Развитие речи младших школьников
статья по русскому языку на тему

Статья освещает основные аспекты работы над развитием речи учащихся начальных классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся начальных классов

По результатам исследований полученных в процессе изучения практики, наиболее слабым звеном в системе обучения русскому языку, является работа по развитию речи учащихся. Специальные занятия  по развитию связной письменной речи проводятся систематически(согласно требованиям ФГОС), им отводится большая часть урока или целый урок. Текущие занятия и упражнения подготовительного характера проводятся не реже 3-4 раз в неделю на уроках чтения и русского языка.

Учитель должен понимать, что развитие речи - важная задача в обучении языку. Ведь речь-основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение детей сравнивать ,классифицировать, систематизировать ,обобщать  формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Четкая, образная, богатая речь ребенка- показатель его умственного развития.

Очевидно, что развитая связная речь определяет успех в работе по всем предметам, способствует формированию навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Так же, как существует связь между языком и мышлением, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи; разновидностями речи(пересказ, изложение, сочинение, ответ и др); типами сообщения(описание, повествование, рассуждение).

В устной речи, как речи звучащей ,большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла( мимика и жесты). Эти средства отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребенок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова в процессе общения, не задумывается над расстановкой слов внутри фразы.

Письменная форма речи наиболее трудная. Построение каждой фразы является предметом обдумывания и осознается также процесс написания каждого слова.

Речь возникает из потребности высказаться. Психологи называют это мотивацией речи. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими  впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. Высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть  фраза, развернутое сообщение. Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. На начальном этапе обучения, когда навыки письменной речи только начинают формироваться, когда все письменные работы выполняются под руководством учителя, проявить свои мысли и чувства дети могут только в устной речи. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, нужно ввести их в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел словами. Для этого необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представить себе тех людей, о которых говорит.

Упражнения в устной связной речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками чтения и русского языка. Планируя работу на предстоящий день, учителю необходимо предусматривать на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ, свободное высказывание или развернутый ответ. Каждый связный ответ ученика является упражнением в устной речи. Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, поощрять оригинальность суждений, учить  избегать речевых штампов. На этом этапе от учителя требуется огромное терпение ,такт, чтобы не подавить в ребенке желание высказывать свои мысли. При обучении связной речи, необходимо давать детям минимум  теоретических сведений, так как навыки формируются успешнее, когда они осмыслены.

Дети знакомятся с различными видами работ ,в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины и т д . Все эти сведения дети получают только практическим путем в процессе выполнения тех или иных упражнений.

Постепенно дети осознают, что в повествовании  говорится о действиях и событиях, его можно отличить от других видов высказывания по вопросу что произошло? Повествование можно проиллюстрировать серией картин. А описание можно распознать по вопросу какой? И представить лишь одной картиной. В рассуждении излагаются причины явлений и событий, показывается их взаимная связь. Этот тип высказывания нельзя представить в виде картины. Ознакомление с этим теоретическим минимумом и активное его использование поможет более успешному формированию осознанных умений и навыков связной речи.

Дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса следует знакомить учащихся с правилами построения текста, с его структурой, с тем ,как соединять в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо учитывать те затруднения, которые возникают у детей при создании текста и которые без специальной работы под руководством учителя не могут быть преодолены.

Итак, согласно требованиям ФГОС, дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями:

  • Умение раскрывать тему высказывания
  • Умение раскрывать основную мысль высказывания
  • Умение отбирать материал к высказыванию
  • Умение строить высказывание в определенной композиционной форме
  • Умение выражать свои мысли правильно.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.

Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать  основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее ,вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает ,о чем ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.

Когда же начинается формирование этих умений? Оно начинается уже с уроков обучения грамоте и связывается на этом этапе с работой над заглавием.

Вчитываясь в заглавие темы ,дети учатся ориентироваться в теме, границах темы и в содержании ,осознавать то главное ,что следует раскрыть в своем сочинении. Необходимо использовать разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием.

При выборе тем учителю следует учитывать их близость интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления.

Целесообразно намечать темы для устных рассказов в соответствии с общей тематикой уроков чтения. Это способствует обогащению лексического запаса детей, обеспечит их самостоятельность при построении рассказов.

Композицию рассказа по серии картинок  учащиеся начинают осознавать еще на уроках обучения грамоте ,когда мы учим их составлять рассказ из трех частей, выделять главную часть, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения, дети делают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали. Для того, чтобы помочь учащимся сгруппировать собранный материал по частям и определить структуру составляемого текста, учитель ставит различные вопросы. Например: о чем вы расскажете сначала и о чем потом? Из скольких  частей состоит рассказ?

Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. На первых порах они состоят из двух-трех предложений.

При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы свяжете между собой части рассказа? Какие слова надо заменить, чтобы в тексте не было повторения одного и того же слова? Как переставить слова во втором предложении, чтобы лучше его связать с первым? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и сразу обдумывали и связывали два соседних предложения.

Таким образом, формирование умения строить речь в определенной композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умением исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

Успех в работе по развитию речи будет возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе. Осознание учителем всей системы занятий по развитию речи и методики проведения различных типов письменных работ поможет ему учесть свой опыт, сознательно вести учащихся от одного этапа к другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....