Работа над словами с непроверяемыми написаниями
методическая разработка по русскому языку по теме

lara.trifonova

Данная статья посвящена обощению опыта над методической проблемой "работа над словами с непроверяемыми написаниями". Суть статьи заключается в том, что усвоение слов должно быть не механическим, а осмысленным.

В статью включены специальные приемы запоминания слов и их активного включения в речевую практику ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovami_s_neproveryaemymi_napisaniyami.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по методической проблеме:

«Работа над словами с непроверяемыми написаниями».

В 2011-2012 учебном году я работала над проблемой на тему: «Работа над словами с непроверяемыми написаниями». Выбор проблемы заключался в её актуальности, т.к. одной из главных задач современной шкалы является развитие речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, т.к. слово обозначает предмет действительности и выражает понятия о нем. Чем богаче словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Непосредственно обогащению словарного запаса, а следовательно речевому развитию способствует работ над словами с непроверяемыми написаниями, т.е. работа над словарными запасами на уроках русского языка в начальной школе.

Работа над этой проблемой пока не завершена, но по результатам собственного опыта можно сделать некоторые выводы.

Слова с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречают на каждом уроке, поэтому для достижения большей эффективности их запоминания эту работу нужно рационализировать. Суть рационализации заключается в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, поэтому усвоение слов должно быть не механическим, а осмысленным. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем)  и запоминания (учеником) специальных приемов запоминания, активного включения «трудных» слов  в речевую практику ребенка.

Далее приведу некоторые приемы работы над словарными словами, используемые на своих уроках русского языка и проанализирую их эффективность на собственных результатах.

  1. Одним из средств обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ или этимологическая справка, которая помогает «прояснить» исторический состав слова. Очень часто обращение к истории позволяет мотивировать его современное правописание.

Например:

МАЛИНА – душистые сладкие, обычно красного цвета ягоды. В основу названия был положен признак плода ягоды, состоящих из малых частей. Слова малина образовано от слова малый  – «маленький». Из собственного опыта можно сказать, что детям очень интересен факт образования слов и они с легкостью запоминают «слова-подсказки».

  1. Следующим средством осмысления слова является толкование его лексического значения, т.к. у младших школьников необходимо воспитывать умение словесно формулировать смысл изучаемых слов или словесно раскрывать содержание понятий, обозначенных в языке данными словами. Опросы показывают, что часто ученики объясняют значение слова либо через призму жизненного опыта (ученик – это мальчик, который ходит в школу), либо дифференциальные признаки (сорока-птица, помидор-овощ), некоторые же вообще не смогли установить точную логическую связь с обозначенным предметом (магазин – это где продают, язык – это которым говорят). Также многозначные слова должны толковаться всеми известными значениями, т.е. работа над словарными словами должна быть в связи с общей системой знаний.
  2. Обязательным является полный звуко-буквенный анализ слова с целью выделения «опасного места» в слове, неоднократное орфографическое проговаривание, подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений, вычленения слова из текста и т.д.

На своих уроках как при работе уже с изученными словами, так  и при знакомстве с новым словом я также использую такие приемы:

  1. Запись слов по алфавиту (слова, записанные в разбивку на доске, записываются в алфавитном порядке. По мере усложнения можно записывать слова в алфавитном порядке не только по первой букве, но и по последующим).
  2. Выборочный диктант (дети учатся искать слова с непроверяемыми написаниями в тексте. По мере усложнения можно записывать слова в два столбика с проверяемыми и с непроверяемыми написаниями).
  3. Выборочный ответ (предлагая учащимся задание, дается несколько вариантов ответов, дети выбирают правильный).
  4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам (дети записывают предложенные слова по алфавиту и по группам, например: в один столбик по алфавиту с безударной гласной  -о- , в др. -а-).
  5. Сочинение по опорным словам (детям предлагается написать мини-сочинение по опорным словарным словам).
  6. Подбор и запись синонимов и антонимов.
  7. Составление предложений с данными словами. Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоение синтаксического строя речи).
  8. Замена описательных оборотов словами-синонимами (собрание засушливых растений – гербарий, коллективная поездка – экскурсия).
  9. Вставить в предложенный текст подходящие по смыслу словарные слова.
  10. Подобрать к словарному слову подходящие прилагательные, глаголы, или с помощью прилагательных и глаголов отгадать словарное слово.

Подводя итог можно сказать, что планомерное применение таких приемов дает возможность повысить эффективность обучения словам с непроверяемыми написаниями на 35-40%. При использовании таких приемов и упражнений учащиеся осваивают намного эффективнее не только орфографию слов, предусмотренных программой, но и многих других. Также такие упражнения обогащают память учащихся, помогают ему запомнить правописание и правильно использовать эти слова в построении собственного речевого высказывания.

Трифонова Л.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 23»

г.о. Саранск

Республики Мордовия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Работа над словами с непроверяемым написанием.

     Данная работа выполнена на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Кемеровской области по образовательной программе      «Психолого – п...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...