Работа над словарными словами
материал по русскому языку на тему

Зекиряева Ленмара Нуриевна

Виды работ над словарными словами, которые помогут лучше и быстрее запомнить их

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_slovarnymi_slovami.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова. Это задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

В словарной работе должна проводиться работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, при этом эти упражнения одновременно развивают важнейшие интеллектуальные качества ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т. д.

 Итак, я хочу предоставить вашему вниманию несколько упражнений, я думаю вы многие их применяете, ну , а кто еще нет мне будет приятно их вам показать.

1 упражнение. Эта работа предусматривает выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. «Вы сможете определить новое слово из СЛОВАРИКА если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них. (МЕДВЕДЬ,УЧИТЕЛЬ) Приложение №1

2 упражнение. Это с символами, шифрами кодами. Они формируют абстрактное мышление. КАПУСТА КАРТОФЕЛ Приложение №2

 3 упражнение. Как сказал К.Д.Ушинский «Ребенок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Приложение№3

4. Я вам предоставлю некоторые примеры словарных слов и ассоциативных по звучанию. Приложение №4

5. Антонимы и синонимы. Приложение №5

6. Подбор однокоренных слов. Приложение №6

7. Подбери фразеологизмы. Приложение №7

8. В слове спряталось другое слово. Приложение №8

9.Фонетические ассоциации (по схожести звучания) Приложение №9

10. Шуточные вопросы и загадки. Приложение №10

 Я вам показала материал в разброс. Ну, а собрать в одну кучку мне помог метод «Кубирования»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. 

В заключение сделаем общие выводы.

• Методика изучения правописанию словарных слов необходима, так как этих слов в нашей речи 10% и они трудны для запоминания.

• Необходим дифференцированный подход к изучению этих слов, так как некоторые слова трудны в произношении, другие в написании, третьи в понимании, четвертые включают в себя несколько трудностей.

• Необходимо задействовать на уроках и логическое и ассоциативно-образное мышления.

• Важным принципом работы со словарными словами является ее систематичность, то есть работа должна проводиться каждый урок, необходимо использовать каждую возможность и включать словарные слова в каждое упражнение.

• Необходимо отводить также специальное время для работы со словами с непроверяемыми орфограммами.

• Важно проводить этимологический анализ некоторых слов, но он должен быть доступен для детей.

• Нужно познакомить детей с методом ассоциаций, что поможет детям запомнить написание слов, будет тренировать память т ассоциативное мышление, которое поможет ребенку в дальнейшем.

• Самое главное, гармонично соединив различные методы, необходимо использовать их в работе над словами с непроверяемыми орфограммами практически каждый урок. Так как работа должна быть интересной для детей, так как слова имеют различную трудность, так как учащиеся разные и надо опираться на то, что поможет им лучше запомнить слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....