Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, II полугодие (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса, составленная по авторской программе Н.В.Нечаевой 2012 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_shirokih-russkiy_yazyk_4_2_polugodie.docx129.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«30»августа 2014 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«02»сентября 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ №

 «02»сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Русский язык»

4 «А» класс

2014 – 2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Русский язык» разработана на основе программы Н.В.Нечаевой «Русский язык», -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            На предмет «Русский язык» в 4 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Задачи обучения русскому языку: развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка,                                                                                                                                                                                                                      первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.

В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.

 Стержневая тема курса русского языка  лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.

Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел  «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка

I. Развитие речевой деятельности

В первом классе, как и в период обучения грамоте, особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.

На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Эта часть программы реализуется во всех учебных предметах. Работа над художественными произведениями подробно представлена в программе по литературному чтению.

Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.

 На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.

Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).

На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Основной способ освоения устной и письменной речи самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

II. Система языка

Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Так, формирование понятия «безударная гласная» и ее правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова, при сравнении способов ее проверки с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными (тема идет с 1 класса), оглушением звонких согласных и непроизносимыми согласными. Тогда же ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравнивается с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, ударные - безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными –о-,- а- и суффиксов –ик-, -ек-. Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

4 класс (136 часов)

I. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации

(на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип). Речь, отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь (чтение, письмо)

Текст (высказывание, связная речь)  - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности. Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, абзацами, предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания.

Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица. Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами).

Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений. Редактирование. Использование  письменных ученических работ в качестве содержания на уроках по различным учебным предметам. Составление альбомов, выставки детских работ.

Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом.

Исследовательская работа (по выбору):

«Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе.

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие

парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике).

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;в словах с разделительнымиь, ъ(вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название

букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Совершенствование навыка клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по

тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа со справочниками в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемноорфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов

и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.  Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных

к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных (алгоритм см. в учебнике). Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных (алгоритм см. в учебнике).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие

предлогов от приставок.

Союзы и, а, но,их роль в речи. Частица не,ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения с однородными членами с союзами и(без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Ознакомление с обращениями. Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных

грамматических средств.

III. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки

правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

Применение правил правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением; сочетание чк-чн, чт, щн, рщ; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в «Справочнике правописания» учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; ь после шипящих на конце существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; нес глаголами; ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек;  о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; и, ыпосле цв разных частях слова; соединительных гласных о, е в сложных словах.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Нечаева Н.В., Антохина В.А.  Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка (по возможности).

2. Специфическое оборудование:

■комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.);

■алфавит;

■таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

■наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

■классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

■наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

■настольные развивающие игры;

■аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

■слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

■компьютер;

■интерактивная доска;

■мультимедийный проектор.

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Кол - во часов

Элементы

содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители, виды и формы контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

III ЧЕТВЕРТЬ 

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. ВИД ГЛАГОЛА. (8 ЧАСОВ)

1

Глагол как часть речи, грамматические признаки.  Начальная, неопределённая форма. Различение глаголов по вопросу.

1

Текст. Стиль, стилистические особенности, тип, роль частей речи в создании текста.

Представление о неопределенной форме глагола т её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

●не с глаголами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной орфограммой.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола  по предложенному в учебнике алгоритму.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Текущий контроль (устный

 опрос)

Упр. 264

 I неделя

январь

 

2

Роль глагола в речи, в предложении. Обобщение знаний о грамматических признаках, время глагола, различие настоящего и прошедшего времени

1

Роль глагола в речи, в предложении.

Представление о неопределенной форме глагола т её отличительных признаках. Основа неопределённой формы глагола.

Текущий контроль

Упр. 271

январь

 

3

Вид глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Определение вида глагола.

1

Грамматические признаки глагола: вид, время, лицо, число, род. Диалог. Разбор глаголов по составу. Роль глаголов в речи.

Текущий контроль

Упр. 275

январь

 

4

Простое и составное сказуемое.

1

Определение грамматических признаков глаголов. Понятие о составном сказуемом. Глаголы-синонимы.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло

жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

– находить обращения.

Лексика

Обучающийся научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола  по предложенному в учебнике алгоритму.

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Текущий

контроль

(устный

 опрос)

Упр. 280, 282

январь

 

5

Вид глагола. Образование совершенного и несовершенного вида.

1

Вид – как постоянный признак.  Законченное и  незаконченное действия. Роль глаголов в предложении. Зависимость  времени и вида глаголов.

Текущий

контроль

(устный

опрос)

Упр. 286 а

II неделя

январь

6

Упражнение в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида.

1

Образование совершенного и несовершенного видов глагола от разных основ (на примерах).

Способы образования слов.  Основная мысль текста. Работа корректора.

Текущий

контроль

(устный

опрос)

Упр. 287

январь

7

Проверочный диктант

1

Соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации.

Тематичес

кий

контроль:

проверочный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр. 288в

январь

8

Работа над ошибками.

Обобщение по теме.

Правописание глагольных суффиксов.

1

Понятие о глагольном суффиксе. Разбор глаголов по составу. Глаголы-синонимы. Образование глаголов совершенного  и несовершенного видов.

Текущий

контроль (устный

опрос)

Упр. 292

январь

Прошедшее время глагола. 4 часа

1

Прошедшее время глагола. Грамматические признаки глаголов прошедшего времени.

1

Грамматические признаки глаголов прошедшего времени. Правописание безударного окончания глаголов прошедшего времени. Справочник глаголов с безударными суффиксами.

Текущий

контроль (синтаксиче

ский разбор предложений)

Упр. 296, 297

III неделя

январь

2

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

1

Алгоритм определения безударного суффикса глагола прошедшего времени. Схема предложения. Правильное произношение слов из рубрики «Говори правильно».  Стили текста.  Разбор глаголов по составу.

Тематиче

ский контроль

(письмо под диктовку предложений

с выделением знакомых орфограмм)

Упр. 298а таблица, 301

январь

3

Обучающее изложение.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Творческая работа

Упр. 304

январь

4

Работа над ошибками.

Правописание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

1

Редкие формы  глаголов прошедшего времени (без суффикса –л-) Глаголы – синонимы. Группировка глаголов по форме времени. Правописание Ь в глаголах  с возвратным значением и в неопределенной форме ( -тся, -ться)

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр. 307 а

январь

 

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ НА –ТЬСЯ, -ТСЯ (4 ЧАСА)

1

Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на

 –ться и –тся.

Словарный

диктант №5.

1

Правило написания Ь в глаголах на –тся и –ться. Разбор слов по составу. Группирование глаголов по определенным грамматическим признакам. Однокоренные слова. Распознавание глаголов на –ться и –тся на слух.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного обще

ния на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями  и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст

с исходным (для изложений).

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло

жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

– находить обращения.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола  по предложенному в учебнике алгоритму.

Лексика

Обучающийся научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования

в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить сообщения в устной и письменной

форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр. 312

IV неделя

февраль

2

Правописание глаголов на

 –ться и –тся.

1

Звуко-буквенный состав слов. Синонимы. Составление словосочетаний.  Грамматические признаки существительных и глаголов.

Текущий контроль (синтакси

ческий

разбор предложе

ний)

Упр. 316

февраль

3

Правописание глаголов на

 –ться и –тся.

1

Восстановление сказки. Справочник эпитетов.  Неопределенная форма глагола.  Глаголы настоящего и будущего времени. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки существительных. Прилагательных и глаголов.

Текущий контроль (синтакси

ческий

разбор предложе

ний)

Упр. 319

февраль

 

4

Проверочная работа по теме «Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на –ться и –тся».

1

Контроль знаний по изученным темам.

Тематичес

кий контроль:

проверочная работа.

Упр. 322

февраль

ЛИЦО ГЛАГОЛА (3 ЧАСА)

1

Работа над ошибками.  Лицо глагола.

1

Окончание (напоминание). Связь окончаний слов и их грамматических признаков.  Роль окончаний. Окончания глаголов. Связь глаголов с местоимениями. Личные формы глаголов. Глаголы-синонимы. Личные окончания глаголов.

Текущий контроль (синтакси

ческий

 разбор предложе

ний)

Упр. 326, 327

V неделя

февраль

2

Личные окончания глаголов.

1

Грамматические признаки глагола.  Работа над изученными орфограммами. Личные окончания глаголов. Изменение глагола звонить по лицам и его употребление в устной речи.

Текущий контроль (синтакси

ческий

 разбор предложе

ний)

Упр. 335

февраль

3

Личные окончания глаголов.

1

Употребление глаголов в речи. (правильная постановка ударения) определение формы времени глаголов.  Определение грамматических признаков глаголов.  

Текущий контроль

Упр. 336

февраль

ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА 2 ЛИЦА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА  (4 ЧАСА)

1

Контрольный диктант №5 по теме «Лицо глагола»

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола  по предложенному в учебнике алгоритму.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены

нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную

тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный

тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алго

ритмом.

  Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словеснообразном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

– строить сообщения в устной и письменной

форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Итоговый

контроль:

контроль

ный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр. 343 в

февраль

2

Работа над ошибками.

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

1

Лицо глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.  Правописание Ь после шипящих  у существительных  3 склонения, у глаголов в неопределенной форме.

Текущий контроль:

запись под диктовку

Упр.

341

 VI неделя

февраль

 

3

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

1

Текст – рассуждение. Роль Ь при произношении глагола. Личные окончания глагола.  Изменение глаголов по лицам, наблюдение за окончаниями глаголов.  

Текущий контроль (синтакси

ческий

 разбор предложе

ний)

Упр. 350

 февраль

 

4

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

1

Орфограммы личных глаголов. Грамматические признаки слов в тексте, объясняющие написание или отсутствие Ь. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Фонетический разбор слов.

Текущий контроль

Упр.

 

февраль

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА (12 ЧАСОВ)

1

Обучающее сочинение

1

Тема и главная мысль текста, план.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола  по предложенному в учебнике алгоритму.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными;

●гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

●разделительные ь и ъ;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

●безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий,

ья, ье, ия, ов, ин).

●знаки препинания в конце предложения: точка,

вопросительный и восклицательный знаки;

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять правила правописания:

●приставки на  з и с;

●гласные в суффиксах ик, ек;

●о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

●и, ы после ц в разных частях слова;

●соединительные гласные о, е в сложных словах;

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– знание основных моральных норм и

проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Творческая работа

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр. 353

февраль

2

Работа над ошибками.

Спряжение глагола.

Словарный диктант №6.

1

Грамматические признаки глаголов. Личные местоимения. Сравнение окончаний однокоренных глаголов. Спряжение глаголов.  Таблица спряжений глаголов. Таблица окончаний глаголов.

Упр. 355а

VII неделя

февраль

3

Спряжение глагола. Ударное окончание.

1

Личные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов. Ударное окончание глагола. Грамматические при знаки глагола.  

Текущий

контроль:

карточки

Упр. 359

февраль

4

Проверочный диктант

1

Соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации.

Тематичес

кий

контроль:

проверочный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр. 365

 февраль

 

5

Работа над ошибками.

Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием.

1

Связь грамматических форм существительных, местоимений и глаголов. Безударные окончания глаголов. Правописание безударных окончаний глаголов. Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями. Глаголы – исключения.

Текущий

контроль

(карточки)

Упр. 369

 

февраль

 

6

Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа.

1

Составление плана с использованием глаголов в неопределенной форме. Грамматические признаки глаголов. Определение вида глаголов. Определение спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы-исключения.  

орфограммой.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно

пересказывать текст;

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип.

– проявлять познавательную инициативу в

учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– использовать знаково-символические

учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Текущий контроль

Упр. 372г

VIII неделя

март

7

Определение спряжения глагола по форме 3-го лица множественного числа.

1

Толковый словарь – определение лексического значения слов по словарю. Определение грамматических признаков слов.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола  по предложенному в учебнике алгоритму.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– строить логическое рассуждение,- включающее установление причинно-следственных связей.

Текущий контроль

Упр. 375

 март

8

Обучающее изложение.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подробно или выборочно пересказывать текст;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

Творческая работа

Упр. 380а

март

9

Определение спряжения родственных глаголов.

1

Ударение. Определение вида и спряжения глаголов.  Определение спряжения родственных глаголов. Фразеологизмы. Безударные гласные в корне. Фонетический разбор. Глаголы-синонимы.

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●раздельное написание слов;

●сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

●сочетания чк-чн, чт, щн, рщ;

●перенос слов;

●прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

●гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

●разделительные ь и ъ;

●ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

●безударные падежные окончания имен существительных;

●безударные окончания имен прилагательных;

●раздельное написание предлогов с другими словами;

●знаки препинания в конце предложения: точка,

вопросительный и восклицательный знаки;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно

точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у

людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Текущий контроль

Упр.

март

10

Алгоритм определения спряжения глагола.

1

Глаголы-исключения. Способы образования слов. Определение вида и спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола. Пословицы.

Текущий контроль

Упр. 383

IX неделя

март

11

Обобщение по теме «Спряжение глагола»

1

Определение вида и спряжения глаголов. Алгоритм определения спряжения глагола.

Текущий контроль

Упр.

март

12

Контрольный диктант  за III четверть №6

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

Итоговый

контроль:

контроль

ный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр.

март

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (9 ЧАСОВ)

1

Работа над ошибками.

Введение понятия «орфограмма безударного гласного в личном окончании глагола».

1

Сравнение текстов по стилю.  Слова-синонимы. Определение окончаний глаголов 3-го лица единственного лица по алгоритму. Глаголы – исключения. Составление таблицы орфограмм.

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;

– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

правописания;

– проверять собственный и

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе

учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Текущий контроль

(карточки)

Упр.

387б

март

2

Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица множественного  числа.

Словарный диктант №7.

1

Составление текста-рассуждения. Определение окончаний глаголов в форме 3-го лица множественного числа. Лексическое значение слов.

предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунк

туационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

– подбирать примеры с определенной орфограммой;

– при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуацион

ных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор глагола.

Лексика

Обучающийся научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр. 390

X неделя

март

3

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Глаголы-исключения.

1

Грамматические признаки глагола. Признаки старой речи. Словообразование. Определение спряжения глаголов с безударным  личным окончанием. Глаголы – исключения.

Текущий контроль

(карточки)

Упр.

март

4

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тест.

1

Роль глаголов в речи. Справочник эпитетов.  Образование глаголов от прилагательных. Определение спряжений глаголов. Образное выражение.

Текущий контроль: тест

Упр. 397а

март

5

Работа над ошибками.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Определение спряжения глаголов с безударным  личным окончанием.

Текущий контроль

(карточки)

Упр. 401а

март

IV ЧЕТВЕРТЬ

6-7

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2

Распознавание изученных орфограмм. Диалог. Инсценирование  речевой ситуации.  Определение спряжения глагола. Отрывок газетной статьи. Личные окончания глаголов. Составление текста для газетной статьи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.

Текущий контроль

Текущий контроль

(карточки)

Упр. 408

Упр.

I неделя

апрель

апрель

8

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов.

1

Лексическое значение слов. Статья как жанр. Афоризмы.

Текущий контроль

Упр. 413

апрель

9

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Обобщение.

1

Задания «Проверь себя»

Тематический контроль

Упр.

II неделя

апрель

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч)

1

Введение понятий «простое предложение», «сложное предложение» в ходе

самостоятельных лингвистических действий учеников.

1

Уточнение понятия «простое предложение». Характеристика простых предложений.  Главные члены предложения. Понятие «сложного предложения». Распознавание предложения по схеме. Сравнение предложений по смыслу и интонации.  Роль союзов и, но в сложном предложении.

 Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. 

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными.

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

– определять восклицательную/невосклицатель

ную интонацию предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло

жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

– находить обращения.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

– чувство прекрасного и эстетические чувства  на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить сообщения в устной и письменной

форме;

– воспринимать и анализировать сообщения

и важнейшие их компоненты – тексты.

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– продуктивно содействовать разрешению

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.

Текущий контроль

Упр.

420

апрель

2

Проверочный диктант

1

Соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации.

Тематичес

кий

контроль:

проверочный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр. 426

апрель

3

Работа над ошибками.

Определение грамматической основы сложного предложения.

1

Роль знаков препинания в предложении.  Составление сложных предложений.  Орфограмма непроверяемого гласного. Грамматическая основа предложения.

Текущий контроль

(карточки)

Упр. 433

апрель

4

Запятая в сложном предложении.

Словарный диктант №8.

1

Определение спряжения глаголов.  Падежные окончания существительных. Восстановление текста. Запятая в сложном предложении. Слова – синонимы.  Слова – антонимы.

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр. 437

III неделя

апрель

5

Сравнение сложного предложения с простым с однородными членами.

1

Разбор слов по составу. Расстановка запятых в сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого с однородными членами. Грамматические признаки существительных. Определение грамматической основы сложных предложений.

Текущий контроль

Упр. 441

апрель

6

Сложное предложение. Обобщение.

1

Задания «Проверь себя»

Текущий контроль

«Проверь

себя» № 1, 2

(с. 105106)

апрель

7

Контрольная работа по теме «Сложное предложение.

1

Контроль знаний по изученной теме.

Тематичес

кий

контроль:

контрольная работа

Упр.

444

апрель

НАРЕЧИЕ (12 ЧАСОВ)

1

Работа над ошибками.

Употребление наречий в речи.

1

Сравнение предложений по смыслу. Основа предложений. Согласование прилагательного с существительным по грамматическим признакам. Разбор слов по составу. Слова, обозначающие признак действия.

 Развитие речи

Обучающийся научится:

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. 

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

– применять правила правописания:

●проверяемые безударные гласные в корне слова;

●парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

●непроизносимые согласные;

●непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными.

●знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Синтаксис

Обучающийся научится:

– различать предложение, словосочетание, слово;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании

и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

– определять восклицательную/невосклицатель

ную интонацию предложения;

– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предло

жения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения;

– находить обращения.

Морфология

Обучающийся научится:

– определять грамматические

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

– знание основных моральных норм и

проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в

учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– использовать знаково-символические

учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

Текущий контроль

Упр. 450

IV неделя

апрель

2

Наречие как часть речи.

1

Составление предложений с наречиями. Понятие о наречии как части речи.  Роль наречий в речи. Роль наречий  в предложении. Составление словосочетаний с наречиями.

Текущий контроль

Упр. 455

апрель

3

Обучающее изложение.

1

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Творческая работа

Упр. 460

апрель

4

Работа над ошибками.

Отличие наречия от существительного.

1

Наречия, оканчивающиеся на –о. Орфограммы в наречиях. Различение существительного и наречия. Составление словосочетания прил. + наречие. Слова – синонимы. Преобразование прилагательных в наречия.

Текущий контроль

Упр. 465б

апрель

5

Связь наречия с глаголом.

1

Однокоренные слова. Фразеологизмы – синонимы. Связь наречия с глаголом. Составление предложений с наречиями. Миниатюра. Орфограммы в наречиях.

Текущий контроль

Упр. 468

V неделя

апрель

6

Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества.

1

Многозначные слова. Фразеологизмы. Принцип противопоставления в пословицах. Наречия – антонимы.  Словосочетания. Грамматические признаки слов. Наречия образа, времени и места действия, а также наречие степени качества. Определение значения наречий.

Текущий контроль

Упр. 474

апрель

7

Контрольный диктант  №7 по теме «Наречие как часть речи»

1

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил.

признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

– определять грамматические

признаки имен прилагательных – род, число, падеж;

– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени),

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– строить логическое рассуждение,- включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– строить монологическое высказывание

Итоговый

контроль:

контроль

ный

диктант с грамматиче

ским

заданием

Упр. 479 а, б

апрель

8

Работа над ошибками. Образование и правописание наречий.

Словарный диктант №9.

1

Однокоренные имена существительные и наречия. Роль существительных и наречий в предложении. Разбор слов по составу. Способ образования наречий от имен существительных. Правило образования наречий.

лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по

предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического

разбора;

– находить в тексте личные местоимения, наречия,

 (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

Текущий контроль: словарный

диктант

Упр. 481

VI неделя

май

9

Образование наречий от прилагательных.

1

Определение значения наречий.  Образование наречий с суффиксами  –о и –е от прилагательных. Замена прилагательных однокоренными наречиями в предложении. Наречия – как члены предложения. Справочник эпитетов.

числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым

они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Лексика

Обучающийся научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению

Текущий контроль

май

10

Обучающее сочинение.

1

Тема и главная мысль текста, план.

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

Творческая работа

Упр. 485

май

11

Работа над ошибками.

Образование наречий от существительных.

1

Фразеологизмы. Редактирование предложений.  Преобразование прилагательных в наречия в предложении. Образование наречий от существительных.

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

– с учетом целей коммуникации достаточно

точно, последовательно и полно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– допускать возможность существования у

людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии.

Текущий контроль

Упр. 487

май

12

Образование и правописание наречий. Обобщение.

1

Задание «Проверь себя»

Текущий контроль

Составить

задание

по теме

«Наречие»

VII неделя

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....

рабочая программа по русскому языку 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2

Рабочая программа по русскому языку включает программу по обучению грамоте (письмо), рназработана на основе рекомендаций ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (система Л. В. Занкова) - 2011 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Система Л.В. Занкова.

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по  системе  Л.В. Занкова ,содержит разделы:  пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, кри...

Тест по русскому языку 3 класс 1 полугодие ( система Л.В.Занкова)

Тест разработан в соответствии с программой курса (развивающего обучения Л.В.Занкова) по русскому языку для  3 класса. УМК  Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Ч.1 М.: «Просвещени...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Образовательная система "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Русский язык", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориент...