Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Барановская Наталия Полиектовна

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ

Знакомство с падежами имен существительных проходит в игровой форме, в виде путешествия в страну  Имен Существительных. На пути встречаются различные препятствия - испытания на проверку знаний об этой части речи. Прослеживается межпредметная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_skloneniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому  языку  в 3 классе

Тема: Склонение имен существительных (знакомство с падежами).

Цель: Активизировать деятельность учащихся, развивать умение применять знания в различных ситуациях, думать, размышлять, систематизировать, создать атмосферу занимательности, сказочности, познакомить с названием падежей.

Ход урока.

I. Сообщение  темы  и цели урока.

        - Сегодня нас пригласили в страну Существительных посетить сказочный дворец падежей. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок. Но подойти к  дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам все новые и новые испытания на проверку знаний об этой части речи.

II. Проверка домашнего задания.

        - Давайте вспомним, что мы уже знаем об именах существительных? Учащиеся отвечают, приводят свои примеры.

  1. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  2. Бывают имена существительные одушевленные и неодушевленные.
  3. Собственные и нарицательные.
  4. Изменяются по числам (единственное  и множественное).
  5. Имена существительные в единственном числе изменяются по родам (женский, мужской, средний).
  6. Бывают 3-х склонений.
  7. В предложении бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.

Все путешественники ведут дневники. И мы будем вести свои дневники - тетради, в которые будем записывать все, что нам встретится на пути. Давайте запишем с вами дату и место, откуда мы начали свое путешествие.

(Число.  Классная  работа.)

        Итак, отправляемся в путь.

III. Повторение изученного.

1) Минута чистописания.

        Клубок катится, на пути 1 препятствие – река. Нужно перейти через речку, сделав через неё мостик из слов и букв. А каких букв, вы мне скажете сами. МОСТ.   Какие слова мы подставляем к существительным, чтобы определить их род? (Он, мой, мужской род)

                он                        она                        оно

                мой                        моя                        моё

                м.                        ж.                        ср.

        Мост перекинут через реку. РЕКА.   Какие слова мы подставим к этому слову, чтобы определить род?

        В пути нам светит солнце. СОЛНЦЕ.   Какие слова мы подставим к этому слову, чтобы определить род?

        (Учащиеся правильно и красиво записывают узоры в тетрадь, выстраивая «мостик через речку».)

2) Комментированный словарный диктант.

        Клубок катится дальше, и мы следуем за ним.

Солнце высоко, жар донимает, пот выступает, хочется пить.

- Из какой сказки эти слова?

        Впереди колодец. (2 препятствие).

        «Утолить жажду» можно при условии, если случайно попавшие в колодец слова будут превращены в множественное число.

        Стоит колодец, учащиеся с помощью крюка с магнитом достают из него словарные слова, записывают во множественном числе в два столбика по темам:

                помидоры                                сапоги

                яблоки                                валенки

                ягоды                                            ботинки  

        Взаимопроверка работ.

        - Можно ли узнать род имен существительных во множественном числе?

3) Самостоятельная работа. (3 препятствие)

        Идем за клубком дальше. На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие во дворец. (На доске деревья)

        Такими дорожками будут три группы существительных, которые вы должны будете найти в текстах сказок, записать в тетради. Вначале определим, какие это сказки и кто автор.

  1. Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала.

(А. Гайдар «Горячий камень».)

  1. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит:  глядь  – поверх текучих вод лебедь белая плывет.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

  1. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца: Не лучше ль вернуться?».

И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»

(К. Чуковский «Федорино горе»).

м.р.                        ж.р.                        ср.р.

камень                гора                        море

князь                молодость                блюдце

глаз                        вода                        корыто

чайник                лебедь

утюг                            часть

- Столбики получились неодинаковые.

Задание: дописать словами из знакомых вам произведений, назвать автора и произведение.

(В помощь  учащимся на магнитных досках размещены картины сказок

                                А. Пушкина,  Ш. Перро и др.)

Деревья раздвигаются и открываются дорожки к дворцу.

IV. Изучение нового материала.

        Знакомство с падежами имен существительных.

        У дворца Падежей существительных. Посмотрите, нас уже кто-то здесь ожидает. Кто это? (Буратино, девочка, кот, зайчишка, цветы (роза, ромашка, колокольчик, тюльпан).

        А вот и парадный вход, но войти в него мы может только с именем существительным, отвечающим на вопрос что? (цветы)

        Видите, какие яркие, красивые цветы идут с нами в удивительный дворец. Во дворце 6 окон, давайте вначале заглянем в каждое из них. Я сейчас вам расскажу сказку о Падежах.

        (На доске прикреплен дворец, заглядываем в  каждое окно, снизу вверх.).

1 окно – Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (И.п.)

2 окно – Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ (Р. п.)

3 окно – Он был малышом, ему все всё  давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ (Д.п.)

4 окно – Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ (В.п.)

5 окно – Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫМ (Т.п.)

6 окно – Он стал всем предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь ПРЕДЛОЖНЫМ (П.п.)

        Проверяем, как вы запомнили падежи. Изменение имен существительных по падежам называется склонением. Возьмем самый красивый цветок и просклоняем его.

        (Розу  вставляем в каждое  окно и записываем.

        Нам помогает ромашка, смотрим  каждый лепесток).

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?          нет

Д.п. кому? чему?       рад

В.п. кого?  что?          вижу

Т.п. кем? чем?           доволен

П.п. о ком? о чем?    думаю

                В тетради запись:

И.п. что?      роза                        Сравнение вопросов и окончаний.

Р.п. чего?     розы

Д.п. чего?    розе

В.п. что?      розу

Т.п. чем?      розой

П.п. о чем?  о розе

Придумывание предложений со словом роза во всех падежах.

И.п. В саду росла роза.

Р.п. У розы шипы.

Д.п. Девочка подошла к розе.

В.п. Девочка видит розу.

Т.п. Любуюсь розой.

П.п. На розе капли росы.

V.  Закрепление.

                В дворцовом парке.

        Аллеи парка ведут нас в дворцовый парк. Звучит тихая музыка. Парк полон солнечного света, звонких голосов птиц, аромата душистых трав. И, конечно же, там растут розы. Придумаем имена прилагательные к слову роза (красная, пышная, душистая, ароматная, красивая и т.д.) Имена прилагательные тоже склоняются или изменяются по падежам.

        Припишем к слову роза – душистая

И.п. что?        роза         душистая        какая?

Р.п. чего?       розы        душистой        какой?

Д.п. чему?     розе         душистой        какой?

В.п. что?      розу        душистую        какую?

Т.п. чем?      розой      душистой        какой?

П.п. о чем?   о розе     душистой        какой?

VI. Итог урока.

        Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь из страны существительных нам закрывает вопросительный знак (?). Он требует ответа на  вопросы: на какие вопросы невидимых жителей страны мы ответили?

VII. Домашнее задание.

        Запомнить название падежей, их вопросы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"

Технологическая карта урока русского языка   4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России...

Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""

Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...