Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе "Что такое склонение? Три склонения имени существительного"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Чарушникова Ольга Владимировна

    Урок - открытие новых знаний, на котором учащиеся  знакомятся с новой грамматической категорией имени существительного - склонением. Конспект урока, карта урока и приложения для работы на смарт доске.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 1»

    города Перми

    Конспект урока русского языка

    в 4 классе

    по теме «Что такое склонение? Три склонения имени существительного»

    Образовательная система «Школа 2100». Учебник: Р. Н. Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. 4 класс»

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: урок – исследование.

    Составила: учитель первой квалификационной категории

    Чарушникова Ольга Владимировна.

    Конспект урока по теме

    Образовательная система «Школа 2100». Учебник: Р. Н. Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. 4 класс»

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: урок – исследование.

    Форма организации учебно-воспитательной деятельности:

     индивидуальная, парная, групповая.

    Цель: Познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

    Задачи: 1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имен существительных.

                  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

                  3. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность.

                  4. Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы.

                 5. Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.

                 6. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

    Ход урока

    Учитель. Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок русского языка.

    На доске СЛАЙД 1 с указанием числа и слов: «Классная работа»

    Оформим начало работы в тетради.         

    Активизация знаний. Над какой темой мы работали на последних уроках русского языка? /Изменение имён существительных по падежам/.

     - Кто из вас считает, что уже отлично справляется с определением падежей имён существительных?  Попробуем проверить.

    Вам будет предложено одно предложение.

    СЛАЙД 2.

    Сколько в данном предложении имён существительных? /…/

     Наша задача: найти имена существительные (по порядку), мы  их будем называть и поднимать карточку с указанием падежа, в котором стоит данное слово. /…/

    Молодцы, кто выполнил задание без ошибок? А сейчас в тетради запишем по памяти  только те существительные, которые стояли в именительном  падеже. (Проверка.)

    II. Постановка проблемного вопроса

    Изучение новой темы начинается с мобилизующего этапа. Он в данном случае представляет собой логическое упражнение.

    Учитель.А сейчас рассмотрим следующее задание:

    СЛАЙД 3.

     Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Определите, о чём поведал каждый из мальчиков?

    Дети доказывают правильность своих суждений.

    Ученик: Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Значит, Егор рассказывал о доброте, Саша о скромности, а Роман о зависти.

    Учитель. Запишите первое предложение в тетрадь. Что об этом  предложении мы можем сказать? (Оно с однородными подлежащими и  дополнениями.) Выделите окончания этих  имен существительных и определите их падеж. Разные ли у них  падежи?  Одинаковое или разное окончание имеют записанные имена существительные? Подумайте, почему?

    (Учащиеся высказывают свои предположения или молчат, так как не знают ответа)

    Получается, что мы не всё ещё знаем об имени существительном.

    Учитель. Как вы думайте. Какая тема урока нас сегодня ожидает? /Признак имени существительного, управляющий его  окончаниями/

    Учитель. Отталкиваясь от темы, используя опорные слова, поставьте перед собой цель урока:

    На доске слова:

    повторить …
    узнать …

    Ученик.  Сегодня на уроке мы должны повторить, что знаем об имени существительном и узнать о новом признаке  существительных.

    III. Работа над новым материалом

    Учитель объясняет задачи работы на карточках.

    Сейчас нам предстоит работа в группах с карточками. По одной карточке - в каждую группу с целью изменить по падежам заданное слово (Слова для работы: героизм, доброта, скромность, мужество, папа.) и выбрать из предложенных на СЛАЙДЕ 3 только те слова, которые точно также изменяются по падежам, т.е. имеют такие же окончания в каждом падеже. (Слова на слайде для выбора: красота, смелость, эгоизм, беспокойство, самоконтроль, честность, воля, дядя, благодарность, профессионализм, щедрость).

    Обсуждение: как быстрее выполнить данную работу, разбиваемся на группы и работаем в течение 7-8 минут.

    -  Посмотрим, что у нас получилось….  Выбранные слова представитель каждой группы передвигает в свой столбик.

    -  Что мы наблюдаем? /Некоторые группы собрали одинаковые слова, значит,  и изменяются они одинаково? /

    - По какому признаку мы группировали наши слова?

    Ученик. Имена существительные мы группировали по роду и окончанию.

    Учитель. Мы сравнивали имена существительные, изменяя их по падежам. Кто-нибудь слышал, как называется в русском языке изменение по падежам?/…/ Именно оно и называется склонением.

     С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.

    Посмотрим, на какие группы мы можем разделить все имена существительные.

    /Существительные бывают  трёх типов склонения. Их так и называют: первое склонение, второе и третье. Будут предположения, какая из групп будет первым склонением? Почему? А вторым? Третьим?/

    В ходе работы описанной выше, на доске появляется запись.

    СЛАЙД 4.

    Склонение имен существительных

    1 склонение

    2 склонение

    3 склонение

    Ж. р      - а, - я

    М.р.      - а,  -я    

    М.р.       -

    Ср.р.  - о,  -е

    Ж.р.   -

    Учитель.  Как определить склонение имен существительных в И.п. ед. числа? Подумайте, как определить склонение имен существительных в другом падеже, кроме И.п.? Обобщите наши рассуждения по плану, который вам дан на карточках. Работая в парах:  составьте связный рассказ из ответов на поставленные вопросы.

    Учитель.  Как определить склонение имен существительных в И.п. ед. числа? Подумайте, как определить склонение имен существительных в другом падеже, кроме И.п.? Обобщите наши рассуждения по плану, который вам дан на карточках. Работая в парах:  составьте связный рассказ из ответов на поставленные вопросы.

    Учитель: Вспомните текст логического упражнения и назовите имена существительные, которые можно отнести к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?

    Над каждым именем существительным надпишем его склонение.

    Учитель. Так почему имена существительные, которые мы записали в тетрадь в предложном падеже имеют разные окончания?

    Ученик.  Эти имена существительные разного склонения. Доброта – это существительное 1-го склонения, а скромность и зависть – 3-го склонения. Поэтому в предложном падеже они имеют разные окончания/

    IV. Закрепление изученного материала

    На доске: (можно на карточках или на слайде)

    -Интеллект, упорство,  удача.

    -Воля, самостоятельность, сила.

    -Надёжность, романтизм, открытость.

    -Отзывчивость, лидерство, авторитет.

    Учитель. Прочитайте цепочки, запишите их, укажите склонение имён существительных и подчеркните  лишнее слово в каждой строчке.

    (Учащиеся выполняют работу с комментированием в тетради.)

    Учитель. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

    (2–3 ученика формулируют правило, используя ранее составленную схему на доске)

    Учитель.  Кто хотел бы проверить, насколько  понятна  тема «Три склонения существительных»?

    Я вам предлагаю текст одного стихотворения. Наша задача: выписать в 3 столбика в зависимости от склонения все имена существительные, которые встречаются в данном тексте.

    Текст на СЛАЙДЕ 5.

    В доме добрыми делами занята, 
    Тихо ходит доброта .
    Утро доброе у нас, 
    Добрый день и добрый час. 
    Добрый вечер, 
    Ночь добра, 
    Было доброе вчера. 
    «И откуда, -  спросишь ты,- 
    В доме столько доброты?»

    Быстрая взаимопроверка.

    V. Итог урока

    Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?

    Какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению к 3 склонению?

    Урок подошел к концу. На  шкале достижений отметим, насколько каждый из вас понял (разобрался), что такое склонение имени существительного, как распределяются имена сущ. потрём группам.

    Сегодня наш урок был посвящён не только склонениям существительных, но и  какую тему мы затрагивали?  

    - Запишите себе в тетрадь  ту черту характера, которую вам бы хотелось иметь, развить в себе. Поясните значение этого слова.

    - Кто хотел бы поделиться своими мыслями? /…/  Дети зачитывают выполненное задание.

    Я верю, что ваши стремления будут не напрасны. А сегодня мы все молодцы. Спасибо за активную и эффективную работу.



    Предварительный просмотр:

    Карта урока

    Учитель начальных классов Чарушникова О.В.  МАОУ « Гимназия №1» города Перми.

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Три типа склонения имени существительного»

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Предметный результат

    Метапредметный результат

    1. Органи-зацион-ное начало

    Эмоциональный настрой.

    Каждый может, если хочет

    Пробежаться вдоль реки.

    Только как же в одиночку

    Бегать наперегонки?

    Только как же в одиночку

    Песни хором распевать?

    Только как же в одиночку

    Всё на свете узнавать?

    Всё в тысячу раз интересней,

    Когда мы всё делаем вместе,

    Всё в тысячу раз,

    Всё в тысячу раз,

    Всё в тысячу раз интересней.

    Поприветствуем друг друга.

    1. Актуализация и фиксирование индивидуального  затруднения в пробном учебном действии.

    Учитель анализирует, какие ошибки могут быть у учащихся.

    Задаёт вопросы, проговаривает алгоритм.

    - Где трудности?

    - В чём ошибки.

    А сейчас в тетради запишем по памяти  только те существительные, которые стояли в именительном   падеже. (Проверка.)

    Над какой темой мы работали на последних уроках русского языка? /Изменение имён существительных по падежам/.

     - Кто из вас считает, что уже отлично справляется с определением падежей имён существительных?  Попробуем проверить.

    Вам будет предложено одно предложение.

    СЛАЙД 2.

    Характер проявляется в поведении человека, в том, как человек реагирует на поступки других людей, как он относится к своей учёбе, работе.

    Сколько в данном предложении имён существительных? /…/

     Наша задача: найти имена существительные (по порядку), мы  их будем называть и поднимать карточку с указанием падежа, в котором стоит данное слово. /…/

    Молодцы, кто выполнил задание без ошибок?  

    Дети по памяти записывают только те существительные, которые стоят в именительном падеже.

    Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия/

    Классифика-ция; постановка и формулирование проблемы; структурирова-ние знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  моделирование  и  преобразование  моделей  разных  типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера  на  основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

    Личностные УУД:смыслообразова-ние, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникати-вные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

    Ш. Локализация затруднений. Цель данного этапа : определение места затруднения.

    Изучение новой темы начинается с мобилизующего этапа. Он в данном случае представляет собой логическое упражнение.

    Учитель.  А сейчас рассмотрим следующее задание:

    Учитель. Запишите первое предложение в тетрадь. Что об этом  предложении мы можем сказать? Выделите окончания этих  имен существительных и определите их падеж. Разные ли у них  падежи?  Одинаковое или разное окончание имеют записанные имена существительные? Подумайте, почему?

    СЛАЙД 3.

     Егор, Саша, Роман вели беседу о чертах характера человека: о доброте, скромности, зависти. Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Определите, о чём поведал каждый из мальчиков?

    Дети доказывают правильность своих суждений.

    Ученик: Егор рассказывал о доброте, Саша не о зависти. Значит, Егор рассказывал о доброте, Саша о скромности, а Роман о зависти.

    Ученик: Оно с однородными подлежащими и  дополнениями.

    Учащиеся высказывают свои предположения или молчат, так как не знают ответа.

    Получается, что мы не всё ещё знаем об имени существительном.

    Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; моделирова-ние и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганиза-ции; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

    Личностные УУД: смыслообразова-ние; нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Регулятивные УУД:  познавательная инициатива;  волевая саморегуляция.

    Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; достижение договорённостей и согласование общего решения; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; адекватное использование речевых средств длярешения коммуникацион-ных задач.

    IV.Построение проекта  ликвидации причин затруднения.

    Цель данного этапа : выявление причин затруднений, построение проекта.

    Учитель. Как вы думайте. Какая тема урока нас сегодня ожидает?  / Учитель. Отталкиваясь от темы, используя опорные слова, поставьте перед собой цель урока:

    На доске слова:

    повторить …
    узнать …

    Учитель объясняет задачи работы на карточках.

    Сейчас нам предстоит работа в группах с карточками. По одной карточке - в каждую группу с целью изменить по падежам заданное слово (Слова для работы: героизм, доброта, скромность, мужество, папа. ) и выбрать из предложенных на

    Учитель.  Мы сравнивали имена существительные, изменяя их по падежам. Кто-нибудь слышал, как называется в русском языке изменение по падежам?/…/ Именно оно и называется склонением.

     С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.

    Посмотрим, на какие группы мы можем разделить все имена существительные.

    Ученик : Признак имени существительного, управляющий его  окончаниями.

    Ученик.  Сегодня на уроке мы должны повторить, что знаем об имени существительном и узнать о новом признаке  существительных.

    Фронтальное обсуждение: как быстрее выполнить данную работу, разбиваемся на группы и работаем в течение 7-8 минут.

    СЛАЙДЕ 4  Только те слова, которые точно также изменяются по падежам, т.е. имеют такие же окончания в каждом падеже. (Слова на слайде для выбора: красота, смелость, эгоизм, беспокойство, самоконтроль, честность, воля, дядя, благодарность, профессионализм, щедрость).

    Обсуждение в группах.

    -  Посмотрим, что у нас получилось….  Выбранные слова представитель каждой группы передвигает в свой столбик.

    -  Что мы наблюдаем? /Некоторые группы собрали одинаковые слова, значит,  и изменяются они одинаково?

    - По какому признаку мы группировали наши слова?

    Ученик. Имена существительные мы группировали по роду и окончанию.

    Ответы детей.

    Существительные бывают  трёх типов склонения. Их так и называют: первое склонение, второе и третье. Будут предположения, какая из групп будет первым склонением? Почему? А вторым? Третьим?/

    В ходе работы описанной выше, на доске появляется запись. СЛАЙД 5.

    3 склонения имени сущ., столбики открываются последовательно в ходе рассуждения учеников.

    Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; выведение следствий; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганиза-ции; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

    Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.

    Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; постановка вопросов.

    Повторение и закрепление пройденного.

    Учитель.  Как определить склонение имен существительных в И.п. ед. числа? Подумайте, как определить склонение имен существительных в другом падеже, кроме И.п.? Обобщите наши рассуждения по плану, который вам дан на карточках. Работая в парах,  составьте связный рассказ из ответов на поставленные вопросы.

    Учитель: Вспомни-те текст логического упражнения и назовите имена существительные, которые можно отнести к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?

    Над каждым именем существительным надпишем его склонение.

    Учитель. Так почему имена существительные, которые мы записали в тетрадь в предложном падеже,  имеют разные окончания?

    Учитель. Прочитайте цепочки, запишите их, укажите склонение имён существительных и подчеркните   лишнее слово в каждой строчке.

    Учитель. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

    Учитель.  Кто хотел бы проверить, насколько  понятна  тема «Три склонения существительных»?

    Я вам предлагаю текст одного стихотворения. Наша задача: выписать существительные в 3 столбика в зависимости от склонения.

    Ответы детей.

    Обобщение   рассуждений по плану, который дан на карточках. Работая в парах, составляем связный рассказ из ответов детей  на поставленные вопросы.

    Ученик.  Эти имена существительные разного склонения. Доброта – это существительное 1-го склонения, а скромность и зависть – 3-го склонения. Поэтому в предложном падеже они имеют разные окончания/

    На доске: (можно на карточках или на слайде)СЛАЙД 6.

    -Интеллект, упорство,  удача.

    -Воля, самостоятельность, сила.

    -Надёжность, романтизм, открытость.

    -Отзывчивость, лидерство, авторитет.

    Учащиеся выполняют работу с комментированием в тетради.

    2–3 ученика формулируют правило, используя ранее составленную схему на доске.

    Текст на СЛАЙДЕ7.

    В доме добрыми делами занята, 
    Тихо ходит доброта .
    Утро доброе у нас, 
    Добрый день и добрый час. 
    Добрый вечер, 
    Ночь добра, 
    Было доброе вчера. 
    «И откуда, -  спросишь ты,- 
    В доме столько доброты?»

    Дети самостоятельно выполняют задание.

    Быстрая взаимопроверка.

    Ориентировать-ся в предложенном материале, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения новой темы.

    Контролиро-вать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения.

    Группировать слова на основе определённых признаков.

    Сравнивать слова, находить общее  и различие.

    Группировать слова на основе определённых признаков.

    Сравнивать слова, находить общее  и различие

    Понимать цели и задачи учебной деятельности.

    Умение пользоваться различными алгоритмами, развивать логическое мышление при  сравнении различных языковых единиц.

    Развивать речь при анализе текста.

    Определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий.

    Выступать в различных ролевых функциях (учитель - ученик)

    Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

    Рефлексия.

    Учитель. О чем говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?

    Запишите в тетради  ту черту характера, которую  бы хотелось иметь вам и  развить её  в себе.

    Урок подошел к концу. На  шкале достижений отметим, насколько каждый из вас понял (разобрался), что такое склонение имени существительного, как распределяются имена сущ. по трём группам.

    Я верю, что ваши стремления будут не напрасны. А сегодня мы все молодцы. Спасибо за активную и эффективную работу.

     Сегодня наш урок был посвящён не только склонениям существительных, но и чертам человеческого характера.

    - Дети записывают  в тетради ту черту характера, которую  бы хотелось иметь им и  развить её  в себе, поясняют  значение этого слова.

    Дети зачитывают выполненное задание.

    Дети на шкале показывают уровень своих достижений на уроке.

    Анализируют степень усвоенности нового материала и ставят перед собой проблему на следующий урок.

    Познаватель-ные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

    Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.

    Домашнее задание.

    Вам выданы карточки с двумя упражнениями. Прочитайте оба задания и определите, какого они уровня? Какой более сложный? Почему? Дома вы можете выбрать и выполнить любое упражнение или, если есть желание - можно выполнить оба.  На этом наш урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

    Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

    Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен существительных"

    Целью урока является научить детей познакомить учащихся с падежами, правильно  определять  падежи  и  склонения  имён существительных,  правильно  писать  оконч...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных".

    На уроке используются интересные приемы: "Карусель", "Расскажи соседу", "Кубик вопросов", "Графический диктант", рефлексия "Ступени успеха". Все это активизирует учащихся, повышает уровень мотив...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных"

    Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТЗнакомство с падежами имен существительных проходит в игровой форме, в виде путешествия в страну  Имен Существительных. На пути встречаются р...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"

    Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....

    Крнспект урока русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных."

    Цель:- учащиеся применяют и используют ранее изученный теоретический материал об имени существительном;- учащиеся интерпретируют кластер, таблицы, отражающие морфологические признаки имени существител...