Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, I полугодие (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, составленная по авторской программе Н.В.Нечаевой 2012 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shirokih_russkiy_yazyk_4_1_polugodie.docx129.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«30»августа 2014 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«02»сентября 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ №

 «02»сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Русский язык»

4 «А» класс

2014 – 2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Русский язык» разработана на основе программы Н.В.Нечаевой «Русский язык», -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            На предмет «Русский язык» в 4 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Задачи обучения русскому языку: развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка,                                                                                                                                                                                                                      первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.

В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.

 Стержневая тема курса русского языка  лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.

Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел  «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка

I. Развитие речевой деятельности

В первом классе, как и в период обучения грамоте, особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.

На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Эта часть программы реализуется во всех учебных предметах. Работа над художественными произведениями подробно представлена в программе по литературному чтению.

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

 На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Основной способ освоения устной и письменной речи самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

II. Система языка

Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Так, формирование понятия «безударная гласная» и ее правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова, при сравнении способов ее проверки с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными (тема идет с 1 класса), оглушением звонких согласных и непроизносимыми согласными. Тогда же ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравнивается с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, ударные - безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными –о-,- а- и суффиксов –ик-, -ек-. Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

4 класс (136 часов)

I. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации

(на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип). Речь, отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь (чтение, письмо)

Текст (высказывание, связная речь)  - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, абзацами, предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания.

Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица. Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами).

Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений. Редактирование. Использование  письменных ученических работ в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ.

Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом.

Исследовательская работа (по выбору):

«Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе.

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие

парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике).

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с разделительнымиь, ъ(вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название

букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыка клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по

тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа со справочниками в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемноорфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов

и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.  Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных

к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных (алгоритм см. в учебнике). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных (алгоритм см. в учебнике).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие

предлогов от приставок.

Союзы и, а, но,их роль в речи. Частица не,ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и(без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных

грамматических средств.

III. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки

правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением; сочетание чк-чн, чт, щн, рщ; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в «Справочнике правописания» учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; нес глаголами; ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек;  о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ыпосле цв разных частях слова; соединительных гласных о, е в сложных словах.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Нечаева Н.В., Антохина В.А.  Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка (по возможности).

2. Специфическое оборудование:

■комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.);

■алфавит;

■таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

■наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

■классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

■наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

■настольные развивающие игры;

■аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

■слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

■компьютер;

■интерактивная доска;

■мультимедийный проектор.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол - во часов

Элементы

содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители, виды и формы контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

I ЧЕТВЕРТЬ

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ (13 ЧАСОВ)

1

Соответствие средств устного общения речевой ситуации.

 (упр.1 – 5)

1

Средства устного общения: речевая ситуация, инсценирование. Сочинение продолжения заданной речевой ситуации.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●раздельное написание слов;

●сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

●сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;

●перенос слов;

●прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

●гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

●разделительные ь и ъ;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

●безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий,

ья, ье, ия, ов, ин);

●безударные окончания имен прилагательных;

●раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

●не с глаголами;

●ь после шипящих на конце глаголов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Текущий контроль (устный

 опрос)

Упр.2

 I неделя

сентябрь

 

2

Составление текста телеграммы.

 (упр.6 – 10)

1

Предложение, средства связи слов в предложении, виды предложений. Текст: стиль, типы, жанры. Телеграмма как жанр текста. Составление и редактирование текста телеграммы.

Текущий контроль

Упр.9

 сентябрь

 

3

Стиль, тип и тема текста.

 (упр.11 – 16)

1

Текст: стиль, тип, признаки. Тема текста. Выбор темы, написание сочинения. Грамматическая и лексическая сочетаемость. Орфоэпические и орфографические нормы.

Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой)

Упр.16

сентябрь

 

4

Заголовок  и основная мысль текста.

 (упр.17 – 20)

1

Текст: тема, заголовок, основная мысль. Лексическая работа: значение слова, синонимы, виды словарей, стилистически окрашенная лексика.

в форме 2-го лица единственного

числа (читаешь, красишь);

●ь в глаголах в сочетании ться;

●безударные личные окончания глаголов;

●раздельное написание предлогов с другими словами;

●знаки препинания в конце предложения: точка,

вопросительный и восклицательный знаки;

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунк

туационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять правила правописания:

●приставки на  з и с;

●гласные в суффиксах ик, ек;

●о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

●и, ы после ц в разных частях слова;

●соединительные гласные о, е в сложных словах;

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, по

могающие предотвратить их в последующих письменных работах;

– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой,

знание фонетических особенностей орфограммы,использование орфографического словаря.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло

жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имен существительных по

предложенному в учебнике алгоритму.

Лексика

Обучающийся научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной

форме.

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Текущий

контроль

(устный

 опрос)

Упр.19

 

сентябрь

 

5

Работа со словарем и словарной статьей. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.

(упр.21 – 24)

1

Работа со словарем, словарной статьей. Синонимы, стилистически окрашенные слова.

Литературные нормы и разговорный язык. Письменный анализ одной из сказок Чуковского с опорой на данные вопросы.

Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки

Текущий

контроль

(устный

опрос)

Упр.23

II неделя

сентябрь

6

Проверочный диктант

1

Соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации.

Тематичес

кий

контроль:

проверочный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр.20

сентябрь

7

Диалог. Зависимость смысла предложения от форм слов и их порядка.

Работа над ошибками.

(упр.25 – 28)

1

Диалог, умение доказывать свою точку зрения. Преобразование предложения. Зависимость смысла предложения от форм слов и порядка слов. Выбор темы исследования: «Великие люди России» или «Творчество моего народа».

Текущий

контроль (письменный опрос)

Упр.26

сентябрь

8

Описание как тип текста. Роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании.

 (упр.32 – 35)

1

Лексическая работа: описание как тип текста, роль прилагательных, эпитетов, глаголов в описании; роль союза «но».

Текущий

контроль (устный

опрос)

Упр.35

сентябрь

 

9

Роль Ь и Ъ.

(упр.36 – 40)

1

Роль Ъ и Ь. Стили: художественный и научно-популярный (назначение, признаки, сравнение). Работа с репродукциями картин. Глагол и отглагольные (без введения понятия)

существительные. Морфологический и морфемный разбор имени существительного,

сложные слова.

Текущий

контроль (синтаксиче

ский разбор предложений)

Упр.40

III неделя

сентябрь

10

Правописание безударных окончаний имен существительных. (упр.41 – 49)

1

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном, предложном

падежах. Разбор текста на предмет его сокращения. Лексическая работа. Грамматические признаки имени существительного. Решение орфографических задач: безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением. Работа с репродукциями картин.

Тематиче

ский контроль

(письмо под диктовку предложений

с выделением знакомых орфограмм,  грамматиче

ской основы предложения, однородных членов предложения)

Упр.48

сентябрь

11

Входной контрольный диктант №1.

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Итоговый

контроль:

контроль

ный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр.

сентябрь

 

12

Работа над ошибками.

Синонимы, стилистические синонимы.

(упр.50 – 54)

1

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм.

Лексическая работа: словарная статья, синонимы, лексическая сочетаемость, стилистические синонимы (без введения понятия).

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр.51

сентябрь

 

13

Определение лексического значения слова.

Фразеологизмы, их роль в языке.

(упр.55 – 59)

1

Лексическая работа: определение лексического значения слова, работа со словарной статьей. Фразеологизмы, их роль в языке. Справочник эпитетов: работа со словарной статьей.

Текущий

контроль

(устный

опрос)

Упр.58

IV неделя

сентябрь

ОБРАЩЕНИЕ (6 ЧАСОВ)

1

Выделение обращения в устной и письменной речи.

Словарный диктант №1.

(упр.60 – 66)

1

Обращение. Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Виды предложений с обращениями по цели высказывания.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного обще

ния на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями  и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст

с исходным (для изложений).

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло

жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

– находить обращения.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования

в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр.64

сентябрь

2

Выделение обращения в устной и письменной речи.

(упр.67 – 74)

1

Выделение обращения в устной и письменной речи. Части речи, которыми возможно выразить обращение. Роль обращений в устном народном творчестве (заклички, скороговорки).

Текущий контроль (синтакси

ческий

разбор предложе

ний)

Упр.68

сентябрь

3

Развитие речи.

Обучающее изложение

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Творческая работа

Упр.74

сентябрь

 

4

Анализ изложений

и работа над ошибками.

Произведения устного народного творчества с обращениями.

(упр. 75 - 77)

1

Повторение изученных орфограмм и пунктограмм.

Знаки препинания

Текущий контроль (синтакси

ческий

разбор предложе

ний)

Упр.76

V

неделя

сентябрь

5

Имена в роли обращения.

(упр. 78 - 84)

1

Формы мужских и женских имён. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Текущий контроль (синтакси

ческий

 разбор предложе

ний)

Упр.80

октябрь

6

Виды обращения в зависимости от адресата и места общения.

«Проверь себя»

(упр.85 – 92)

1

Средства устного общения: виды обращений в зависимости от адресата и места общения.

Работа с репродукциями картин. Лексическая работа: открытка как вид текста, составление текста открытки.

Тематичес

кий контроль:

проверочная работа.

Упр.86

октябрь

ЧАСТИ РЕЧИ (1 час)

1

Части речи в русском языке.

(упр. 93-103)

1

Самостоятельные и служебные части речи.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– определять грамматические признаки имен

прилагательных – род, число, падеж.

Обучающийся получит возможность научиться:

 

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Текущий

контроль

(устный

 опрос)

Упр.

100

октябрь

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА (9 ЧАСОВ)

1

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.

(упр. 104-107)

1

Безударные падежные

 окончания имен существительных.

– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по

предложенному в учебнике алгоритму;

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического

разбора.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены

нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную

тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный

тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алго

ритмом.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч).

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словеснообразном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной

форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Текущий контроль: языковая

разминка

Упр.

107

VI неделя

октябрь

2-3

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

(упр. 108-112)

(упр. 113-118)

2

Безударные падежные

окончания имен существительных.

Текущий контроль:

запись под диктовку

Раб. тет.№1

упр.38

Раб. тет.№1

упр.39

 октябрь

октябрь

 

4

Обучающее изложение.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Творческая

работа

Раб. тет.№1

упр.37

 октябрь

 

5

Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

(упр. 119-124)

1

Безударные падежные окончания имен существительных.

Текущий контроль

Упр.

122

VII неделя

октябрь

6-7

Упражнения на повторение. Проверочная работа  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

(упр. 125-127)

(упр. 128-135)

2

Безударные падежные окончания имен существительных.

Текущий контроль

Тематичес

кий

контроль:

провероч

ная

работа  

Упр.

123

Упр. 133

октябрь

октябрь

8

Обучающее сочинение с элементами описания «Праздник света и тишины».

1

Текст – описание. Тема и главная мысль текста, план.

Творческая

работа

Раб. тет.№1

упр.45

октябрь

9

 Анализ сочинений.

Работа над ошибками.

(упр. 136-141)

1

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм.

Текущий контроль

Упр.

140

VIII неделя

октябрь

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ФОРМЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА (7 ЧАСОВ)

1

Наблюдение за склонением имён существительных множественного числа.

Словарный диктант №2.

(упр. 142-147)

1

Изменение имен существительных по числам и падежам.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имен существительных по

предложенному в учебнике алгоритму.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;

●гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

●разделительные ь и ъ;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

●безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий,

ья, ье, ия, ов, ин).

●знаки препинания в конце предложения: точка,

вопросительный и восклицательный знаки;

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять правила правописания:

●приставки на  з и с;

●гласные в суффиксах ик, ек;

●о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

●и, ы после ц в разных частях слова;

●соединительные гласные о, е в сложных словах;

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно

точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у

людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Текущий контроль: словарный

диктант

Итоговый

контроль:

контроль

ный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр.

147

октябрь

2

Контрольный диктант №2  за I четверть

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Раб. тет. №1

упр. 48

октябрь

3

Анализ диктанта. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.

(упр. 148-150)

1

Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах.

Текущий

контроль:

карточки

(изменить

слова по

падежам, определить

падеж

существите

льных в

словосоче

таниях)

Упр.

150

октябрь

4-5

Родительный падеж.

(упр. 149-151)

(упр. 152-155)

2

Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных.

Текущий

контроль

(карточки)

Упр.

151

Раб. тет. №1

упр. 49

  IX неделя

октябрь

октябрь

6

 Дательный,

творительный,

предложный падежи.

(упр. 156-161)

1

Особенности употребления имен существительных в дательном, творительном, предложном  падежах, определение падежа имен существительных.

Текущий

контроль

(карточки)

Упр.

161

 октябрь

 

7

Обобщение знаний по теме.

Проверочная работа «Проверь себя».

(упр. 91-93)

1

Изменение имен существительных во множественном числе по падежам.

– подбирать примеры с определенной орфограммой.

Тематичес

кий контроль:

проверочная работа.

Раб. тет. №1

упр. 52

октябрь

II ЧЕТВЕРТЬ

СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (16 часов)

1

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. (упр. 162-165)

1

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного существительным. Типы склонения прилагательного (с мягкой и твердой основой).

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор  имен прилагательных по

предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического

разбора.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– знание основных моральных норм и

Текущий контроль

Упр.

163

I неделя

ноябрь

2

Образование имён прилагательных. (упр. 166-171)

1

Образование имен прилагательных. Притяжательные

прилагательные.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно

проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Текущий контроль

Упр.

168

ноябрь

3

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(упр. 172-174)

1

Работа с текстом: структурные части, повтор слов как стилистический прием. Правописание падежных окончаний прилагательных.

пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●раздельное написание слов;

●сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

●сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;

●перенос слов;

●прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

●гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

●разделительные ь и ъ;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

●безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий,

Обучающийся получит возможность для формирования:

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в

Текущий контроль

Упр.

174

ноябрь

4

Роль имён прилагательных  в речи.

 (упр. 175-178)

1

Роль прилагательных в речи. Лексическая и грамматическая связь между существительным и прилагательным. Согласование прилагательного с существительным.

Текущий контроль

Упр.

178

ноябрь

5

 Роль имён прилагательных  в речи.

 (упр. 179-183)

1

Лексическая работа: объяснение значения слова через словообразование. Заполнение адреса на конверте. Окончание у прилагательных м., ж., ср. рода в Р.п. Роль имен прилагательных и существительных в предложении.

Текущий контроль

Упр.

180

II неделя

ноябрь

6

Проверочный диктант.

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Тематичес

кий

контроль:

проверочный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Раб. тет. №1

упр.60

ноябрь

7

Особенности склонения имен прилагательных мужского
и среднего рода.

Работа над ошибками.

(упр. 184-185)

1

Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой и твёрдой основой.

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм.

ья, ье, ия, ов, ин);

●безударные окончания имен прилагательных;

●раздельное написание предлогов с другими словами;

●знаки препинания в конце предложения: точка,

вопросительный и восклицательный знаки;

учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– использовать знаково-символические

Текущий контроль

Упр.

185

       

ноябрь

8

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода.

Родительный падеж. Переход прилагатель

ного в существительное.

1

Склонение

прилагательных мужского и среднего рода.

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунк

туационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять правила правописания:

●приставки на  з и с;

●гласные в суффиксах ик, ек;

●о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

●и, ы после ц в разных частях слова;

●соединительные гласные о, е в сложных словах;

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуацион

ных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

– при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;

– различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой,

знание фонетических особенностей орфограммы,использование орфографического словаря.

средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной

форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– воспринимать и анализировать сообщения

и важнейшие их компоненты – тексты.

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– строить логическое рассуждение,- включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,

используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у

людей различных точек зрения.

Текущий контроль

С.п. упр.

231

ноябрь

9

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода.

Дательный падеж.

1

Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

Текущий контроль

С.п. упр.

238

III неделя

ноябрь

10

Обучающее изложение.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Творческая работа

С.п. упр.

234

ноябрь

11

Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского
и среднего рода.

Творительный и предложный падежи.

1

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм. Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

Текущий контроль

С.п. упр.

245

ноябрь

12

 Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

Склонение прилагательных мужского и среднего рода.

Текущий контроль

С.п. упр.

252

декабрь

13

Склонение прилага-

тельных женского рода.

(упр. 186-198)

1

Склонение прилагательных женского рода с мягкой и твёрдой основой.

Типы текста. Текст-описание.

Текущий контроль

Упр.

187

IV неделя

декабрь

14

Склонение прилага-

тельных женского рода.

Винительный и творительный падежи.

Словарный диктант №3.

(упр. 199-202)

1

Правописание окончаний имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах.

Текущий контроль: словарный

диктант

С.п. упр.

259

декабрь

15

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки.

(упр. 209-213)

1

Правописание падежных окончаний имён прилагательных, слова

с переносным значением.

Текущий контроль

Упр.

209

декабрь

16

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание безударных окончаний имён при-лагательных».

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Тематичес

кий

контроль:

проверочный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр.

207

декабрь

МЕСТОИМЕНИЕ

1

Работа над ошибками. Общее понятие о местоимении.

(упр. 214-217)

1

Местоимение

как частей речи, употребление местоимений

в речи.

         Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки личных местоимений.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить в тексте личные местоимения.

  Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. 

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;

●гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

●разделительные ь и ъ;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

●безударные падежные окончания имен существительных;

●безударные окончания имен прилагательных;

●раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунк

туационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, по

могающие предотвратить их в последующих письменных работах.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

– чувство прекрасного и эстетические чувства  на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить сообщения в устной и письменной

форме;

– воспринимать и анализировать сообщения

и важнейшие их компоненты – тексты.

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– продуктивно содействовать разрешению

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.

Текущий контроль

Раб. тет.№2

упр. 1

V неделя

декабрь

2

Личные местоимения.

(упр. 218-220)

1

Введение понятия «личные местоимения». Исследование грамматических признаков личных местоимений. Синтаксическая роль личных местоимений. Смысловая и грамматическая связь местоимения и существительного, на которое оно указывает.

Текущий контроль

Упр.

220

декабрь

3

Обучающее сочинение

1

Тема и главная мысль текста, план.

Творческая

работа

Раб. тет.№2

упр.

декабрь

4

Склонение личных местоимений.

Анализ сочинений.

(упр. 221-226)

1

Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с.141). Орфограммы, связанные

со склонением личных местоимений.

Текущий контроль

Упр.

224

5

Склонение личных местоимений.

(упр. 241-244)

1

Склонение личных местоимений (анализ таблиц на с.141). Орфограммы, связанные

со склонением личных местоимений.

Текущий контроль

Раб. тет.№2

упр. 11

VI неделя

декабрь

6

Склонение личных местоимений.

(упр. 245-247)

1

Склонение личных местоимений.

Текущий контроль

Упр.

246

декабрь

7

Склонение местоимений 3-го лица.

(упр. 248-256)

1

Правописание предлогов с личными местоимениями. Особенности склонения личных местоимений 3 лица. Написание начальное буквы Н

у местоимений после некоторых предлогов.

Текущий контроль

Упр.

252

декабрь

8

Контрольный диктант  за полугодие №4

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Итоговый

контроль:

контроль

ный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Раб. тет.№2

упр. 15

декабрь

9-10

Предлоги перед местоимениями.

Работа над ошибками. Словарный диктант №4.

(упр. 257-259)

2

Правописание местоимений с предлогами. Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм.

Текущий контроль: словарный

диктант

С.п. упр.

309

С.п. упр.

313

VII неделя

декабрь

декабрь

11

Проверочная работа по теме «Склонение местоимений»

1

Применение правил правописания местоимений.

 Тематичес

кий контроль:

проверочная работа.

Упр.

декабрь

12

Работа над ошибками. Склонение личных местоимений.

1

Склонение личных местоимений.

Текущий контроль

Раб. тет.№2

упр. 21

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....

рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (система Л. В. Занкова) - 2011 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Система Л.В. Занкова.

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по  системе  Л.В. Занкова ,содержит разделы:  пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, кри...

Тест по русскому языку 3 класс 1 полугодие ( система Л.В.Занкова)

Тест разработан в соответствии с программой курса (развивающего обучения Л.В.Занкова) по русскому языку для  3 класса. УМК  Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Ч.1 М.: «Просвещени...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Образовательная система "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Русский язык", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориент...