Урок русского языка на тему: "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Веселова Лариса Николаевна

Цель урока: дать понятие о корне, как общей части основ родственных слов, сконструировать способ выделения в слове корня

Тип урока: Решение частных задач в теме: «Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r._yaz.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова.

Цель: дать понятие о корне, как общей части основ родственных слов, сконструировать способ выделения в слове корня

Тип урока: Решение частных задач в теме: «Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов»

Ход урока

Учебное действие

Учебное задание(содержание учебной деятельности)

Организация КРД

Варианты ответов детей

Фиксация результата

1.Создание учебной ситуации

1.Учитель читает стихотворение «Как растут слова»Е.Измайлов

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!

-В каком необычном саду мы сейчас побывали?

-Какие плоды нам принес словесный сад?

-Докажите, что данные слова являются родственными.

-Покажите отношение между родственными словами в виде модели.

-О чем рассказывает эта модель?

Молодцы, я убедилась, что вы знаете что такое родственные слова, а как хорошо вы умеете их находить мы это сейчас проверим

Учитель

Учитель

класс

Мы побывали в словесном саду

Он принес родственные слова.

Они образованы от одного слова сад и близки по смыслу

Р.сл.

О том, какие слова находятся в отношении родства: образованы одно от другого или совместно от одного слова

На доске

2.Решение частных задач

Задание на понимание полученного знания

3.Итоговая рефлексия

2.Прочитайте слова:

дом             гриб               нос

домашний  грибница     носик

квартира    грибы      носатый

домик     грибной  носильщик

-Выпишите только родственные слова.

Работаем по рядам

1ряд-1 столбик слов

2ряд-2 столбик слов

3ряд-3 столбик слов

Проверка работы.

1 ряд

-Прочитайте родственные слова, которые выписали. Все ли слова родственные? Докажите, что слова родственные.

-Какое слово оказалось лишним?

-Почему?

 2 ряд

-Прочитайте родственные слова, которые выписали. Почему не выписали слово грибы?

-Докажите, что слова родственные.

3 ряд

- Прочитайте родственные слова. Докажите, что слова родственные.

-Является ли слово носильщик родственником всем остальным? Почему?

-Поднимите руку те, кто справился с работой без ошибок? Молодцы.

-Какие знания вам потребовались, чтобы найти родственные слова?

-А как вы догадались, что данные родственные слова образовались от одного слова?

-Может быть у родственных слов есть что-то общее?

-Найдите  в родственных словах ту общую часть, которая указывает на родственность этих слов.

-Работайте в парах со своей группой родственных слов.

Проверка работы.

Какую общую часть нашли во всех родственных словах ребята в 1 ряда?

-Может кто-нибудь знает, как называется такая общая часть родственных слов?

(Дерево может помочь)

-Придумайте значок, с помощью которого можно выделить корень в словах графически.

Обсуждение в парах.

-Выделите корень в  родственных словах.

-Скажите, пожалуйста, корень в словах имеет одинаковое значение или разное?

-Вернемся к нашей модели.

-Надо ли её уточнять?

-Как это сделать?

  • Открываем учебник упр.281,с 57

Прочитайте текст. Выпишите в столбик родственные слова выделите в них корень.

Самостоятельная работа.

Проверка работы.

-Прочитайте родственные слова, которые выписали.

-Докажите, что данные слова являются родственными.

-Еще, по какому признаку можно сказать, что эти слова родственные?

-Что важного было на уроке?

-Что обнаружили сегодня на уроке?

-Довольны ли вы своей работой?

-За что я хочу похвалить себя или кого-то из одноклассников?

-Что было интересного на уроке?

-Трудно?

-Легко?

Учитель

Класс

Работа в парах

  • дом
  • домашний
  • домик

Квартира-лишнее, оно не родственное данным, т.к. образовано от другого слова.

  • гриб
  • грибница
  • грибной

Слово грибы- изменение слова гриб ,а не родственное данным.

  • нос
  • носатый
  • носик

Лишнее носильщик, т.к.смысл слова носильщик другой

Родственные слова образовались от одного слова, они близки по смыслу

У родственных слов есть одинаковая общая часть, состоящая из одинаковых звуков.

дом  гриб  нос

Такая общая часть, которая состоит из одних и тех же звуков называется корнем.

Люди договорились обозначать корень слова дугой сверху.

Одинаковое значение.

Р.сл.

голубятня

голубь

голубка

Данные слова образованы от одного слова голубь и имеют общий корень – голуб-

Одинаковый корень

Нашли общую часть для родственных слов-корень.

На доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...