Методика обучения сочинению младших школьников
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Прохорова Ольга Викторовна

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения сочинению младших школьников

Ласкова Ольга Викторовна, учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей №4», г. Королев, мкр. Юбилейный, Московская область

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

Работа над сочинением делится на три этапа.

Первый этап. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках. Происходит накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы. Накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением.  На уроке перед работой над сочинением необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желание написать или рассказать.

Второй этап работы – это отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия. Тема определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения. Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его. Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что, по их мнению, связывается с темой.

После обозначения темы начинается составление плана. План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений. В I классе Роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III и IV классах — в основном самостоятельно. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем — дальше, о чем — потом, чем нужно закончить свой рассказ.

Третий этап работы – написание сочинения. После составления плана совершается подготовка текста: запись слов, составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов текста в связи с каждым пунктом плана, орфографическая подготовка к написанию трудных слов, затем — основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение (за хорошее исправление — удачную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.—следует поощрять учащихся). Дети сдают сочинения учителю на проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения.

По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств, анализ лучших сочинений и работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания). Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи.

Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков.

Пример методической разработки к уроку обучения сочинения.

а) Начало работы: сообщение и обсуждение темы и цели сочинения. (2 мин.)

б) Беседа с целью вызвать активность детей, восстановить в памяти факты и их последовательность (5 мин.)

в) Запись слов на доске (4—5 слов могут быть записаны заблаговременно).

г) Составление отдельных предложений и фрагментов текста. (4 мин.)

д) В слабом классе допускается устное составление всего текста, его рассказывание и обсуждение. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. Затем текст стирается. (8 мин.)

е) Написание текста учащимися. Наблюдения и помощь учителя (20 мин.)

ж) Проверка учащимися своих работ. Сбор тетрадей. Ответы учителя на вопросы учащихся, самоанализ.

Литература

  1. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение) М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 124 с.