Методическое пособие "Виды диктанта"
методическая разработка по русскому языку на тему

Гайнанова Эльмира Амирхановна

Методическое пособие «Виды диктанта» предназначено для учителей начальных классов и учителей русского языка. Цель сборника – дать учителю методические рекомендации по выработке орфографических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике можно найти методические рекомендации по проведению различных видов диктанта. Наибольшее внимание уделяется предупредительным  диктантам, поскольку в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_diktanta.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Методические рекомендации «Виды диктанта» предназначены для учителей начальных классов и учителей русского языка. Цель сборника – дать учителю методические рекомендации по выработке орфографических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике можно найти методические рекомендации по проведению различных видов диктанта. Наибольшее внимание уделяется предупредительным  диктантам, поскольку в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.  

Виды диктантов.

Предупредительный диктант.

Предупредительные диктанты могут проводиться в двух вариантах: зрительные и слуховые. Зрительные предупредительные диктанты должны занять прочное место при обучении детей с ОЗВ. Этот вид диктанта даёт возможность сочетать предварительный анализ орфограмм с глобальным зрительным восприятием слова.

 Методика проведения.

  1. Текст заранее записан на доске.
  2. Чтение каждого предложения.
  3. Орфографическая подготовка.
  4. Текст закрывается и записывается.
  5. Проверка.

Проведение зрительного диктанта возможно уже в 1классе.

Методика проведения.

  1. Слова или предложения записываются учителем на доске или составляются из букв разрезной азбуки ( в качестве зрительной основы для работы могут быть использованы тексты букваря).
  2.  Учащиеся проговаривают слова по слогам, подсчитывают количество букв.
  3.  Запись на доске закрывается, а ученики выкладывают слово (предложение) из букв разрезной азбуки у себя на партах или записывают в тетрадях (возможно совмещение того и другого).
  4. Запись открывается, и учащиеся проверяют написанное.

Во 2 классе важно приучать детей при разборе текста, записанного на доске, самостоятельно выделять слова со знакомыми орфограммами. В связи с этим вопросы типа: Почему слово «Коля» написано с большой буквы? – в дальнейшем должны быть заменены вопросами более общего характера, а именно: На какое ещё слово надо обратить внимание? Такого рода вопросы подготавливают учащихся к анализу текста, воспринятого на слух, а в перспективе развивают умение самостоятельно замечать орфограммы в тексте. Без последовательного формирования данного умения ( в процессе работы с каждой орфограммой) выработка у детей с интеллектуальной недостаточностью орфографических навыков, основанных на осознанном усвоении правила, практически невозможна.  

Вторичное объяснение орфограммы выполняется теми учениками, которые допустили ошибки.

Слуховые предупредительные диктанты.

Методика проведения.

  1. Учащиеся сначала по указанию учителя, а затем и всё более самостоятельно выделяют из продиктованного предложения трудные для написания слова.
  2. Слова анализируются. Анализ может быть фонетический, если написание слова не расходится с произношением, или орфографический, если слова пишутся в соответствии с определённым правилом.

В 1 и 2 классах для активизации контроля  правильности написания слов учитель может предложить учащимся после устного анализа выложить на парте предложения из полосок различной длины или условных знаков. В процессе записи диктанта учащиеся по требованию учителя соотносят количество условных значков и букв, написанных ими в каждом слове.

При проведении предупредительных диктантов необходимо постоянно использовать приём проговаривания слов по слогам в соответствии с их написанием. Желательно, чтобы проговаривание завершало работу по анализу слов, предшествуя их записи. При использовании приёма проговаривания в работу по запоминанию графического образа слова включается ещё один анализатор – речедвигательный.

Объяснительный диктант.

Объяснительные диктанты проводятся тогда, когда учащиеся уже справляются с анализом текста, находящегося перед их глазами, и умеют коллективно выделять орфограммы на слух.

Методика проведения.

  1. Учитель диктует предложение, а ученики записывают его.
  2. Учащиеся объясняют каждую орфограмму, формулируют правило.

Для устранения бездумной записи диктуемого, свойственной школьникам с интеллектуальной недостаточностью, можно использовать такой приём, как подчёркивание (или другой способ выделения) опознанных учеником орфограмм. Также здесь сохраняется приём проговаривания.

Объяснительный диктант может использоваться уже в начале  3 класса при повторении изученного во 2 классе.

Выборочный диктант.

Выборочный диктант проводится так же, как и объяснительный, с той лишь разницей, что записи подлежат только слова с орфограммами, анализ которых является целью урока.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью выборочный диктант достаточно сложен. Он требует от них, во-первых, умения сосредоточить внимание только на тех орфограммах, которые включают изученное правило, во-вторых, хорошего знания признаков, по которым можно выделить нужную орфограмму, в-третьих, умения применить к узнанной орфограмме изучаемое правило.  

Подготовка к этой сложной умственной деятельности должна вестись постепенно на протяжении длительного времени. Сначала учащиеся с помощью учителя осуществляют выбор орфограмм перед записью текста. Фактически выборочный диктант во 2 классе носит характер предупредительного. При этом в качестве материала для анализа используются только фонетические темы: различение звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых, л – р, с –ш, слова с непроверяемой безударной гласной и т.д. При повторении этого материала в 3 классе учащиеся уже могут выделить нужные слова, записать их, а затем коллективно проанализировать правильность записи. Каждая вновь изученная орфографическая тема требует от учителя возвращения к совместному выделению слов и их предварительному анализу.  

Методика проведения.

1. Учитель читает каждое предложение текста, а дети выбирают из него те или иные слова или словосочетания, которые в данный момент должны их интересовать;

2. Запись.

3. Проверка.

Творческий диктант.

Творческие диктанты проводятся с 3 класса. Они могут использоваться не только в качестве упражнений для формирования навыков правописания, но и как средство для развития речи учащихся. При их проведении внимание должно быть направлено на то, чтобы школьники учились правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме.

В отличии от образовательной школы вся работа с творческими диктантами в младших классах осуществляется коллективно.

Материал для проведения творческих диктантов с  третьего по четвёртый класс постепенно усложняется. Сначала в диктанты включаются слова, с которыми нужно составить предложения. Затем вводятся деформированные тексты с пропуском некоторых слов, и, наконец, предлагаются опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом.

Предложения оцениваются с точки зрения смысла, правильности построения и наличия слов с изучаемой орфограммой. По возможности учащимся предоставляется максимальная самостоятельность в отборе лучших вариантов предложений и обосновании этого отбора. Позднее учитель обратит внимание на другие критерии оценки: новизну темы предложения, использование более сложной синтаксической конструкции (распространенные предложения, однородные члены) и т.д.

Творческий диктант по опорным словам.

Методика проведения.

         1. Учитель заранее на доске пишет нужные слова или словосочетания,

         2. Учитель зачитывает все слова сразу для установления темы рассказа и его озаглавливания.

         3. Работа учащихся над каждым продиктованным словом отдельно.

   4. Дети составляют тематически связанные предложения из этих слов.

   5. Послоговое проговаривание всех слов перед записью или после неё.

При проведении творческого диктанта орфографический разбор должен быть предельно сокращён, внимание обращается прежде всего на изучаемую орфограмму.

Свободный диктант.

Этот вид диктанта близок к изложению. Диктантом называется потому, что учитель диктует текст, а ученики записывают текст так, как запомнили.

Методика проведения.

1.Чтение текста целиком;

2. Работа над орфограммами;

3. Чтение по частям;

4. Запись.

5. Проверка написанного.

Самодиктант.

С точки зрения орфографического анализа этот диктант наиболее лёгкий по сравнению с предыдущими. По своему характеру самодиктанты напоминают словарные диктанты. Однако в отличии от словарных диктантов слова для записи учителем не даются. Учащиеся должны сами, исходя из смысла и рифмы двустишья или четверостишия, найти подходящие по смыслу слово и записать его, применив к нему изучаемое правило.

Самодиктанты интересны тем, что, кроме решения орфографической задачи, они занимательны для учащихся, вносят эмоциональную разрядку в урок, развивают элементы творческой сообразительности.  

Комментированное письмо.

Комментированное письмо используется с 3 класса. Сложность его в том, что орфографический анализ слова и его запись должны протекать одновременно и достаточно быстро.

Методика проведения.

      1. Объяснение правила написания слова.

      2. Проговаривание слова по слогам.

      3. Запись слова.

      4. Проверка написанного.

Комментированное письмо – важный и нужный вид работы, так как позволяет добиваться осознанного применения правил, тренирует быстроту реакции учащихся, активизирует слуховые, речедвигательные, моторные и зрительные анализаторы.

Контрольный (проверочный) диктант.

Контрольные диктанты предназначены для проверки и учёта знаний учащихся. Этот вид диктанта даёт сведения о степени усвоения тех или иных орфограмм и помогает построению плана занятий на последующие уроки.

Контрольный диктант является самым напряжённым видом работы для детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому время его проведения не должно превышать 20-30 минут в зависимости от состава учащихся и года обучения. Не следует проводить диктант на последующих уроках, когда общее утомление учащихся не позволит выявить точную картину их умений.

   Методика проведения.

1. Текст дважды читается учителем.

2. Выясняется понимание учащимися содержания прочитанного.

3. Запись и проверка каждого диктуемого предложения.

4. После окончания диктанта текст ещё раз прочитывается для внимательной проверки написанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока -Контрольный диктант"Снеговик" и его анализ.

Диктант "Снеговик" рекомендован для проведения в 3 классе при изучении темы "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"...

Методические рекомендации № 2. Диктант.

В данном материале содержится информация  о различных видах диктантов, методике проведения диктантов....

учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс"

Учебно-методическая подборка диктантов по теме " Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 2 класс" направлена отработку навыков письма парных согласных, безударных гласных, раздели...

Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы

Сборник заданий для устного счёта в начальных классах...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Методическая разработка по русскому языку "Зрительные диктанты"

Зрительные диктанты способствуют формированию навыка беглового чтения, раэвитию внимания, зрительной памяти....