Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тырина Наталья

Урок для учащихся 4 класса по теме "Именительный и Винительный падежи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imenitelnyy_i_vinitelnyy_padezhi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Именительный и Винительный падежи.

1. Чистописание.

 - Пропишите буквы, о которых я говорю:

В слове коридор звук, обозначенный этой буквой, согласный, звонкий, парный. (д)

В слове алмазный звук, обозначенный этой буквой, гласный ударный. (а)

В слове капитан звук, обозначенный этой буквой, согласный мягкий. (п)

В слове процесс звук, обозначенный этой буквой, гласный, ударный. (е)

В слове пассажир звук, обозначенный этой буквой, согласный, твердый, непарный. (ж)

- Проверьте себя (слайд 1), пропишите эти буквы до конца строки.

2. Словарная работа.

- Чем объединены все слова, которые прозвучали (слайд 2)?

- Это словарные слова.

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

- Какое из этих слов лишнее? Почему?

- Вернемся к буквам. Составьте из них слово. (падеж)

- Является ли слово падеж словарным?

- Да, в нем есть непроверяемая безударная гласная а.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Какая еще в этом слове есть орфограмма?

- Парный согласный ж.

- Проверьте эту орфограмму.

- Падежи, падежный.

- Какой способ проверки использовали?

- Изменяли форму слова и подбирали однокоренное слово.

- Чем однокоренные слова отличаются от форм слов?

- У однокоренных слов одинаковый корень, а у форм слов одинаковая основа.

3. Актуализация знаний.

- Какой частью речи является слово падеж?

- Имя существительное.

- Что такое имя существительное?

- Назовите постоянные признаки имен существительных.

- Непостоянные.

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- Соотнесите падеж с вспомогательным словом и вопросами (слайд 3).

- Как определить падеж имени существительного?

- Задать вопрос.

4. Изучение нового материала.

- Спишите предложения, определите падежи существительного кедр (слайд 4).

 

В питомнике растёт кедр.

Ребята выращивают кедр.

- Почему так произошло, что у кого-то И.п., а у кого-то В.п.?

- Потому что и в И.п., и в В.п. один вопрос что?

- Что вы можете определить по этому вопросу?

- Что это существительное неодушевленное.

- Какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?

- Как отличить неодушевленные имена существительные в И.п. от имен существительных в В.п.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Именительный и винительный падежи.

- Давайте пополним свои знания об именительном падеже. Откройте учебник на с.116. Прочитайте текст упражнения 130.

- Почему И.п. так называется?

- От слова имя в переводе с греческого и латыни.

- Что еще вы узнали из текста?

- Слово имя родилось в Греции и Риме; Именительный – это тот, который именует, называет; это основная форма существительного, т.е. начальная форма; преимуществом И.п. является то, что именно он является одним из главных членов.

- Каким же членом предложения являются имена существительные в И.п.? Докажите.

- Подлежащим, т.к. сказуемое выражено обычно глаголом.

- Давайте будем решать нашу проблему, как нужно действовать для распознавания этих падежей. Упр.133.

- Прочитайте выделенные слова. Что в них общего?

- Это существительные, неодушевленные, отвечают на вопрос что?, имеют нулевое окончание.

- Спишите предложения.

- А теперь найдите грамматическую основу и определите падеж выделенных существительных. Работаем с комментированием.

- Внимательно посмотрите на те существительные, с которыми мы работали. Какой вывод вы можете сделать?

- Имена существительные в И.п. являются в предложении подлежащим, а в В.п. – второстепенным членом.

- Давайте проверим наши предположения, прочитав вывод в рамке на с.120. Прочитайте первый абзац.

- К правильному выводу мы пришли?

Физкультминутка.

- Продолжим учиться различать И.п. и В.п. имен существительных в предложениях. Упр.134.

- Прочитайте отрывки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (сначала 1, потом 3, потом 2).Определите падеж выделенных существительных.

- Сравните выделенные слова во втором отрывке (море, на море). Что заметили?

- В В.п. есть предлог на.

- Есть ли у существительных в И.п. предлоги?

- Нет.

- Какой вывод можете сделать?

- Существительные И.п. употребляются без предлогов, а В.п. могут употребляться без предлогов и с предлогами. 

- Проверяем наши предположения по правилу. Прочитайте второй абзац правила.

- Что нового вы узнали из правила.

- Имена существительные в В.п. употребляются с предлогами в, на, за, под, про, через.

- Запишите предлоги винительного падежа.

- Передайте содержание правила с помощью схем.

               И.п.                                            В.п.

        Подлежащее                         Второстепенный член

        Без предлога                            Без предлога +

                                                      в, на, за, под, про, через

- Вернемся к проблеме урока (слайд 4). Теперь вы можете точно определить падежи существительного кедр?

- В питомнике растет кедр. В предложении говорится о кедре, это подлежащее, значит в И.п.

- Ребята выращивают кедр. В предложении говорится о ребятах, ребята это подлежащее, значит кедр – второстепенный член, а значит В.п.

5. Закрепление.

- Возьмите карточки, определите падеж выделенных существительных.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

- Проверьте по эталону (слайд 6). Кто справился с заданием без ошибок?

- А теперь самостоятельно поработайте с упражнением 136. Какое задание вы будете выполнять?

- Предыдущее задание вы проверяли сами, а это задание проверю у вас я.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Продолжите фразы (слайд 7).

Я узнал…

Я научился…

Я смогу…

7. Домашнее задание.

с. 135 упр.3

Списать текст, определить падеж выделенных существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....