Урок русского языка во 2 классе по теме: " Приставка как часть слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Слепова Ольга Ивановна

Урок русского языка для 2-го класса рассчитан на использование УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык», под редакцией  С.В. Иванов и А.О. Евдокимова.

Данный  урок  «открытия» новых  знаний по теме: «Приставка как часть слова» учитывает требования новых образовательных стандартов.Урок был направлен на формирование УУД:

Метапредметные:

·         познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

·         коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

·          Личностные:

формировать внутреннюю позицию учащихся, учебно-познавательные мотивы;  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цель урока:

1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, умению анализировать, делать выводы на основе рассуждений.

 3) воспитывать интерес и любовь к родному языку, повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Ведущими методами организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности учащихся являлись:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем), деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности изучения темы; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации, демонстрация презентации. Методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
волевые (предъявление учебных требований).  Методы контроля и самоконтроля: рефлексия,  взаимопроверка, самопроверка.

            Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx41.05 КБ
Файл prezentatsiya.ppt.pptx1.78 МБ
Файл prilozhenie_1.docx14.19 КБ
Файл prilozhenie_2.docx24.11 КБ
Файл prilozhenie_3.docx13.4 КБ
Файл prilozhenie_4.docx19.02 КБ
Файл prilozhenie_5.docx13.92 КБ

Предварительный просмотр:

Слепова Ольга Ивановна  286-970-254

Урок русского языка по теме:  Приставка как часть слова.

(Программа «Начальная школа XXI века»)

Цель урока:

1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах и группах;
3) воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: Мультимедийная презентация к уроку «Приставка как часть слова»; компьютер, «Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1  [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М.  Вентана – Граф, 2014. (Начальная школа ХХI века);  опорная схема «Алгоритм нахождения приставки»,  карточки  «Составь слово из частей», индивидуальные карточки «Части слова», карточка «Как найти приставку», цветные карточки с разно уровневыми  заданиями (3 уровня), сигнальные карточки для обратной связи,  карточки с вариантами домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.

- Наш урок мы начнем с физ.минутки для пальчиков.

Физминутка для пальчиков.

Все за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели.

Ваши ушки на макушке, 
Глазки широко раскрыты.
 
Слушайте, запоминайте,
 
Ни минуты не теряйте!

Правила посадки.

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

- Откройте тетради, запишите  дату и вид работы.

Минутка чистописания. Слайд 2

Отработка элементов букв (Л,М,л,м)

-Прочитайте вторую строчку  (Липецк, Лениногорск, Москва)

- Как одним словом можно назвать эти слова? (города)

- Какие города вы знаете, назовите их.

- Какие особенности вы увидели в написаниях городов? (имена собственные пишутся с заглавной буквы)

- Запишите  в тетрадь орфографически правильно названия городов.

 Слайд 3

- В каком городе мы живем?

- Какие достопримечательности нашего города вы знаете?

- Как выдумаете, с каким словарным словом познакомимся? (город)

- Запишите  в тетрадь орфографически правильно словарное слово, выделите орфограмму.

-Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

- С какими частями слова мы знакомы?    (корень, окончание, суффикс)

Работа в парах. Слайд 4

- Поработайте в парах.

-  Составьте   из данных частей слова на карточке №1 (Приложение 1)

город    

                             город

                                                  ок

  при

                                                           город

       н

                          ый                   а

-Какие слова у вас получились?

(город, городок, пригородный)

- Как понимаем значение слова «пригородный»?

Проверка на Слайде 5.

- Оцените свою работу (показ сигнальных карточек)

- Запишите слова в тетрадь.

 - Что вы можете сказать об этих словах?    ( однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными?   (родственные слова с общим корнем)

- Выделим известные части слов самостоятельно.

( Работа двух  учеников у  интерактивной доски. Один ученик выполняет задание, другой в роли проверяющего).

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа. (отметка выставляется учащимися на полях в виде цветовых сигналов)

- Проверим работу на доске.

(Проверка работы с доски. Проверка осуществляется при помощи сигналов обратной связи).

Слайд 6

- Какие проблемы возникли в выделении слов?

- Почему осталась невыделенная часть в слове «пригородный»?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Есть желание узнать?

 -Какую цель мы поставим перед собой на  уроке? (познакомиться с этой новой частью слова)

- На какие вопросы хотите получить ответ?

Слайд 7

- Что это?

- Где находится?

- Как обозначается?

- Для чего служит?

- Имеет ли значение?

- Как найти?

- Начнём исследование этой части слова. И подготовим наши глаза к работе.

Физминутка для глаз

Слайд 8

 III. Первичное усвоение новых знаний.

- Ответы на некоторые из вопросов вы можете получить из текста на карточке № 2, лежащей у вас на столе. (Приложение 2)

Слайд 9

  Работа в паре.

- Вы не просто должны   прочитать текст на карточке.

Наши задачи:

  • Определить,  что вам хорошо знакомо, а с чем вы встретились впервые.
  • С помощью специальных значков, сделать в тексте пометки:

Слайд 10

+ - уже знал

- - новое

?- есть вопрос

Фронтальная проверка.

- С  какой информацией из текста вы уже были знакомы?

- Какая информация стала для вас новой?

- Назовите тему урока. 

- Какие цели урока?

Слайд 11

- Какой вывод можно сделать по нашим вопросам, которые стояли у нас в начале урока?

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так         .

- Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы и разберите  слово «пригородный». 

- Как называется не выделенная вами часть слова «пригородный»?

Как её можно обозначить?

- Где она находится?

-Для чего она нужна, для чего служит?  (образования нового слова)

Слайд 12

Вывод:  - Мы ответили на ряд  вопросов

-Сделайте вывод,  что мы выяснили?

- Как вы думаете, почему приставка находится перед корнем? (Ответы детей).

- Хотите я вам расскажу еще одну версию по этому вопросу, но она сказочная

Слайд 13

Учитель рассказывает сказку.  (Приложение 3)

- Немного отдохнем и продолжим исследование.

IV. Физминутка. 

Слайд 14

-Чтобы ответить на  вопрос:  «Имеет ли значение приставка?». Выполним упражнение 1 из учебника на стр.143

- Поработайте в парах. (Работа в парах.)  с 143 упр 1

Слайд 15

- Проверим, что у вас получилось?

- Что можно сказать о данных словах? ( однокоренные) .

-Назовите корень в словах. (беж)

- С помощью какой части слова они образовались?  (приставки)

-  Для чего служит приставка?  (для образования слов)

- Где в слове находится приставка? (перед корнем)

-Так для чего нужна приставка?( для образования новых слов)

-Какое общее  значение у этих слов? ( движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? ( нет)

- Какие части слова изменили смысл каждого слова? ( приставки)

- Рассмотрим,  какое значение придаёт  слову каждая приставка в упражнении?

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо

Вы – указывает на движение изнутри

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения

Пере – направление действия через предмет

От –удаление на небольшое расстояние

- Какой вывод можно сделать? ( Приставка имеет значение)

 V. Организация усвоения способов деятельности (первичное закрепление).

- На все ли вопросы  мы ответили? ( нет)

- Как найти приставку в слове?

- Расположите по порядку этапы нахождения приставки  на карточке № 3 в группе.

 (Приложение 4)

Слайд 16 (Работа в группе)

 Повторение правил работы в группе.

Проверка. Стр. 145 учебника.

- Проверьте правильность выполнения задания на стр. 145 Алгоритм нахождения приставки. Оцените работу в группе. Покажите сигналом.

 Слайд 17

Алгоритм нахождения приставки.

-А сейчас подумайте, что  вам на уроке понравилось делать больше  всего и выполните задания на разноцветных карточках. Приложение 5

- Если хорошо образовывать новые слова с помощью приставки- зелёная карточка, находить  приставку –синяя карточка, определять значение приставки –жёлтая карточка.

Слайд 18

- Давайте проверим (Проверка осуществляется при помощи интерактивной доски – правильное выполнение заданий)

Слайд 19

- Оцените работу.

-  Посмотрим на вопросы,  которые у нас стояли в начале урока.

Слайд 20

- На все вопросы ответили в начале урока?

 VI. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.

- Если вы согласны с данным высказыванием, ставим  «+», если нет, то «-»

 Слайд 21. (Тесты. )

1.Приставка – это часть предложения.

2. Приставка - это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Приставка - это главная общая часть родственных слов.

8. Приставка служит для образования новых слов.

9. Приставка имеет своё значение.

- Проверьте свою работу (правильное выполнение теста показано на слайде).

- Оцените свою работу.

Слайд 22.

- Проверьте правильность выполнения заданий.

VII.  Рефлексия 

Слайд 23 ( Показ сигнальных карточек)

- Кому всё было понятно….

-У кого ещё  были трудности….

Кому было непонятно ……..

 VIII.Задание на дом. Слайд 24

- Домашнее задание: Дифференцированное.

1. Выписать 10  слов с разными приставками из учебника по чтению.

2. Сочинить сказку про любую приставку.

3. Выполнить  упр.5 на стр. 146

Слайд 25

- Какие впечатления остались у вас от нашего урока?

- Какая цель следующих уроков?

-Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Слепова Ольга Ивановна, МБОУ «СОШ №29» г .Нижневартовск Урок русского языка во 2 классе Начальная школа XXI века

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Словарная работа Г … РОД

Слайд 4

город город о к при город н ый а Собери слова

Слайд 5

города городок пригородный Проверь

Слайд 7

1. Что это? 2 . Где находится? 3. Как обозначается? 4. Для чего служит? 5. Имеет ли значение? 6. Как найти? Ответим на вопросы

Слайд 9

Работа в паре

Слайд 10

«+» уже знал «-» новое «?» есть вопрос

Слайд 11

Цели: 1. Познакомиться с приставкой как частью слова. 2. Н аучить выделять приставку из состава слова. 3. Уметь употреблять приставку в словах. Тема :Приставка как часть слова

Слайд 12

ВЫВОД: Приставка – это часть слова, стоит перед корнем, служат для образования новых слов. Тема :Приставка как часть слова

Слайд 13

Сказка о приставке Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова . Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.

Слайд 14

Работа по учебнику с. 143 упр. 1 Имеет ли значение приставка?

Слайд 15

забежал за угол выбежал из дома прибежал первым перебежал через дорогу отбежал от края Проверка

Слайд 16

Работа в группе Как в слове найти приставку?

Слайд 17

1. Подбери однокоренное слово. 2. Обозначь корень. 3. Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова . Это приставка. 4. Назови приставку . Выдели её. Алгоритм нахождения приставки.

Слайд 18

« Вставь приставку»: …лить …лить …лить … лить Подсказка На-, пере-, по-, вы- «Выдели приставку»: налить перелить полить вылить « Вставь подходящую по смыслу приставку»: …лить чай в чашку …лить цветы …лить воду из ведра …лить сок из банки Подсказка На-, пере-, по-, вы-

Слайд 19

« Вставь приставку»: на лить пере лить по лить вы лить «Выдели приставку»: Налить перелить полить вылить « Вставь подходящую по смыслу приставку»: на лить чай по лить цветы пере лить воду из ведра вы лить сок из банки

Слайд 20

1. Что это? 2 . Где находится? 3. Как обозначается? 4. Для чего служит? 5. Имеет ли значение? 6. Как найти? Ответим на вопросы

Слайд 21

1 . Приставка –это часть предложения. 2.Приставка – это часть слова. 3.Приставка стоит после корня. 4.Приставка стоит перед корнем. 5.Приставка пишется отдельно. 6.Приставка пишется слитно. 7.Приставка – это главная общая часть родственных слов. 8.Приставка служит для образования новых слов. 9.Приставка имеет своё значение. Тест

Слайд 22

1 - 2. + 3. - 4. + 5. - 6. + 7. - 8. + 9. + ПРОВЕРКА

Слайд 23

По теме все понятно Были трудности Было непонятно Рефлексия

Слайд 24

1 . Выписать 10 слов с разными приставками из учебника по чтению. 2. Выполнить упр.5 на стр. 146 3. Сочинить сказку про приставки. Домашнее задание по выбору

Слайд 25

Спасибо вам за работу на уроке!

Слайд 26

1. С.В . Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . - М.: « Вентана -Граф», 2014г. 2.В. В. Волина. Учимся играя «Новая школа». М. 1999г. А. А. Форощук . Н. Е. Форощук . Русский Язык (учебное пособие) « Сталкер » 1999г . Литература



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Собери части слов.        

город    

                             город

                                                 ок

  при

                                                           город

                                        н

                          ый                   а

Собери части слов.        

город    

                             город

                                                  ок

  при

                                                           город

                                        н

                          ый                   а

Собери части слов.        

город    

                             город

                                                  ок

  при

                                                           город

                                        н

                          ый                   а

Собери части слов.        

город    

                             город

                                                  ок

  при

                                                           город

                                        н

                          ый                   а

Собери части слов.        

город    

                             город

                                                  ок

  при

                                                           город

                                        н

                          ый                   а

Собери части слов.        

город    

                             город

                                                  ок

  при

                                                           город

                                        н

                          ый                   а



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Части слова

Слова состоят из частей.

Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так              .

Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так       .

Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так       .

Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так         .

Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сказка о приставке

Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.



Предварительный просмотр:

Приложение 4.

Как найти приставку.

   Обозначь корень.

 

 Найди часть слова перед корнем, которой             различаются слова.

       

Подбери однокоренные слова.

       

Назови приставку. Выдели её.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

«Вставь приставку»: 


…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-


«Выдели  приставку»:

налить
перелить
полить
вылить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

…лить  чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

урок русского языка 2 класс тема: приставка

Урок русского языка 2 класс тема: " Приставка"  .  Конспект урока составлен в технологической карте. К уроку предлагаю небольшой самоанализ....

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Тема "Корень- главная часть слова"

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные слова." 2 класс. УМК "Перспектива"...

Урок русского языка во 2 классе «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»

Тема:  Корень - главная часть слова. Однокоренные слова.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс...