой согласной в корне и способе их проверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_s_neproiznosimymi_soglasnymi_3_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573

Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе

 Слова с непроизносимыми согласными в корне

Дата проведения 12 декабря

Подготовила:

Даудова Марина Петровна,

учитель начальных классов.

Москва 2012 год

Тема: Слова с непроизносимыми согласными в корне.

Цель: сформировать понятие о непроизносимой согласной в корне и способе их проверки.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с правилом, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;

- подвести учащихся к выводу о способе проверки слов с непроизносимыми согласными;

- совершенствовать  умение подбирать однокоренные слова;

- продолжать обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;

- корригировать и развивать память и мышление учащихся;

- корригировать и развивать навык самоконтроля;

- умение работать в паре и самостоятельно;

Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения к русскому языку;

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать чувство товарищества;

- прививать навыки общей культуры.

Здоровьесберегающие задачи:

- следить за правильной посадкой детей;

- способствовать соблюдению благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование к уроку:

- карточки с однокоренными словами: звезда, звёздочка, созвездие, звездопад;

- иллюстрации с изображением созвездия «Большая медведица», звездопад;

- таблица со значением слова – корабль;

- карточки для групповой работы;

- Русский язык. 3 кл. В 4 ч. Ч.2: учеб. / Т.Г.Рамзаева.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2010. – 79, [1] с.: ил.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Орг.момент

1 мин.

- Наш девиз: «Я всё умею, я всё могу, у меня всё получится»

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь…

- Садитесь правильно, как сидят ученики, отвечайте уверенно.

- Повторяют девиз.

Садятся за парты.

Психологический настрой на урок.

II. Минутка чистописания

Пальчиковая гимнастика.

1 мин.

1 мин.

  • Чтоб красиво нам писать, Нужно пальчики размять.

Упражнение «Пальчики здороваются». Кончики пальцев правой и левой руки соприкасаются: мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д. Чтобы выполнить это упражнение нужно быть очень внимательными и с усилием давить на подушечки пальцев, для улучшения кровообращения. Попробуйте вместе со мной, в более быстром темпе, самостоятельно.

- Хорошо. Ваши пальчики готовы писать.

- Давайте вспомним, что ещё нужно сделать, чтобы начать писать?

- Откройте тетради, сегодняшнее число и классная работа уже у вас написаны. Я буду писать на доске, а вы в тетради: р о б к а л ь

- Какие буквы записаны?

По этому образцу допишите строчку до конца. Прохожу по рядам, если нужно исправляю ошибки.

Дети повторяют за учителем и выполняют самостоятельно.

Отвечают, напоминают о правильной посадке.

Письменные, строчные.

Записывают.

Отрабатывать навык красивого, правильного и чистого письма.

Чередование различных упражнений

Умение осуществлять контроль, сравнивать с образцом

III. Словарная работа   3 мин

Слово учителя.

- Ребята, посмотрите внимательно, на строчке рассыпалось слово. Я предлагаю вам собрать его и записать на следующей строке.    Какое слово получилось?

- Поставьте ударение и подчеркните букву, которая обозначает безударный гласный.

- Можем ли мы проверить, какую букву нам написать? Это новое словарное слово. Прочитайте ещё раз и запомните написание.

- А какое значение имеет слово корабль?

Если ответить затрудняются, то задаю наводящие вопросы.

 

- Как называют образно в пустыне верблюда?

Слово пришло к нам из греческого языка, от древнего слова «Кораб» - лёгкое судно, лодка

-Назовите синонимы к слову корабль? Корректирую ответы, если необходимо.

- Придумайте словосочетание со словом корабль.

Корабль

Ставят ударение и подчёркивают букву о.

Нет.

Ответы детей фиксируются в таблице на доске.

1.Морское судно  

2.Летательный аппарат  Bd05713_

«Корабль пустыни»    An02317_

Дают несколько вариантов ответов. Судно, корабль

Устно проговаривают ответы

Большой корабль

Военный корабль

Пассажирский корабль

Торговый корабль

Космический корабль

Прививать любовь к слову, открывать тайну слова.

Умение работать со словом

Умение составлять словосочетание

IV. Сообщение темы и постановка целей.

7 мин.

Мини - вывод

Физ. минутка

1-2 мин.

- Корабль, который полетит к звёздам, как назовёте?

- Произнесите слово звёздный и послушайте себя. Сколько звуков в слове?

- Запишите это словосочетание в тетрадь. Пока дети пишут пройти по рядам. Вызвать к доске ученика, который напишет верно, и ученика, который напишет неправильно.

- Поднимите руки те, кто написал как… (называю по имени ученика)

- Поднимите руки, кто написал как… (называю по имени ученика). Слово одно, но мнения разные. - Как же определить, кто прав?

Для этого нужны доказательства. Отгадайте загадку. Что видно только ночью? Запишите слово звезда в тетрадь. На доске появляется большая звезда. Затем вывешиваю карточку. Проверим написание слова.

- Звёзды бывают разного размера, как назовёте маленькую звезду? Запишите слово в тетрадь. На доске появляется маленькая звёздочка. Вывешиваю карточку со словом. Проверим написание.

- На доску вывешиваю иллюстрацию с «Большой медведицей». Что изображено на рисунке? Как назовёте? Запишите в тетрадь и проверьте.  Вывешиваю карточку со словом созвездие.

- А, как назовёте явление, изображённое на следующей  иллюстрации? Вывешиваю иллюстрацию со звездопадом.

- Прочитайте слова, которые записали.

- Как назовём слова?

Докажите.

- А можно сказать, что они родственные слова?

- Вы ответили на вопрос, как правильно написать слово звёздный?

- Послушайте, как я произнесу слово: «звёзный». Какой звук выпал?

- Какой сделаем вывод?

- Согласные звуки, которые не произносятся в некоторых словах, называются непроизносимыми, а буквы, которые их обозначают, пишутся.              

- И тема нашего урока как  звучит?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?

- Поработали отлично.

Отдохнуть пора сейчас.

И зарядка к нам привычно

на урок приходит в класс.

- Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет - приседаем.

Грустный, радостный, несчастный,

Опасный, прелестный, прекрасный,

Тесный, злостный, вкусный, чудесный,

Неизвестный, местный, честный.

Звёздный корабль

Произносят. Дают разные варианты.

Записывают в тетрадь. Указанные ученики записывают на доске. Сравниваем записи.

Звёздный корабль.

Звёзный корабль.

Поднимают руки.

Предполагают, что нужно  проверить.

Звезду.

Записывают слово.

Звезда

Звёздочка

Звездочка

Созвездие

Созвездие

Звездопад.

Звездопад

Читают.

Однокоренные слова.

Один ученик выходит к доске и выделяет в словах корень, остальные работают в тетрадях. Делают вывод, что корень во всех словах (звезд)

Да. Все слова от слово звезда и слово звёздный тоже.

Да. В слове звёздный будем писать букву дэ.

Мы не услышали согласного   звука [д]

Сильные ученики могут ответить, что есть звуки, которые не слышим, но буквы пишем.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

Будем учиться находить слова с непроизносимым согласным звуком, учиться проверять и правильно писать.

Если в слове пишется непроизносимая согласная - хлопают,

а если нет - приседают.

Умение слушать, ставить перед собой учебную задачу, цель и находить решение

Умение высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Фронтальная работа

Умение работать у доски, воспитывать чувство товарищества, умение делать выводы, обобщать, сравнивать

Развивать общую моторику, умение слышать и выполнять инструкции

V.Ознакомление с новым материалом   5 мин.

1.Работа с учебником

2. Обобщение

- В нашем слове один непроизносимый звук, но есть ещё и другие. Прочитайте правило на стр.47 первый абзац, и скажите, какие это звуки?

По мере ответов учащихся на доске открываются непроизносимые согласные.

- Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

- Как же узнать, нужно ли писать букву, обозначающую непроизносимый согласный звук, если звук не слышится? Когда вы писали слово звёздный, то ответили на вопрос?

- Прочитайте правило на стр. 47 (второй абзац) и проверьте себя.

- Какие непроизносимые звуки вы знаете?

- В какой части слова и почему требуют проверки?

- Какой способ проверки?

- Какие слова являются проверочными?

Читают. Знакомятся с другими непроизносимыми звуками.

[в]   [д]    [л]    [т]

Да. Нужно подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук чётко слышится.

Читают правило.

Называют [в] [д] [л] [т]

В корне слова, звуки не произносятся.

Подобрать однокоренное слово.

Слово, в котором звук произносится  чётко.

Умение работать с учебником, находить нужную информацию

Умение обобщать

VI. Закрепление

10 мин.

1.Чтение алгоритма

2.Работа со словами.

3.Работа текстом.

VII. Итог.

3 мин.

Рефлексия.

Оценка деятельности.

VII.Домашнее

задание

1-2мин

Непроизносимые согласные звуки [л] [ д] [ т] [в] в корне слов проверяй так:            

1.Произнеси слово.      

2.Подбери однокоренные слова.    

3.Найди корень.                            

4. Выбери из этих слов  проверочные.

- Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа подходит к доске (доску разделила на три части) и выбирает карточку, на которой напечатано слово с непроизносимым звуком. Вы должны как можно больше записать проверочных слов, выделить корень  и вставить пропущенную букву. В случае необходимости подхожу и оказываю помощь.- Проверяем совместно, называем непроизносимый звук и проверочное слово.

На доске  шифровка записана в строку. Устный разбор.

Наступилиненастные

днияростныйветеркачал

деревьягруснонасердцебезсолнца…

- Спишите текст, подчеркните непроизносимые согласные.

- Какие согласные, и в каких словах подчеркнули? Докажите, что вы правы. (Алгоритм.)

– С какой новой орфограммой вы начали знакомиться на уроке?

Как проверить слова с непроизносимыми согласными?

С каким настроением пойдёте на перемену?

 Дети, которые справились со всеми заданиями (называю по имени), получают положительные отметки, остальным ребятам я желаю успеха на следующем уроке русского языка.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание, которое поможет вам вспомнить, что изучали сегодня на уроке. Прочитать правило на стр.№47  и выполнить упражнение №295. Всем прекрасного настроения и удачного преодоления всех препятствий. Урок окончен!

Читают

со__ нце

 солнышко солнечный подсолнечник солнечно

извес__ный

 весть весточка  известие    известен

сер__це

 сердечко сердечный предсердие

Проверяют .Доказывают

Вспоминают, что такое предложение. Какие знаки препинания ставят в конце предложения.

Записывают текст в тетради. Совместная проверка.

Ненастные – ненастье

яростный – ярость

грустно – грусть

сердце – сердечко

солнце – солнышко

Узнали, что есть слова с непроизносимыми согласными.

Нужно подобрать проверочное слово, в котором непроизносимый звук хорошо слышится.

С хорошим.

Выставляют отметки в дневник.

Записывают в дневник.

Умение следовать алгоритму, выстраивать цепочку определённых действий

Умение подбирать однокоренные слова, выбирать проверочные, развитие внимания

Умение работать с предлож., находить границу, развивать зрительное внимание, обнаруживать в тексте нужные орфограммы.

Умение подводить итог, оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова

«Школа 2100»  3, класс. Урок с технологией проблемного обучения....

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова

познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию; развивать мел...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова...