Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Синицына Надежда Витальевна

Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых интересных форм работы для эффективного усвоения учебного материала в разделе "Состав слова" по русскому языку в 3 классе. В пояснительной записке кратко представлено описание значения применения знаково-символических систем в обучении, методы использования разработанной схемы. В приложении приведён конкретный фрагмент урока  по теме "Обобщение и систематизация знаний о составе слова", с использованием данной схемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_met._razrabotke.docx70.96 КБ
Файл prilozhenie-fragment_uroka.docx148.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к методической разработке по русскому языку:

« Использование схемы "Река слов"в разделе-"Состав слова.", с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.

Синицына Надежда Витальевна,

учитель начальной школы

 ГБОУ школы № 167

 Центрального района

г. Санкт- Петербурга

Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе и в вузе, в частности, все возрастает. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.

Информация может быть представлена не только в устной и письменной форме естественного языка, но и в условных формах: схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. В каждой науке есть своя научная символика. И детей нужно научить переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие. Совершенствование семиотической функции у детей будет способствовать полноценному формированию знаний.
         Значение знаково-символического развития детей, начиная с первых классов, педагогика признает безапелляционно.

Наибольший эффект может  быть, естественно, достигнут при условии, когда знаково-символическая система используется в школе в единой системе при изучении всех предметов. Знаково-символические средства, как правило, вводятся учителем эмпирически, на чисто интуитивном уровне как обозначения отдельных объектов и понятий.

Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Одним из важнейших этапов развития знаково-символической деятельности является-

Схематизация - знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка в реальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно в двух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реального плана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок "видит" сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальности посредством схемы.

 Схемы выступают средством ориентировки в действительности.

В схематизации  знаково-символические  средства выполняют ориентировочную роль, заключающуюся в структурировании реальности, обнаружении связей между явлениями. В схематизации в качестве заместителя реальных объектов выступают схемы.

Схемы структурируют реальность определенным образом, выделяя элементы и их взаимосвязи в ней. В структуре схематизации как деятельности можно выделить такие составляющие ее операции, как предварительный анализ, построение схемы (или восприятие готовой схемы) и работа с реальностью при помощи схемы.

В результате проведенного обучения познавательная деятельность детей качественно изменяется:

          -      это проявляется в смене общей познавательной позиции: от внешней, поверхностной стороны вещей ребенок на основе схематизации проникает в структуру вещей. Каждое отдельное свойство получает свою определенность, а между существенными элементами ситуации в схематическом  виде  устанавливаются внутренние отношения;

 -    перестраиваются процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, они становятся произвольными (управляемыми);

  -    схематизация раздвигает границы познания, у ребенка расширяются возможности разнообразных способов проявления своей активности;

-   меняется сам подход к познавательным задачам, появляется тип предварительной ориентировки в задании;

-     переход к схематичному выражению своих знаний помогает ребенку выделять характерные черты предметов и строить на этой основе их полноценные группировки, а затем сознательно применять эти приемы для запоминания;

 -  схематическое обобщенное запоминание разных  видов  наглядного и вербального материала приводит к росту показателей словесно-логических компонентов познавательных процессов, что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности  в ходе школьного обучения.

При проведении уроков русского языка часто используются схемы.

В уроках русского языка  в разделе «Состав слова», 3 класс, обычно используются традиционные знаково-символические изображения (знак корня, приставки, суффикса, окончания и основы слова), а так же помогает обучению уже известная всем схема -«Дерево однокоренных слов». http://www.playing-field.ru/img/2015/052110/4028840

В поиске новых интересных форм работы на уроках, для наибольшей эффективности усвоения учебного материала, в рамках данной темы, я сконструировала схему «Река слов».

Данная схема позволяет учащимся как самостоятельно заниматься словообразованием, подбирая необходимые части слов, так и с помощью педагога, из заданных на схеме частей слов, образовать новые слова. Так же схема является звеном интеграции двух предметов: русского языка и окружающего мира, т.к. даёт возможность закреплять  знания не только по составу слова, но и из области географии- схему речной сети.

Схема «Река слов» предлагается к использованию на разных этапах изучения состава слова, как при изучении нового материала, так и для закрепления знаний по теме, обобщения, отработки навыков у учащихся.

Использование знаково-символической системы , подобных схем, позволяет вместить в урок большее количество разносторонних и разноуровневых упражнений, облегчить усвоение учебного материала, а так же сформировать большую заинтересованность в учебной деятельности учащихся.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
    процессе. (Психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д., 2003.
  3. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010
  4. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Т.6. – М.: Педагогика, 1984. – 458 с.
  5. Леонтьев А. А. «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии», Москва – Воронеж, 2004, с.309.
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. - М., 1999
  7. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: МГУ.1988. – 286 с.
  8. Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010. – 348 с
  9. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание, 1984.

Интернет-источники

  1. http://comenius8.narod.ru/conferens/dnc2009/smolnikov.htm
  2. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-znakovo-simvolicheskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-proektnogo-obucheniya
  3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=288
  4. http://www.math.spbu.ru/user/gran/herz2010.pdf
  5. http://www.ceninauku.ru/info/services/services/page_11951.htm


Предварительный просмотр:

Фрагмент  открытого урока

«Русский язык»

(Канакина В.П.)

3 класс

Тема: «Обобщение и систематизация знаний о составе слова»

(№  52-по планированию)

VI.этап. Обобщение и систематизация знаний.

Образование новых слов с помощью суффиксов.

1) Образование новых слов с помощью приставок.

– А теперь к нам в гости пришли механик Винтик и его помощник Шпунтик. Послушайте, что они нам кричат. Они нас зовут с собой в путешествие по реке к морю, которое называется «Море слов». А течет к нему необыкновенная река-«Река слов», в которой образуются слова. (название впадающих рек – это название приставок и суффиксов, название истока –это корень слова). Ученики работают по схеме, подбирая к корню подходящие приставки и суффиксы, результаты словообразования записывают.

Схема «Река слов»

2) Работа в группах:

I группа, образуйте как можно больше слов с помощью приставок и суффиксов с корнем -ШЁЛ- ЛЕС-

II группа – с корнем -ХОД- ЦВЕТ-

III группа – с корнем -БЕГ- СКАЗ-

Проверка.

3) Подобрать слова, подходящие к схемам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с применением технологии исследования во 2 классе

Тема урока: "Имя прилагательное". На уроке идёт обобщение знаний об имени существительном, проводится наблюдение над именами прилагательными. Урок способствует развитию мыслительной и творческой деяте...

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Открытый урок по русскому языку с применением ИКТ технологий

 Урок русского языка во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения.  Тема: «Употребление заглавной буквы в собственных именах         существительных»...

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ

Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Конспект урока урока по русскому языку. Тема: «Применение правил правописания: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением» УМК «Школа России» . 2 класс

Цели:формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.Планируемые результ...