Тема урока: "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Надежда Петровна Бурякова

Тема урока: Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных

На уроке дети обобщают знания о сходствах и различиях между данными частями речи; формируют умения правильно и точно употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_kl_2007g.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  4 класс

Т: Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных

Ц:  Обобщить знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи; формировать умения правильно и точно употреблять их в речи.

Оборудование: веера (падежи), гласных двух рядов, карточки ученика на каждого,

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Мин. Чистописания.

- Какой  звук повторяется в словах? Бабочка, бревно, добро, верблюд, беседа, труба, серебро.

       - Охарактеризуйте этот звук. (согласный, звонкий)

       - Запишите букву, которая на письме отвечает за этот звук с гласными I ряда, затем с гласными II ряда.

ба бы бо бу бэ      бя би бё бю бе

- Каким будет согласный, если произносится с гласными I ряда (твёрдым)

- Каким будет согласный, если произносится с согласным II  ряда (мягким).

- На что указывают гласные I  ряда, на что указывают гласные II  ряда.

4.   - Соберите слово из букв. О Р  Б

БОР (замени одну букву, чтобы получилось другое слово.

      БОР – СОР – СЫР – СЫН – СОН

- Что можно сказать об этих словах? Что общего?  

- Какие слова называются именами существительными.

- К именам существительным подберите имена прилагательные. Запись на слух.

        сосновый – мелкий – свежий – старший – крепкий

- Что можно сказать об этих словах? Что общего?

- Что можете сказать об именах прилагательных?

  5. В карточке ученика запись в два столбика.

А) Имена существительные                                    Имена прилагательные

-----------------------------------                               ------------------------------------

------------------------------------                              ------------------------------------

------------------------------------                              --------------------------------------------  

----------------------------------------------                 -----------------------------------------------------

-----------------------------------------------                -----------------------------------------------------

 

  1. Б) Прочитайте строчки.

          Существительное с прилагательным не расстанется уже:

          Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.

- Чтобы доказать правильность этих слов выполните задание.

   Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и напишите их. Укажите род.  

                               ср. р.         ср.р.

            Прозрачное стекло,_________________________ дом, _________________ книга, ____________ загадка, _________________ утро, ____________________ щавель, ________________ мёд, ______________________ солнце.

      В)  А теперь подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу существительные и напишите их.

              Красный флаг, интересные _________________ , добрая _______________ , тяжёлый _______________ , высокие ________________ , сладкое _________________ .

  1. – Чей ряд быстрее просклоняет словосочетания

густой лес                           молодая осинка                 весенние цветы

  1.  С помощью «веера» вы должны определить и показать падеж словосочетания зелёный лист.

Как – то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг  -  к зелёному листу.

Лапой – хвать зелёный лист,

Дескать,  поиграем.

«Не хочу,» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

  1. Физминутка. Повтори за мной 2 раза. Затем выполни самостоятельно.

Руки вверх.

Хлопок.

Руки в стороны.

Круговые движения влево, вправо.

Опустите руки.

-----------------------------------------------------------------------

- А теперь сами, на счёт раз, два, три, четыре, пять, шесть.

  1.   Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательных, выделите их окончания.

     Г)    Лодка причалила к высок… берегу. Узк… тропинка вела к соснов…лесу. Долго мы бродили по соснов… лесу и заливн… лугу. Вдруг с ближн… поля поднялись гуси и полетели к светл… озеру. Раздался выстрел. Стая улетела к дальн… лесу.        

  - Какое настроение после чтения текста?

  1. Очень занимательное –  

       Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы прекрасное,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га -тель-ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Д) Работая в парах, подберите и вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные.

         Настала _______________________ зима. _______________________ ковёр покрыл землю. Все _____________________  птицы улетели в _______________________ края. _______________________ зверьки спрятались по норкам. Белка не унывает, она сделала ______________________  запасы на зиму. А __________________медведь   отъелся и залёг в берлогу.  __________________ лиса      тоже     удобную    нору    себе    сделала.

  1. Соедини данные прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Укажите их род. Чем различается каждая пара прилагательных.

 Ж)  Душный                   вагон                                           старинная                картина

       Душистый               цветок                                          старая                      монета

      Дружный                 привет                                         серебряный            снег

      Дружеский              класс                                            серебристый           поднос

      Пушной                  котёнок                                         соседний                дом

      Пушистый              зверь                                             соседский               мальчик

  1. Самостоятельная работа.

З)    Записать данные словосочетания  в указанном падеже.

       Солнечный день   -   (Т.п.)  ________________________________________, сильный ветер   -   (П.п.)  _________________________________, ледяная гора   -  (Р.п.) ______

_____________________,  весёлые песни   -  (В.п.)  _______________________________, сочное яблоко   - (П.П.) ________________________________________.

           

      Вдумчив… и упорн… трудом всегда  достигнешь цели.

  1. Морфологический разбор имени прилагательного из пословицы.

          Вдумчивым – прил., вдумчивый, ед.ч., мн.ч., Д.п., определение.

  1. Словарь:  

- Выпишите прилагат. из словаря.  на   ж, и, п, р, ч.

- Чем они схожи, кроме того, что они являются им. прилагательными.

          - Закройте тетр. Кто скажет ск. прилаг. записали?

          - Кто может перечислить?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ        

           16. Найди для этих слов общее определение

Н-Р: хлеб, климат, подушка  (мягкий)

*) огурец, тоска, лист

*) арбуз, тигр, тельняшка

*) конфета, пирог, сон

*) угол, нож, язык

*) взгляд, душа, характер

 

          17.  Игра.

- Быстро образовывай прилагательное от имени существительного

Тишина, свет, земля, смелость, пугало, время, лето, дружба, праздник,                   

 чудо, вкус, солнце, радость, честь.

- Что образовывали от имени существительного?

- Какие слова называются именами прилагательными? (правило)

- Составьте предложение с одним   из  прилагательного.

            18.  Итог урока. Оценивание. Д/З

Карточка ученика   4 класса «А» _________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 А) Имена существительные                                    Имена прилагательные

----------------------------------------                         -----------------------------------------------------

------------------------------------                              -----------------------------------------------------

------------------------------------                              --------------------------------------------  --------

----------------------------------------------                 -----------------------------------------------------

-----------------------------------------------                -----------------------------------------------------

----------------------------------------------                  -----------------------------------------------------

 Б)     Существительное с прилагательным не расстанется уже:

          Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.

 - Чтобы доказать правильность этих слов выполните задание.

   Подберите к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и напишите их. Укажите род.  

                               ср. р.         ср.р.

            Прозрачное стекло,_________________________ дом, _________________ книга, ____________ загадка, _________________ утро, ____________________ щавель, ________________ мёд, ______________________ солнце.

  В)     А теперь подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу существительные и напишите их.

              Красный флаг, интересные _________________ , добрая _______________ , тяжёлый _______________ , высокие ________________ , сладкое     _________________ .

Г) Спишите текст, вставив пропущенные окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательных, выделите их окончания.

         Лодка причалила к высок…      берегу. Узк…    тропинка вела к соснов…    лесу.   Долго   мы   бродили   по   соснов…    лесу   и заливн…      лугу.   Вдруг   с   ближн…     поля   поднялись   гуси   и полетели  к   светл…     озеру.   Раздался   выстрел.   Стая   улетела   к     дальн…      лесу.

Д) Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные.

         Настала _______________________ зима. _______________________ ковёр покрыл землю. Все _____________________  птицы улетели в _______________________ края. _______________________ зверьки спрятались по норкам. Белка не унывает, она сделала ______________________  запасы на зиму. А __________________медведь   отъелся и залёг в берлогу.  __________________ лиса      тоже     удобную    нору    себе    сделала.

 Ж)  Душный              вагон                                старинная                картина

       Душистый           цветок                              старая                      монета

      Дружный                 привет                          серебряный             снег

      Дружеский              класс                             серебристый           поднос

      Пушной                  котёнок                          соседний                дом

       Пушистый              зверь                             соседский               мальчик

З)      Записать данные словосочетания  в указанном падеже.

       Солнечный день   -   (Т.п.)________________________________________, сильный ветер   -   (П.п.)  _________________________________,     ледяная гора   -  (Р.п.) ___________________________,    весёлые песни   -  (В.п.)  _______________________________,      сочное яблоко   - (П.П.) ________________________________________.

           

 

      Вдумчив…     и    упорн…     трудом   всегда    достигнешь     цели.

И) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

К) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------

              ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2 Вариант  урока

ЧК     ЧН      ЧТ

Существительные с предлогами заменить близкими по значению именами прилагательными.

ДОМ ИЗ КИРПИЧА

МАРКА НА ПОЧТЕ

БОЧКА ИЗ ДЕРЕВА

- Что писали (словосочетания)

- Составьте с любым словосочетанием предложение.

С.стра р.ботает на кирпичн… завод. .

3 Вариант урока

а) - Посмотрите на доску. Прочтите буквы. Какие звуки вы слышите. Что в них общего?

жь ж ч  чь

(шипящие)

- Как они написаны? (с ь и без ь)

- Вспомните, где вы встречались с такой орфограммой. Какие слова имеют такую орфограмму. (существительные с шипящими на конце)

- Не можете сказать, тогда я вам помогу после того как вы напишите эти написания.

б) Образуйте от слова сторожить имя существительное. (сторож)

-Укажите род и число.

Дрожать, плакать, тихий, дикий, помогать, ночевать.

- Что общего? (это существительные с шипящими на конце ж. и м.р.

- В каком роде не употребляли имена существительные? (ср.р.)

-Какое правило знаете об именах существительных?

4 Вариант    Соберите слово      РДГУ

-  В последнее время мы часто говорим о дружбе. Сегодня я приготовила пословицу. Прочитайте её.

Неверный друг – опасный враг.

- Как вы понимаете?

(нужно выбирать надёжного друга, чтобы он не предал)

Перепишите. Найдите слова с противоположным значением. Какой частью речи они являются. Как подчеркнёте?

       Имя существительное                                  Имя прилагательное

друг, враг                                                              неверный, опасный

------------------------------------------                       --------------------------------------------

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

      Очень занимательное –  

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы прекрасное,

Не скажем «безобразное»,

---------------------------------------------------

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-тель-ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский язык    Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....