Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Образовательная система "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

Босикова Айталина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Русский язык", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу по УМК "Школа 2100" для 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

VII.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 -м классе  (1 – 4)

по учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной

из расчета 4 часа в неделю, всего в год 136 часов.

Дата

Факт.

дата

Тема урока

Виды

 учебной

деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Примечание

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1 четверть (35 ч.)

1.

02.09.

2015г

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Знать: задачи и значение  уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке.

Уметь: ориентироваться в новом учебнике.

Личностные: интерес к чтению, интерес к изучению языка;

Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Самые дорогие слова»

2

04.09

Контрольное списывание. Входная контрольная работа

Знать: изученные правила.

Уметь: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами.

Личностные: определение степени успешности совей работы;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Повторение (15 ч)

3

05.09

Повторение фонетики и графики

Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и  букв  в  слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограммами,  графически объяснять выбор  написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Знать: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография».

Уметь: составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах  правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм.

Регулятивные:  определять степень успешности своей работы;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

 Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Упр.7, 8 (Дидактический материал)

4

07.09

Повторение. Слог и ударение

Упр.13, 14 (Дидактический материал)

5

09.09

Что такое графика?

Упр.18(Дидактический материал)

Записать в алфавитном порядке 10 фамилий авторов, чьи произведения мы будем читать в учебнике «В океане света»

6

11.09

Фонетический разбор слова

Знать: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками).

Уметь: выполнять фонетический разбор слов.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы.

Упр.1,с.44

Знать порядок фонетического разбора (с.20)

7

12.09

Повторение орфографии

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять на практике эти правила.

Личностные:  мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Познавательные:  осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Упр.2, с.44.

8

14.09

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

Упр.3, с.45.

9

16.09

Развитие умений писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

Упр.21 (устно), 23 (Дидактический материал)

10

18.09

Повторение состава слова

Знать: словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова.

Уметь: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний.

Личностные:  мотивация;

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы.

Упр.4, с.45, определение на с.30

11

19.09

Повторение изученного о частях речи

Знать: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах;

Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи.

Упр.5, с.45, знать, что такое морфология (с.33)

12

21.09

Повторение изученного по синтаксису

Знать: о синтаксисе как раздел языкознания, история лексического значения слова «предложение».

Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст  из ответов на вопросы.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность

Упр.45. Выучить определение на с.37.

13

23.09

Обучающее изложение «Золотой рубль». Подготовительная работа.

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь:  применять на практике эти правила.

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

стремиться к совершенствованию собственной речи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Записать словарные слова (с.46), сгруппировав их по какому-либо признаку.

14

25.09

Обучающее изложение «Золотой рубль». Самостоятельная работа.

15

26.09

Что мы знаем о пунктуации? Обобщение по разделу «Повторение»

Словарные слова из раздела «Повторения»   (с.46) Дидактический материал, упр. 26

16

28.09

Контрольный диктант №1

17

30.09

 «Пишу правильно» (работа над ошибками)

Предложение. Текст. Простое предложение с однородными членами (9 ч)

18

01.10

Как отличить простое предложение от сложного.

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти  параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Знать: алгоритм работы.

Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм.

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи.

Упр.54 (устно)

19

03.10

Однородные члены без союзов и с союзом и. Предложение с однородными членами в художественном тексте.

Знать: виды связи однородных членов предложения.

Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации.

Личностные: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи.

(Дидактический материал),  упр.31

20

05.10

Обучающее изложение «Что я люблю». Подготовительная работа.

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Упр.1, с.61.

21

07.10

Обучающее изложение «Что я люблю». Самостоятельная работа.

22

08.10

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

Знать: виды связи однородных членов предложения.

Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации.

Личностные: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи.

На выбор: упр.2, с.61 или упр.3, с.63 «Это ты знаешь и умеешь»

23

10.10

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Упр.3 или 4. С.62 (по выбору)

24

12.10

Упражнения на повторение. Проверочная работа №1

Проверка знаний учащихся.

Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения,  основные правила орфографии русского языка.

Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Личностные: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Подготовить задания к словарному диктанту (с.63 учебника)

25

14.10

Контрольный диктант №2

26

15.10

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Предложение. Текст. Сложные предложения с союзами и, а, но (9 ч)

27

17.10

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).  

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.  Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану. Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями

Знать: алгоритм  работы.

Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация;

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью.

Дидактический материал

28

19.10

Однородные члены без союзов и с союзом  и. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Упр.81 (устно)

Упр.40 (Дидактический материал) или упр.1, с.78

29

21.10

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Упр.2. с.78-79.

30

22.10

Запятая в сложном предложении  с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Упр.3, с.79

31

24.10

Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме.

Познавательные: пользоваться словарями, справочниками;

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации ;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

32

26.10

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность.

33

28.10

Запятая в сложном предложении  

Упр.4, с.79-80.

34

29.10

Контрольный диктант №3

35

31.10

 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант.

2 четверть (28ч.)

Предложение с прямой речью (8 ч)

36

09.11

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»). Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления.

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью  (после  предварительной подготовки). Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой  речью.

Уметь: выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению.

Личностные: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов;

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

1.Выписать из учебника «Литературное чтение» одно предложение с прямой речью.

2.По ключевым словам уметь передать содержание правила на с.84.

37

11.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью в случае, когда прямая речь стоит после слов автора

1.Упр.2, с.84

2.Попробовать передать содержание правила в рамке (с.85) с помощью схем.

38

12.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

Упр.1, с.95, выучить правило в рамке на с.88.

39

14.11

Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

40

16.11

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

Упр.3, с.96

Упр.97, (две цитаты).

41

18.11

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Упр.4, с.96. Выполняется на отдельном листе.

42

19.11

Контрольный диктант № 4

43

21.11

«Пишу правильно» (работа над ошибками в  диктанте)

Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное (3 ч)

44

23.11

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов.

Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных,  составлять научный текст тему «Имена существительные».

Личностные: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов;

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные: определять степень успешности своей работы.

Упр.105 (устно)

45

25.11

Роль имен существительных в предложении и в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

Переписать сочинение начисто

46

26.11

Роль имен существительных в предложении и в  речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Упр.115. Записать текст.

Изменение имен существительных по падежам (10 ч)

47

28.11

Наблюдение за словоизменением имен существительных

Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж

Знать: понятие «падеж», падежные вопросы

Уметь: изменять имена существительные по падежам,  в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж.

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах;

осуществлять анализ и синтез.

Упр.1, с.134.

Выучить таблицу «падежи» с.110

48

30.11

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

Упр.2, с.134.

49

02.12

Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе.

Составить рассказ по плану на тему «Падежи», используя материал учебника и упр.66, 68, 71 (на выбор) в

50

03.12

Именительный и винительный падежи

Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей.

Уметь:  определять падеж имен сущ.  по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.

 

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез;

Личностные: интерес к изучению языка.

Упр.3, с.118

Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с.120)

51

05.12

Родительный падеж

Упр.142.

Запомнить предлоги родительного падежа.

52

07.12

Дательный падеж

Упр.5, с.135-136.

53

09.12

Творительный падеж

Упр.67, (Дидактический материал)

54

10.12

Предложный падеж

Упр.6, с.136.

Запомнить предлоги предложного падежа.

55

12.12

Обобщение знаний о падежах.

Р/Р составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам».

Упр.157 (составить устный рассказ, если не составляли на уроке)

56

14.12

Упражнения на повторение. Проверочная работа №3

Три склонения имен существительных (7 ч)

57

16.12

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять само- контроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных.

Уметь:  определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы;

Личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов.

Упр. 1, кн.2, с.12

Написать в тетрадях по тексту в рамке (с.141) схему-опору для определения склонения имен существительных.

58

17.12

Развитие умения определять склонение имен существительных

Упр.2, с.12

59

19.12

Развитие умения определять склонение имен существительных

60

21.12

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Упр.4, с.13

61

23.12

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

62

24.12

Понятие о несклоняемых именах существительных и  особенностях их употребления

Упр.3, с.12

63

26.12

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных, предложений с однородными членами

Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

3 четверть (40 ч.)

Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных (15 ч)

64

11.01

2016

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор). Находить в  тексте несклоняемые имена существительные.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

Знать: орфографическое правило.

Уметь: использовать правило на практике.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;  работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи.

Упр.5, с.13, уметь передать содержание правила схемой.

65

13.01

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать орфограмму

Упр.6, с.13-14.

66

14.01

Упражнения на повторение. Проверочная работа №4

67

16.01

Развитие орфографических умений.

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Личностные: определение степени успешности совей работы;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Упр.7, с.13.

68

18.01

Контрольный диктант №5

69

20.01

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

70

21.01

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Знать:  правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания.

Регулятивные: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов.

Упр.1, с.28, выучить слова-помощники, составить схему правила на с.20, уметь передать его содержание с опорой на схему.

71

23.01

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

Упр.2, с.25.

72

25.01

Обучающее изложение «Первая газета»

Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь: находить и корректировать свои ошибки.

Подготовиться к словарному диктанту (повторить слова в рамках на с.16, 31)

73

27.01

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму

Подготовиться к сочинению (упр.199) продумать план, записать слова, выражения, которые можно использовать в сочинении.

74

28.01

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

Упр.3, 4 (по выбору), с.29.

75

30.01

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Личностные: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свои действия;

Познавательные: строить рассуждения;

76

01.02

Развитие орфографических умений. Повторение

77

03.02

Контрольный диктант №6

78

04.02

 «Пишу правильно» (работа над ошибками в диктанте)

Имя прилагательное. Что мы уже знаем об имени прилагательном (3 ч)

79

06.02

Повествование и описание – два типа текстов. Роль имен прилагательных в речи

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания Наблюдать роль  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: определять  признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи,  выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму.

Личностные: мотивация;

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Познавательные: строить рассуждения.

Упр.1, с.55.

80

08.02

Роль прилагательных – антонимов в речи

Упр.2, с.56.

81

10.02

Морфологический разбор имени прилагательного.

Упр.3,с.56

Словоизменение имен прилагательных (2 ч)

82

11.02

Изменение имен прилагательных по падежам

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Знать: как изменяются имена прилагательные.

Уметь:  изменять имена прилагательные по падежам

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Упр.4,с.56, выписать ключевые слова из правила об изменении имен прилагательных (с.140)

83

13.02

Словосочетание сущ+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Упр.5, с.56-57.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (8 ч)

84

15.02

Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Р/р Свободный диктант

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающее изложение        и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

Личностные: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность;

Упр.6, с.57.

85

17.02

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»

86

18.02

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Упр.7,с.57

Подготовиться к сочинению (упр.229), записать имена прилагательные, принести любимую игрушку.

87

20.02

Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

88

22.02

Упражнения на повторение. Проверочная работа№6.

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Личностные: определение степени успешности совей работы;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

89

24.02

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Упр.8,с.57-58

90

25.02

Контрольный диктант №7

Подготовка к контрольному словарному диктанту

91

27.02

Пишу правильно Редактирование творческих работ.

Глагол. Что мы уже знаем о глаголе (4 ч)

92

29.02

Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей НЕ.

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов,  понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив».

Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов.  

составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов.

Личностные: мотивация;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Упр.124, Дидактический материал

93

02.03

Значение и грамматические признаки глагола

Упр.129, Дидактический материал

94

03.03

Значение и грамматические признаки глагола

Упр.132

95

05.03

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

Подобрать из учебника по литературному чтению предложения, где глагол был бы употреблен в формах настоящего, прошедшего и будущего времени.

Подготовить рассказ на тему: «Что я знаю о глаголе» по составленному плану.

Словоизменение глаголов (2 ч)

96

07.03

Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий.

Знать:  понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения,  алгоритм  определения спряжения глаголов.

Уметь:  определять спряжение глаголов,

используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Познавательные: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Личностные: интерес к изучению языка.

97

09.03

Определение спряжение глагола.

Упр.138, (Дидактический материал)

Правописание безударных личных окончаний глаголов (16 ч)

98

10.03

Как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

Составить схемы двух способов определения спряжения глаголов (с.77, с.81), задать вопросы к каждой части правила (с.81)

Упр.1, с.107.

99

12.03

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

Упр.2, с.107

100

14.03

Глаголы- исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Упр.3, с.107-108.

Знать и уметь применять правило на с.87, устно задать вопросы к каждой части текста правила.

101

16.03

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

Упр.4,с.108.

102

17.03

Контрольный диктант №8

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Упр.5, с.108.

103

19.03

«Пишу правильно» Обучающее сочинение по картинкам.

Нарисовать на альбомном листе свою картину весны, записать на ней опорные слова-глаголы.

4 четверть (33 ч.)

104

31.03

Разбор глагола как части речи

Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов.

Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов.

Уметь:  выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

 Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность;

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы.

Упр.153,

(Дидактический материал)

105

02.04

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с      –тся, -ться

Знать: понятие «постфикс».

Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами.

Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему

Упр.6. с.96

106

04.04

Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа и орфографическим правилом.

Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями.

Уметь:  определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез;  извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Личностные: определение степени успешности своей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Упр.279.

Составить таблицу «Ь в окончаниях и суффиксах глаголов.

107

06.04

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание.

Упр.161 (Дидактический материал)

108

07.04

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Свободный диктант.

Упр.7,с.109.

109

09.04

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

На выбор: Упр.289 или упр.163 (Дидактический материал)

110

11.04

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Итоговый тест.

Упр.290

111

13.04

Обучающее изложение «Первые школы».

112

14.04

Обучающее изложение «Первые школы».

113

16.04

Работа над ошибками в изложении

Разбор глагола по составу (11 ч)

114

18.04

Порядок разбора по составу. Знакомство с алгоритмом.

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

Знать: алгоритм разбора глагола по составу

Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов  с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

Личностные: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Познавательные: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные:  составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, корректировать свою деятельность;

Упр.166. (Дидактический материал)

115

20.04

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов

Упр.168. (Дидактический материал)

116

21.04

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов

Упр.169(Дидактический материал)

Подготовиться к словарному диктанту

117

23.04

Р/Р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени.

118

25.04

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант

Упр.306.

119

27.04

Обучающее сочинение «День моей мамы»

120

28.04

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста.

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике

Упр.307

121

30.04

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

122

02.05

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», развитие орфографических, пунктуационных и языковых умений

123

04.05

Контрольный диктант №9

124

05.05

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Повторение (12 ч)

125

07.05

Комплексное повторение изученного материала «Слово», «Предложение Текст»

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному материалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звукобуквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении.

Упр.172, (Дидактический материал)

126

11.05

Комплексное повторение изученного материала «Слово», «Предложение. Текст».

Упр.313

127

12.05

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

128

14.05

Комплексное повторение изученного материала. Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово»

 Упр.316-315

129

16.05

Комплексное повторение изученного материала.

130

18.05

Комплексное повторение изученного материала.

131

19.05

Комплексное повторение изученного материала.

132

21.05

Итоговая контрольная работа

133

23.05

Работа над ошибками «Пишу правильно»

Подготовка к контрольному словарному диктанту

134

25.05

Итоговый контрольный диктант

135

26.05

Защита проектов «О чем может рассказать слово»

136

28.05

Урок-игра «Части речи и члены предложения».

             



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского

с.Чериктей Усть-Алданский улус РС (Я)

Рассмотрено:                                                           Согласовано:                                                                Утверждено:

МО начальных классов                                        зам.директора по УВР                                                  директор ЧСОШ

Горохова С.Д.________                                       Лугинова Л.Е._________                                              Ушницкая В.В._______

«___» __________2015г.                                       «____»_________2015г                                                «____»_________2015г

Рабочая программа

по предмету  «Русский язык»

в 4-м классе (1 – 4)

на 2015-2016 учебный         год

количество часов в неделю 3 часа

уровень освоения (общеобразовательный)

Составитель: Босикова А.В.

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  6. Содержание учебного предмета.
  7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  8. Описание материально-технического обеспечения.

Использованная литература

Рабочая программа

 по русскому языку 4 класс

УМК  Образовательная система «Школа 2100»

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования второго поколения, согласно учебному плану на 2015-2016 учебный год и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100» для 4 класса:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник по русскому языку в 2-х частях. – М.: Баласс; 2013.

2.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку,  4 класс – Баласс, 2014

3.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс,  М.: Баласс, 2011 г.

4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя.– М.: Баласс. 2014

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

-развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

-обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

II.Общая характеристика учебного предмета

           В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

1)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

2) овладение орфографией и пунктуацией;

3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания).

В 4-м  классе  продолжается развитие синтаксических, пунктуационных  и  речевых умений.  Развивается умение  на доступном уровне производить синтаксический разбор простого   и  сложного  предложений,   вычленять  словосочетания  из предложения. Дети  знакомятся  с тем,  что части сложного предложения могут  соединяться  с  помощью союзов  и,  а, но  (на  примере сложных предложений, состоящих из двух  частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс  прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях  с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух  частей с союзами и,  а,  но  или  без  союзов  и в простом предложении  с однородными членами  (с  союзами  и,  а,  но  или   без  союзов). Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они  помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На  материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и  чтения, формирование типа  правильной читательской  деятельности.

Раздел «Слово»

          Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  словоупотребления.

В  4 – м   классе   продолжается  развитие  умения  писать  слова  с орфограммами,  изученными  в  1–3-м  классах.  Рассматриваются также  случаи написания слов  с удвоенной  буквой согласного на стыке корня и суффикса типа  сонный.

В связи с изучением частей речи  отрабатывается умение писать слова  со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после  букв  шипящих в существительных мужского  и женского рода типа  луч, ночь; безударные окончания существительных 1,  2,  3-го  склонения (кроме существительных на -ие,      -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён  прилагательных;

3)  безударные  окончания  глаголов  1-го   и  2-го  спряжения;  ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания  -о, -а  в глаголах прошедшего времени женского  и среднего рода (осветила, осветило); -тся  – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

III.Описание места учебного предмета

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего  образования  предмет «Русский язык» изучается в  4 классе  по 4  часа  в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136  часов.  

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

Развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

–  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова  с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

–  воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

VI.Содержание учебного предмета

4-й класс 136 ч (4 часа в неделю)

Повторение. (17 ч)

Предложение. Текст. (26 ч)

Простое и сложное  предложение. Союз  и в сложном предложении, состоящем из двух  частей. Различение простого предложения с однородными членами и  сложного предложения  (с  союзом  и,  с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью  (конструкция «Слова автора плюс  прямая речь» и «Прямая речь  плюс слова  автора»), показ роли  таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь  следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух  частей). Развитие умения производить  синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и  по-разному читать эти  тексты.  Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи  и члены предложения.

Имя существительное. (35 ч)

Имя существительное в роли  подлежащего, в роли  второстепенных  членов предложения.

Падеж имён  существительных. Три  склонения имён  существительных. Наблюдение над ролью  имён  существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные  окончания  имён  существительных 1,  2 и 3-го  склонения, ь после  шипящих на  конце  существительных женского рода  3-го  склонения;  правописание существительных мужского рода  с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (13 ч)

Имена прилагательные в роли  второстепенных членов предложения.  Наблюдение над   ролью   имён   прилагательных  в  тексте. Тематические группы имён  прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма  –  безударные  гласные  в  падежных  окончаниях имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий  и ц).

Глагол.  (33 ч)

Глагол в роли  сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по  лицам и  числам в  настоящем и  будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го  и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся – -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го  и 2-го  спряжения; ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа; окончания -о–-а в  глаголах среднего и женского рода  в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове  его части, разбирать  по  составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён  существительных и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные  буквы   согласных  на   стыке  корня  и   суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов   различных  частей  речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (10 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,  грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических  навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов  их соединения при  написании слов, работа над  ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

VIII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник по русскому языку. – М.:Баласс; 2013.

2.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку,  4 класс – Баласс, 2013

3.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс,  М.: Баласс, 2011 г.

4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс. 2014

К техническим средствам обучения могут использоваться на уроках русского языка, относятся:

• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

• компьютер

Использованная литература

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено

Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

  1. Сборник программ «Русский язык» Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев.  2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс ( образовательная система "Школа 2100"

Пояснирельная записка, содерхание программы по русскому языку, требования к результатам обучения учащихся 1-4 кл...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по русскому языку  составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 1-4, ФГОС "Школа 2100"

При составлении рабочей программы соблюдала структуру, рекомендации, требования к программам....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, образовательная программа "2100"

      Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы.   Книга 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов для начальной школы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...