Русский язык. Конспект открытого урока: "Буква Ее в начале слова, после гласной и после согласной".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_bukvoy_e_nuzhnoe.docx75.17 КБ

Предварительный просмотр:

                        Русский язык. Конспект открытого урока:

          "Буква Ее в начале слова, после гласной и после согласной".

Цели урока:    расширение понятийной базы учащихся за счет включения в неё новой буквы.

- продолжать учить находить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога и группировать их;

Образовательные задачи:

учить различать на слух сочетания [йэ] и обозначать их буквами е, Е. Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э". Совершенствовать навыки слого-звукового анализа,.

Развивающая:  развивать воображение, внимание, мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. 

Коррекционные задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

 -развивать внимание, зрительную память;                                                          

 -коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей;                                                                        

Воспитательные задачи:                                                                        

 - воспитывать интерес к уроку русского языка;                                                  

-  воспитывать самостоятельность;

 -  воспитывать аккуратность;                                                                    

 -  воспитывать нравственные качества (бережное отношение к учебнику, школьно-письменным принадлежностям).

Оборудование:

доска, учебники, тетради, карточки – элементы букв, плакат – азбука-подсказка, карточки, иллюстрации с изображением елей, ежихи елка искусственная.

Ход урока.

I.Орг. момент.

 Доброе утро, ребята!

 Прозвенел звонок веселый,

 И вошли вы в светлый класс!

 Что здесь нужно? Не лениться

 И старательно учиться.

II. Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки.
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

-Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?   (вспоминаем)

- внимание , глаза на доску  (пишу буквы …………..Е Ё Ю, дети записывают в тетрадь). 

-Мы будем тренироваться писать заглавную букву Е.

-Почему буква Е на плакате изображена красным цветом?

Д.  (она гласная)

- Как вы решили, что она гласная?

(она поется)

- Внимательно посмотрите на плакат - подсказку – вы увидите, как правильно писать букву Е.

- Давайте вы в воздухе, а я на доске напишем букву Е.

- Теперь в тетрадях.

 III. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

 -Скажите, сколько букв в алфавите?  (33)
-Сколько букв обозначают гласные звуки?  (10)

– Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают словами из стихотворения Берестова.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Давайте поиграем в игру «Дополни предложение»:

  1. Звуки бывают...  (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
  2. Звуки слышим, буквы...  (пишем).
  3. Сколько в слове гласных, столько и … ( слогов)

IV. Знакомство с буквами Е, е

– Давайте с вами подробнее познакомимся с буквой  Е е, вспомним особенности её написания.

– На что похожа буква Е е?   (показать большую печатную букву Е)

Выслушиваются мнения детей. Учитель читает короткие стихотворения, а дети находят в них сравнения предметов с написанием новой буквы:

В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки. 

На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

-Назовите  букву  все вместе. Какой звук вы услышали?  [ ЙЭ]

-Произнесите первый звук [й]  Какой он?  (согласный, звонкий, мягкий).

-Второй звук [э] - гласный.

V. Открытие нового знания.

-Значит буква Е  имеет секреты. 
Хотите  узнать  эти  секреты? Тогда  будьте  очень  внимательны.

1) Первый  секрет вы  уже узнали.

-Так сколько  звуков  вы услышали  при произнесении буквы Е?

-Правильно, в названии  буквы Е слышится  два звука.

-Запомните, если буква Е стоит в начале слова - слышим 2 звука, а пишем 1 букву.

-Произнесите слово  Е-ло-вы-е по слогам.

-Сколько звуков обозначает буква Е, когда стоит после гласного?

-Тоже 2 звука.

Вывод: если в слове Е стоит после гласных, она тоже обозначает 2 звука.

 2) Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» . 

 Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске.

 На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква Е. Стираю букву с, и дети читают слово ел.                                       

- Что обозначает слово ел?                                                              

- Какой звук обозначает буква Е в слове ел?  

- В этом слове буква Е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

-Произнесите слово  Е-ло-вы-е по слогам.

-Сколько звуков обозначает буква Е, когда стоит после гласного?

-Тоже 2 звука. 

- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы Е - 2 звука, но и в словах эта буква может обозначать 2 звука.

Вывод: если в слове  Е стоит после гласных, она тоже обозначает 2 звука.

3)Третий секрет этой буквы   заключается в том, что она смягчает предыдущий согласный звук:  пел [п’э́л],  сел [с’эл]. 
Вывод: после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э". 

Работа по карточками. 

Раздаю карточки.
На доске прикреплены карточки со словами:

Е-нот, ме-бель, бо–ец, е-же-ви-ка, е-ль, ди-е-та, се-но, е-да, те-ло, во-ен-ный.

-Прочитайте слова.

-Нам нужно будет расставить слова в три столбика: первый – буква Е в начале слова, второй – после гласной, а третий – Е после согласной буквы.

Поочередно читаются слова и расставляются в соответствующие столбики (один ученик работает у доски).

-Самостоятельно обозначить гласные Е красным карандашом.  

-Молодцы! Все справились с заданием!

VI. Первичное закрепление материала.

Отгадайте загадки.

         Её всегда в лесу найдёшь –

           Пойдём гулять и встретим:

           Стоит колючая, как ёж,

          Зимою в платье летнем. ( Ель)      Показать картинку.

ЁЛКИ

       

   

         

           е

– Произнесите хором слово ели по слогам.

Д.  Е-ли.

– Сколько слогов в слове ели?

Д. Два.

– Произнесите первый слог протяжно.

Д.  [й’э].

– Сколько звуков вы слышите?

Д. Мы слышим 2 звука.

– Назовите первый звук.

Д. Звук  [й’].

– Назовите второй звук.

Д. Звук  [э].

Какой можно сделать вывод?

Буква  Е обозначает 2 звука:  [й’э].

– Посмотрите, в какой части слова находится буква  Е, и уточните, в каком случае она обозначает

 2 звука.

Д. Если находится в начале слова.

– Произнесите второй слог. Из чего он состоит?

Д. Из слияния мягкого согласного с гласным.

– Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом?

Дети не могут ответить на вопрос.

– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем

одну букву е. Где стоит буква е?

Д. В начале слова.

– Так как она не может смягчить предшествующую согласную, она лопается от злости на два  звука -  [й’э]. Значит она особенная.

– Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели?

Д. В слове ели 4 звука, 3 буквы.

-Следующая загадка:

Встает на заре, 
Поет во дворе, 
На голове гребешок. 
Кто же это?     (Петух)

url   Показать картинку.

-Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «ПЕТУХ». 

– Произнесите хором слово петух по слогам.

Д.  Пе-тух.

– Сколько слогов в этом слове?

Д. Два.

– Произнесите первый слог протяжно.

Д.   П [э]

-Какой гласный звук мы слышим после первого согласного?

Д. После первого согласного звука П  мы слышим звук [э]?

-Сколько звуков в первом слоге?

Д. В 1 слоге 2 звука.

-Сколько звуков во втором слоге?

Д. Во 2 слоге 3 звука.

-Сколько всего звуков? Сколько букв?

Д. В слове Петух  5 звуков и 5 букв.

-Правильно, теперь нам можно сделать вывод: 

Если Е стоит после согласного, то обозначает 1 звук  Э и смягчает согласный.  

-Кому понятно, какой звук обозначает буква Е, если она стоит после согласного?

Сейчас немного отдохнем
Физминутку проведем.

Физминутка - игра «Хлопушки».

-Если слова начинаются с буквы Е, то надо хлопать, а если она окажется в середине слова, то – топать.

Ежевика, ветер, сосед, ель, жилет, билет, енот, неделя, монета, ералаш, секрет.

VII. Работа с учебником (закрепление, обобщение, повторение).

Упр. 1 стр. 86 почитаем, объясните написание слов. Запишите. Подчеркните е, поставьте ударение.

 Первичное закрепление с комментированием.

Упр. 2 стр. 86 – прочитаем, запишите, е подчеркните. Схема предложения.

 Самостоятельная работа с проверкой.

Упр. 3 стр. 86 спиши, схема предложения. Подчеркни е и др. гласные.

-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

-Я хочу предложить вам игру:  «Наряди ёлку».

Игра «Наряди ёлку».

– Ребята, а какое время года стоит на дворе?

– Назовите ваш самый любимый зимний праздник.

– Без чего встреча Нового года будет не интересной?

Я расту, чтоб в Новый год,
Плыл весёлый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или метель,
Называют меня...  (Ель)

На стол ставится искусственная ёлочка и раскладываются вырезанные из бумаги цветные шары, на обратной стороне которых напечатаны слова: Ежевика, ветер, сосед, ель, жилет, билет, енот, неделя, монета, ералаш, секрет.

-Посмотрите, у меня есть необычные игрушки-карточки, на них написаны слова, в которых есть буква Е.

Найдите слова с хитрой буквой Е. Вам надо повесить на ёлочку те игрушки, в которых слово начинается с буквы  Е.  Будьте внимательны. Если вы правильно выполнили задание – лишние шарики-игрушки вы можете взять себе на память о нашем занимательном уроке и повесить их  в Новый год на настоящую ёлку!

VIII. Итог занятия.  

-Итак, урок подошел к концу. С какой буквой мы работали на уроке?

Д.  С буквой Е.

-Какие хитрости буквы Е вы узнали сегодня?

 Д. Это гласный звук.

 Если буква Е стоит в начале слова  или после гласной - слышим 2 звука, а пишем 1 букву.

А после согласных букв обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э". 

-Понравился ли вам урок?

-Что было легко запомнить?

-Что для понимания оказалось сложным?

Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе с мультимедийной презентацией."Повторение. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Урок обеспечивает продолжение достижения универсальных учебных действий: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать результа...

Открытый урок По русскому языку в 3 классе ФГОС «Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Урок русского языка в 3 классеТема: Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.Цели: формировать умение проверять слова с парными гласными;закрепить знания о проверке слов ...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс

Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...