Урок Русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Larisa36

2 класс

Корень слова. Однокоренные слова.

Закрепление изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок закрепление знаний17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

«Корень слова. Однокоренные слова».

(Закрепление изученного).

 

                                                 МБОУ СОШ №36

                                 2 класса

                                                              Учитель: Золотухина Л.А.

2012г

Тема урока:  «Корень слова. Однокоренные слова».

Цели деятельности учителя: дать представление об историческом корне слова посредством этимологической справки, учить пользоваться этимологическим словарем.

Планируемые результаты: личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; метапредметные: регулятивные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; получат возможность научиться свободно ориентироваться в  книге, используя информацию справочного бюро; коммуникативные – научаться быть терпимыми  к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научаться пользоваться этимологическим словарем.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Вступительное слово учителя.

В жизни каждого человека есть место, где находиться его родной дом, где он родился и вырос.

Место это зовется родиной. Она всегда одна. Любовь к родине начинается с любви к родному краю, к его природе и культуре, к его людям, к его истории.

Да, каждому из нас вспоминается самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс.

Схематично это можно отразить так.....(открывается запись на доске)

Родина

Семья                     дом                     школа                               город

Родина-это Россия. Большая и сильная страна. Но еще есть малая Родина – родной город Липецк.

Красивый город, которым мы все гордимся. Таким его сделали замечательные люди, и среди них твои мама и папа, дедушка и бабушка. Ты тоже, когда вырастешь, будешь преумножать его красоту и богатство. Забота о Липецке – наш долг. Дома вы писали мини – сочинение на тему: «Липецк – моя малая Родина». Сейчас мы некоторые послушаем.

III Проверка домашнего задания. 3 учащихся читают сочинения.

Выставление оценок.

IV Сообщение цели и темы урока.

-Поиграем в игру «четвертое лишнее».

Из каждой строки убрать «лишнее слово». Выписать родственные слова. Обозначить корень.

-Что такое корень?

Дети, скажите как по-другому называют родственные слова? (Однокоренными).

(на доске запись)

1)Родина. Родной, родословная

Слово «Отечество» - синоним к остальным словам.

- Какая орфограмма в словах? (Проверочная безударная гласная в корне)

- Назовите проверяемое слово из этой цепочки (Родной, родословная)

-А проверочные (Родина)

2) Город, городничий, городской.

- Это словарные слова.

Городничий – в России до середины 19 века начальник города.

Вывод: Слова имеющие общую часть и общее значение называются родственными или однокоренными.

Проделав подготовительную работу вы догадались дети, а какова тема сегодняшнего урока?  (Ответы детей).

V Общение учителя:

- Сегодня мы продолжим работу над особенностью однокоренных слов, будем учиться правильно выделять корень в однокоренных словах.

VI Физкультминутка

VII Работа по закреплению изученного материала

а) Ребята, скажите мне как вы понимаете слово «родина»?

(Россия, Российская федерация, Липецк, место рождения человека, место проживания человека)

А с чего же начинается любовь к Родине?

б) Чтение учителем эпиграфа на доске.

-Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Любовь к родине, родному краю начинается с любви к своей семье, дому, школе».

-Вспомните и назовите пословицы со словом «родина». (Ответы детей)

-Запись в тетрадь 2 пословиц самостоятельно. Проверка на доске.

-Подчеркните изученные  орфограммы.

-Как вы понимаете смысл пословиц?

«Одна у человека родная мать, одна у него и родина».

«Велика русская земля и везде солнышко – Родина!»

Итак: Наша Родина – Россия. Россия – это страна, государство.

VIII Работа по учебнику

а) Откройте учебники на с.84 упр.1 найдите рассказ К.Ушинского «Наше Отечество»

(Эпилог, словарь с 139).

Работа с этимологическим словарем с.139

После прочтения учащихся этого рассказа ответьте на вопрос:

«Почему нашу страну называют Отечеством, Родной используя текст.

-Начинает читать Тюленев В. Продолжит Шиндяпина В.

-Выпишите из текста разъяснения значений этих слов.

-Обозначьте корни в родственных словах (с комментариями)

1)Сударикова К.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.

2)Невежин Н.

Родиной – мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное.

IX Физкультминутка

X Обратимся к исторической справке (учебник с.85) отец, отче, отчий, отчизна, Отечество, дерево, деревня

XI Словарная работа (на доске слова)

 Отечество, Отчизна, столица, отец, Родина, Россия.

-Как вы думаете среди этих слов есть родственные или однокоренные?

-Запомните их написание.

XII Самостоятельная работа (у доски 1 учащийся, остальные в тетрадях).

-Выпишите пары однокоренных слов. Выделите корень.

(Сударикова К.)

(На доске запись).

Конец – начало, гриб – грибной, сад – садовник, поле – полюшко, река – речушка, дым – дом.

Проверка

-Какие слова являются родственными или однокоренными?

XIII Рефлексия деятельности.

-Что нового вы узнали?

(У слов исторический корень может стать проверочным).

  • Приведите примеры однокоренных слов на тему «Отечество»

(Родина, родились, родное, Отечество, Отчизна, отец, отче, отчий).

XIV Чтение стихотворения «Родина» учащимся Свиридовым Н.

С любви своей семьи и своей малой родине начинается любовь к России.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд.

(на доске)

1)Отечество, родная страна (Родина)

2)Название нашего города (Липецк)

3)Житель нашего города (Липчанин)

4)Группа родственников, живущих вместе (Семья)

5)Место, где живет семья (Дом)

6)Учебное заведение (Школа)

- Слова записываются в тетрадь, в них ставиться ударение и делятся на слоги.

13.11.2012г.

Классный час

2 класс

«Слово о матери»

МБОУ  СОШ № 36

Учитель: Золотухина Л.А.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....