Технологическая карта урока русского языка во 2 классе"Роль приставки в слове"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Касич Ирина Фёдоровна

                                              Урок русского языка во 2 классе.                 

                                              Тема урока:     Наблюдение над ролью приставки в слове.

Тип урока:     открытие нового знания.

Цель:     (направлена на достижение результата) ученик научится определять в слове приставку, образовывать новые слова при помощи приставки, разбирать слова по составу.

Предметный результат:  усвоение понятия «приставка как часть слова»; выявление роли приставки в образовании слов; умение составления схем состава слов.

Метапредметный результат: овладение логическими действиями: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей (связь приставки со значением слова).

Личностный результат: формирование уважительного отношения к родному языку, к мнению других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта22.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Урок русского языка во 2 классе.                  

                                              Тема урока:     Наблюдение над ролью приставки в слове.

Тип урока:     открытие нового знания.

Цель:     (направлена на достижение результата) ученик научится определять в слове приставку, образовывать новые слова при помощи приставки, разбирать слова по составу.

Предметный результат:  усвоение понятия «приставка как часть слова»; выявление роли приставки в образовании слов; умение составления схем состава слов.

Метапредметный результат: овладение логическими действиями: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей (связь приставки со значением слова).

Личностный результат: формирование уважительного отношения к родному языку, к мнению других людей.

         Этапы урока

                             Деятельность учителя

                     Деятельность ученика

1.Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднений.

6. Этап первичного закрепления.

7. Этап самостоятельной работы и включения в систему знаний и повторения.    

8. Рефлексия.

-Сегодня в преддверии самого долгожданного и волшебного праздника Нового года к нам на урок пожаловал сам….узнали? Правильно, Дедушка Мороз.

-А посмотрите, сколько у него писем. И, кажется, одно из них для нас. Давайте посмотрим. Да, ребятам 2 «А» класса от Деда Мороза. Открываем и читаем:

-Здравствуйте, ребята. Пришел я к вам не с пустыми руками, а принес вам лесную красавицу елочку. А нарядить вы ее должны сами. Для этого вы должны потрудиться и выполнить все мои задания.

-За свою работу каждый из вас будет получать призы, которые и будут являться украшениями для нашей елочки. Работать мы будем в группах. Будем соревноваться,  ребята какой группы соберут больше игрушек. А в конце урока мы должны нарядить елочку. Теперь за дело.

-Слушаем 1 задание:

-Прочитайте про себя то, что видите на экране. СЛАЙД 1.

Наступила зима. Замелькали в воздухе первые ………..   Теплым одеялом укрыл ……… землю. ………….метели заметут лесные тропы.

-Как можно назвать то, что вы только что прочитали?

-А почему вы решили, что это текст?

-Чем необычен этот текст?

-Читаю письмо дальше:

-Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем снег или снеж.

СЛАЙДЫ 2,3,4

-Прочитайте, что получилось.

-Теперь у нас есть сомнения в том, что это текст?

-Перечислите слова, которые мы вставили в этот текст?

-Каким одним словом можно их назвать?

-Какие слова называются однокоренными?

-Назовите из данных слов только те, которые отвечают на вопрос что?

-Что обозначают эти слова?

-Какое слово не назвали?

-Почему?

-Что обозначает это слово?

-Молодцы, хорошо правились с этим заданием. Дедушка Мороз остался доволен.

НАГРАЖДЕНИЕ.

-Достаю из конверта следующее задание от Деда Мороза. Читаю:

-Отгадайте загадку:

         

               Он вошел-никто не видел,    

               Он сказал-никто не слышал.

               Дунул в окна и исчез,

               А на окнах вырос лес.

-Что это?

-Какой ударный гласный мы слышим?

-Какой безударный гласный слышим?

-Какой буквой обозначим его на письме?

-Почему? Можем ли проверить?

-Запишите это слово. Поставьте знак ударения. Подчеркните опасные места.

-Какое место в слове еще показалось опасным?

-Как проверим?

-Читаю письмо дальше:

-А теперь, ребята, запишите мое имя.

-Давайте посмотрим, как справились с этим заданием наши старые знакомые Катя и Вова. СЛАЙД 5.

-Кто был прав? Почему?

-Запишите.

-Следующее задание:

-Кто дотронется до моего волшебного посоха, тот называет однокоренные слова с корнем мороз.

НАГРАЖДЕНИЕ

-Запишем некоторые из них:

-Как мы называем мороз ласково, когда он не сильный?

-Запишем.

-Как называется явление, которое мы можем наблюдать поздней осенью. Не забывайте, что мы вспоминаем однокоренные слова. Первые ……..

-Запишем.

-А какое слово мы произносим, если  Дедушка Мороз нам очень сильно пощипал нам нос или ручки?

-Запишем.

-А теперь Дед Мороз просит вас обозначить все знакомые части слова.

-Какую часть слова мы выделим сначала?

-Что такое окончание?

-Затем?

-Что такое корень?

-С какой частью речи мы еще знакомы?

-Что такое суффикс?

-Выделим суффиксы.

-Какие суффиксы выделили?

НАГРАЖДЕНИЕ

-В каких словах выделены не все части?

-А нам нужно выделить все части. С какой проблемой мы столкнулись?

-Как вы думаете, о чем же пойдет речь дальше?

-Как звучит тема нашего урока, прочитаем в учебнике.

-Как вы думаете, почему ее назвали приставкой?

-Прочитаем, какие задачи перед нами стоят. СЛАЙД 6.

    1)Место приставки в слове.

    2)Какую роль выполняет приставка.

-Попробуем решить задачу № 1.

-Прочитайте стихотворение, которое  нам принес Дед Мороз.

СЛАЙД 7.

         У корня в недругах, представь-ка,

         Есть дама гордая – приставка.

         А злит она его одним –

         Стоит всегда лишь перед ним.

-Так каково же место приставки в слове?

-А обозначать мы будем ее так (табличка).

-Вернемся к нашему заданию и выделим приставки.

-Какие приставки выделили?

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

ФИЗМИНУТКА  СЛАЙД 9

Мы снежинки, мы пушинки.

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

-Попробуем решить задачу № 2.  

-Урок у нас волшебный. Слушаем сказку от Деда Мороза.

Жил-был корень ход. Он любил, чтобы с него начинались слова. Но как только появлялись дамы-приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, то и вовсе стоял в конце. Получались такие слова: заход, выход, поход, приход, переход. Вот какие бывают приставки и это еще не все.

СЛАЙД 10

-Какое открытие вы для себя сделали? Для чего нужна приставка?

-Какие приставки вы еще сейчас наблюдали?

-Вот и решили мы с вами главные задачи урока. А теперь нам осталось проверить, правильно ли нам удалось это сделать.

Откроем учебники.

-Что еще узнали из правила?

-А почему?

-Следующее задание от Деда Мороза.

-Молодцы, ребята, вы сами решили все задачи, стоящие перед вами, и поэтому я вас всех приглашаю на праздник новогодней елочки.

Ребятам 1 группы я предлагаю поиграть (даю карточку со словом играть).

2 группе - попеть (петь)

3 группе – почитать стихи (читать)

4 группе – поводить хоровод (водить)

5 группе – подарить друг другу веселье (дарить)

6 группе – потанцевать (танцевать)

А задание такое: образовать от этих слов как можно больше новых, используя приставки, которые вы видите на экране. Вы поработаете в группах, помогая друг другу. Если уверены в том, что слово такое существует, то записывайте его и выделяйте приставки.

НАГРАЖДЕНИЕ

-Дедушка Мороз остался доволен. Но он еще один раз хочет убедиться в том, что все поняли новую тему урока. Посмотрите на экран. СЛАЙД

СНЕГ, СНЕГОВИК, ПОДСНЕЖНИК

ЛЕД, ЛЕДЯНОЙ, ОБЛЕДЕНЕЛ

ПЕРЕЗИМОВАТЬ, ЗИМУШКА,  ЗИМНИЙ

-Выберите из каждой строки однокоренных слов и запишите только те слова, в которых есть приставки. Выделите их.

-Какая цель стояла сегодня перед нами?

-Как вы думаете, достигли вы этой цели?

-Что было интересно?

-В чем были трудности?

-Сегодня каждый из вас потрудился и постарался, чтобы елочка наша стала красивой и праздничной. Много игрушек вы получили. Так давайте же нарядим нашу елочку.

-А что нам помогло сделать елочку такой красивой?

-Дед Мороз.

Незаконченный текст.

Предложения связаны по смыслу.

Пропущены некоторые слова.

Нет.

Однокоренные.

Общий корень и схожи по смыслу.

Снежинки , снег.

Предметы.

Снежные.

Отвечает на вопрос какой?

Признак предмета.

Мороз.

О

А

О

Нет. Это слово из словаря.

Написание буквы з.

Морозы.

Дед Мороз.

Катя. Имена пишутся с заглавной буквы.

Морозец.

Заморозки.

Отморозил.

Окончание.

Корень.

Главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

Суффикс.

Это часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова.

Отморозил, заморозки.

Не все части слова мы знаем.

О новой части слова.

Приставка.

Она приставлена к корню.

Приставка пишется перед корнем.

Взаимопроверка.

Для образования новых слов.

За, вы, по, при, пере.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки пишутся слитно со словами.

Пишутся слитно со словами.

Это часть слова.

 Работа в группах.

Представление своих работ.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Наряжают елку.

Работали дружно, сообща. Старался каждый.

Выполнили:

Касич Ирина Федоровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Николаевска-на-Амуре

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Роль имён прилагательных", 3 класс

Технологическая карта разработана к уроку русского языка в 3 классе по программе "Школа России", соответствует ФГОС НОО...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"

Технологическая карта урока  русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...