Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Яненкова Мария Васильевна

Конспект урока русского языка . 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.36 МБ
Файл rod.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

2 КЛАСС

ТЕМА : РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


Цели и задачи :

  1. Закрепить знания об имени существительном.
  2. Познакомить с приёмами определения рода имен существительных.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.
  4. Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.  загадки, учебник.

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

Ход урока

1.  Оргмомент. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.

А для этого мы  сегодня отправимся в страну Речь. Нам предстоит трудный путь,  где подстерегают разные опасности.   (Слайд № 1)

2. Минутка чистописания.

- Но прежде чем мы совершим увлекательное путешествие давайте сядем правильно откроем тетради и запишем букву Р, (Слайд № 2)

3. Словарная работа.

 - Вот мы и готовы, к увлекательному путешествию.  А на чём мы туда доберёмся, вы узнаете, записав словарные слова.  (Слайд № 3)

- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь. (Слайд 4 – 12)   

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.   (Автомобиль.)        

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут.   (Автобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.   (Троллейбус.)

В жёлтом море корабль плывёт.

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.   (Комбайн.)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Семь плугов тащит.   (Трактор.)

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.   (Экскаватор.)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?   (Коньки.)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд.   (Ракета.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной… (медведь).

- Вот мы с вами и оказались в  стране Речь. Но смотрите, вот мост, чтобы попасть в это государство. Нужно отгадать загадку (Слайд №13)

Давно живу я в мире этом,

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы кто? и что? 

Всегда отвечает.

                         (имя существительное) (Слайд № 14)

4 Повторение изученного материала

 1. Повторение признаков имени существительного.

-Что такое имя существительное? Приведите примеры.

-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, например…)

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?

-Каким членом предложения может быть существительное?

-Что мы узнали о существительном вчера на уроке? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)

2. Повторение и закрепление знаний об именах существительных  одушевлённых и неодушевлённых .

Река Волга, город Новоалександровск, озеро Байкал, царь   Петр Первый, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское.   (Слайд № 15)

- Прочитайте задание. Разделите слова на две группы.  Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные).

- На следующей строчке выпишите одушевлённые предметы. ( Слайд № 16)

- Выполняйте самостоятельно, затем проверим. 

3. Закрепление правила написания собственных и нарицательных имён существительных.

- А на какие ещё две группы можно разделить слова?  Назовите. Очень хорошо. (нарицательные и собственные).  (Слайд 17)

 - Выполняем самостоятельно, а потом проверим. Назовите из этого упражнения нарицательные имена существительные, собственные.

 река город, озеро, царь, улица, писатель, село.     (Слайд 18)

- Теперь назовите нарицательные имена существительные? Молодцы.

5.Физминутка.

Покажите все ладошки. 
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп,

Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите
 
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки 
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко 
Раз-два-три, раз-два-три.

6.Сообщение темы урока

В русском языке очень много тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача - раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

(Ответы детей).

7. Изучение нового материала

-  А чтобы ответить на этот вопрос, разделите эти же слова на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)   (Слайд19)

-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (царь, писатель ) Это имена существительные мужского рода.  

- К каким из этих слов можно поставить слова она, моя? (улица, река) Это имена существительные женского рода.

- К каким из этих слов можно поставить слова  оно, моё? (озеро, село) Это имена существительные среднего рода.

-Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране.

-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.)

- Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных).

- Какой вывод мы можем сделать?     (Слайд № 20) 

- А сейчас, я расскажу вам сказку « Как род появился у имени  существительных».

В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределёнными – среднего рода. 

-Давайте ,ребята, запомним  правило определения рода имени существительного.      (Слайд № 21)

  • Заменяем имя существительное одним из слов: он, она, оно.
  • Определяем род имени существительного.
  • Если сложно, обращаемся  к словарю.

- Прочитайте правило в учебнике и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. ( ответы детей)

- Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.     (Слайд № 22-23)

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение:     (Слайд №24)

Женский род запомню я  

И скажу: она, моя

И запомню род  мужской

И опять скажу: он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.

8. Физминутка для глаз.    (Слайд 25)

9.  Первичное закрепление изученного материала.

- Давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали. Спишите слова, распределяя их в три столбика по родам. Работа у доски.    (Слайд № 26) 

Завтрак        лагерь                облако                земляника        деревня        кровать        лестница        яблоко        трамвай        метро

10.  Работа по теме урока.

- Откройте  учебники. Работаем в парах.  (Слайд № 27)

- Найдите упражнение 31 на странице 63.Прочитайте стихотворение.

Над соседней хатой

Грянул гром раскатом

По стеклу со звоном

Брызнул дождь с разгона.

Старенькие ели

Вдруг позеленели

В лужицах- оконцах

Заиграло солнце.

-Назовите имена существительные.

- Выпишите  имена существительные, поставленные  в начальную форму

1 ряд - мужского рода

2 ряд – женского рода

3 ряд – среднего рода

- Проверим.

М. р. – гром, раскат, звон, дождь, разгон

Ж.р.- хата, ель, лужица,

С.р.-  стекло, оконце, солнце.  (Слайд № 28)

11. Итог урока.

- Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Верю — не верю».       (Слайд № 29)

- Вы кивком головы должны согласиться со мной, или не согласиться.

  • имена существительные изменяются по числам (да);
  • имена существительные изменяются по родам (нет);
  • имена существительные имеют род (да);
  • на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
  • новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)

12. Домашнее задание.

-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание — выписать из словаря  по 5 слов мужского, среднего и женского рода

13. Рефлексия.

-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

-Кто не доволен? Чем? Почему?

-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки карандашом, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...