Тема: Повторение орфографии.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Квашнина Татьяна Владимировна

Урок 7.

Тема: Повторение орфографии.

Учебник: Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

 Учебник для 4-го класса в 2-х ч. Часть 1.-Изд.5-е. перераб.-М.: Баласс.; Издательство Школьный дом, -2012.-160 с: ил.

 Цель:  расширение сведений об орфографии как разделе языка и его основной единице – орфограмме, развитие умений находить орфограммы-буквы гласных после букв шипящих по характерным признакам;

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщение изученного, развития умений.

Технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx71.14 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Водолажская Татьяна Владимировна, учитель начальных классов. ГБОУ СОШ№145

Урок 7.

Тема: Повторение орфографии.

Учебник: Русский язык. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

 Учебник для 4-го класса в 2-х ч. Часть 1.-Изд.5-е. перераб.-М.: Баласс.; Издательство Школьный дом, -2012.-160 с: ил.

 Цель:  расширение сведений об орфографии как разделе языка и его основной единице – орфограмме, развитие умений находить орфограммы-буквы гласных после букв шипящих по характерным признакам;

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщение изученного, развития умений.

Технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных успехов.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся

Настраиваются на работу.

Вспоминают правила работы на уроке (в парах, в группах)

Коммуникативные

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Актуализация

(языковая разминка)

1. – Запишите предложение. Обозначьте орфограммы.

Орлан-бел_хвост улетел на юг, ж_рные др_зды собралис_ в стаи, м_дведи роют берлоги повыше в г_рах. (Г. Снегирёв) (работа в парах)

– Какие виды орфограмм встречаются в словах?

2. – Выполните синтаксический разбор этого предложения.

Записывают орфограммы. Вспоминают раннее изученные орфограммы.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

Устный опрос

– Что изучает фонетика?

– Как называется наука о письме?

– Сколько звуков в русском языке?

– Сколько букв?

– Прочитайте транскрипцию и запишите слова:

Ученики записывают ответы на вопросы.

Формулирование темы урока

-Угадайте слово – название темы урока. Первая часть этого слова та же, что и в слове орфограмма, а вторая часть слова в переводе с греческого означает «пишу». О чём пойдёт речь на уроке? – Что же это за наука, чем она занимается? (Предположения учеников.)

Высказывают свои предположения

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развитие умений

- Откройте учебники на с.22, окиньте взглядом странички учебника. Обратите внимание на правило в голубой рамке. Прочитайте его.

Из каких греческих слов образовалось слово орфография?

– Важны ли для нас единые, общие для всех правила написания слов? Почему?

– Как вы думаете, с какой наукой о языке орфография тесно связана?

2. Упр.19 Выполняется на доске под руководством учителя.

Образец записи:

Что, конец, лужки, местный, яд.

Дополнительные вопросы и задания:

– Подчеркните написания, которые не соответствуют произношению.

– Что вы подчеркнули? (Орфограммы.)

– Какие надо знать правила, чтобы правильно выбрать буквы для написания этих слов?

3. Упр. 20 выполняется устно.

Орфограмма – это такое место в слове, где есть выбор буквы для обозначения звука. Это написание, которое нельзя определить на слух, оно нуждается в проверке, правиле.

– Где встречаются орфограммы?– Какие виды орфограмм вы знаете? (Орфограммы-буквы гласных, буквы согласных, буквы ь и ъ.)

4. Упр. 21

Звуки [ч'], [ш], [щ'], мягкие согласные [р'], [л'], [т'] указывают на то, что в словах есть орфограммы.

Вывод: Наличие в словах шипящих звуков [ж], [ш], [ч'], [щ'] и мягких согласных звуков в конце и в середине слова – признаки орфограмм. В слове может быть несколько орфограмм.

5. Упр. 22

Упр. 23 – ознакомительное чтение из истории шипящих и [ц].

– Какой согласный звук мы слышим в сочетаниях жи, ши? (Твёрдый.)

– Почему же мы пишем и?

Читают правило.

Определяют от каких греческих слов образовалось слово орфография.

Проверяют свои предположения, прочитав текст упр. 16 в «Дидактическом материале». 

Ученики отвечают на вопросы в задании (до текста).

Подчеркивают написания, которые не соответствуют произношению. Определяют правила, которые необходимо знать, чтобы не допускать ошибки при письме

Находят орфограммы в словах по характерным признакам 

Выполняют по заданию, можно по рядам (каждый ряд записывает по одному предложению, подчёркивает вначале орфограмму с признаком-буквой шипящего, затем другие орфограммы).

Ученики по вариантам выполняют фонетический разбор слов ширь [шыр'] и ложь – [лош].

Делают анализ по схеме:

– Удалось тебе выполнить задание? (да/нет)

– Ты сделал всё правильно или были недочёты? (да/нет)

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

Итог урока

Закончите предложения:

Орфография – это …

Орфограмма – это …

Признак, по которому можно найти в слове орфограммы – буквы и, у, а после букв шипящих, – это наличие в слове … (шипящих [ж], [ш’], [ч’], [щ]).

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Высказывают свои предположения

-Проводят анализ собственной деятельности

Регулятивные УУД

 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Дом.задание

Упр.2, стр.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.

Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа....

Проверочная работа по теме "Правила орфографии. Слово и его значение".

Предлагается два варианта проверочной работы для учащихся 3 класса по русскому языку УМК "Песпектива". В работе проверяется умения учащихся писать основные орфограммы корня и определять синонимы, анто...

Презентация к уроку "Повторение орфографии" 4 класс

Презентация содержит задания для урока....

О РАБОТЕ ПО ПОВТОРЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Нами проводилась экспериментальная работа, которая помогла выявить уровень грамотности учащихся 4 класса по теме «Правописание безударных гласных корня». Экспериментальная работа осуществлялась в есте...

Презентация. Повторение орфографии 4 класс

Повторение правил и упражнения на повторение изученных орфограмм 4 класс...