Прием лингвистического исследования в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Петухова Татьяна Александровна

Описание применения поисковых методов обучения при изучении темы "Однородные члены предложения" в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прием лингвистического исследования при изучении темы

«Однородные члены предложения»

      Особая роль в формировании познавательных УУД отводится приему лингвистического исследования, что создает условия для развития у детей умения сформулировать проблему и самостоятельно найти способы решения.      

      Обучение происходит через разрешение проблемных ситуаций и выполнение творческих задач. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, выявляет скрытые языковые способности младшего школьника. Дети учатся видеть и осознавать языковую проблему, подбирать возможные способы ее решения, останавливаться на оптимальном варианте. Для них процесс учения превращается в цепь «открытий», дающих радость познания. Пробуждается и поддерживается интерес к русскому языку.

      Прием лингвистического исследования при изучении понятия «предложение» может применяться уже с 1 класса (например, когда дети решают на уроке, как на письме оформлять предложение, как обозначить его начало и конец, когда знакомятся со знаками препинания и их функцией в языке). Учитель помогает детям ставить познавательную цель, подбирает языковой материал для наблюдения и исследования, организует этот процесс, оказывает при необходимости помощь в ходе решения обозначенной задачи и в оформлении результатов исследования, помогает сформулировать выводы и обобщения.

      Прием лингвистического исследования может сочетаться с методом конструирования . Используются модели, схемы, условные знаки, строятся и перестраиваются синтаксические конструкции, ведется наблюдение за изменением не только структурной формы предложения, но и его семантики.

      Прием лингвистического исследования может сочетаться со сравнительно-историческим методом (параллельное изучение в начальной школе неродного языка, например, английского, дает материал для сравнения различных видов предложений, их структуры, способов выражения и оформления на письме чужой речи).

      Далее рассмотрим, как может использоваться прием лингвистического исследования при изучении в 4 классе темы «Однородные члены предложения»

  1. Проблемная ситуация создается при анализе детьми предложений, если
  • слово, к которому относятся однородные члены, оторвано от них:

Мы видели дом у голубой реки, солнце над полем, стаи улетающих птиц.

Сестре и брату к учебному году дядя Егор подарил новые альбомы.

  • однородные члены выражены разными частями речи:

Я иду по лесу тихо, с остановками.

  • при однородных членах есть повторяющиеся слова, на которые падает логическое ударение

Пассажиры сами опускали деньги в кассу и сами отрывали билеты.

  1. Учебник (УМК «Гармония», М.С.Соловейчик) знакомит учеников с союзами при однородных членах И, А, НО. В качестве углубленного изучения данной темы можно рассмотреть одиночный или повторяющийся союз ИЛИ, предложив методику перестройки предложения:

На обед мама готовит суп, котлеты и пирог.

-Замените союз И на ИЛИ. Что получится? Изменился ли смысл предложения? Какое значение внес союз ИЛИ? (В первом случае мама приготовит 3 блюда, а после изменения только два блюда. Союз ИЛИ вносит значение выбора- или одно, или другое.)

-Посмотрите, ставится ли запятая при одиночном союзе ИЛИ? Составьте схему, чтобы лучше это запомнить.

_Попробуйте в этом предложении при каждом однородном члене поставить союз ИЛИ. Что произойдет? (На обед мама приготовит или суп, или котлеты, или пирог. – какое-то одно блюдо. Смысл изменился.) Запомните, как ставятся запятые при повторяющемся союзе ИЛИ, составьте схему.

  1. Упражнение на составление предложений из «рассыпанных» слов важны, так как неправильное построение предложения нарушает его смысл, его коммуникативную функцию.

Воде, лодки, по, яхты, и, плывут.

(По воде плывут лодки и яхты. По воде плывут яхты и лодки.)

-У кого правильно? (Возможны оба варианта).

-Почему в предложении нет запятой?(Одиночный союз И)

- Можно убрать союз?(Можно, смысл не изменится)

-Всегда ли не важен порядок следования однородных членов в предложении? Обратите внимание на предложение:

Солнце взошло и заглянуло в окна домов.

-Найдите однородные члены. Попробуйте поменять их местами.( Солнце заглянуло в окна домов и взошло.)

-Нравится вам предложение? (Нет, оно неправильное, нарушился смысл, нарушилась логическая последовательность событий)

-Придумайте сами предложение, где можно поменять однородные члены местами, и где этого сделать без ущерба смыслу нельзя. (На небе светили звезды и луна.- Можно. Луна выплыла из-за тучи и посеребрила воду. –Нельзя)

-Сделайте вывод, можно ли менять местами однородные члены в предложении. (В одних случаях можно, в других нельзя).

4. Упражнения на моделирование предложений с однородными членами творческого характера:

-Придумайте предложение к схеме:

(Озорные, шумные, весёлые дети рисуют.)

-Можно ли переместить «веер» однородных членов в этой схеме?

( Детский опыт подсказывает, что определения не могут зависеть от сказуемого)

-Что тогда в схеме надо изменить, чтобы она была верной? Какие однородные члены могут зависеть от сказуемого?

(Дополнения и обстоятельства.)

-Как тогда будет выглядеть схема предложения? Придумайте к ней свои варианты предложений.

(Дети рисуют лес, дом, тропинку. – предложение с однородными дополнениями.

Дети рисуют старательно, аккуратно, прилежно.- предложение с однородными обстоятельствами.)

-А если мы изменим второе ваше предложение так: Дети аккуратно, прилежно, старательно рисуют. Изменится ли смысл? Изменится ли строение предложения, его схема?

(Нет, схема не изменится, однородные обстоятельства по-прежнему относятся к подлежащему «дети». Смысл тоже не меняется, но разное построение предложения необходимо в разных речевых ситуациях)

-Что поменяется, если предложение будет звучать так: Аккуратные, старательные, прилежные дети рисуют.?

(Изменится и схема – однородные обстоятельства сменились определениями, относящимися к подлежащему дети. Изменится и смысл: эти дети прилежные, аккуратные и старательные всегда, а не только, когда рисуют.)

-Но давайте вернемся к тому, что вы сказали, что определения никогда не относятся к сказуемым. Это не совсем точно. В нашем языке много интересных тайн. Разберите по членам предложение и посмотрите как они связаны: Книги – верные, надежные друзья.

(Сказуемое выражено именем существительным. Друзья (какие?) верные, друзья (какие?)надежные. Однородные определения относятся к сказуемому «друзья».)

-А к каким сказуемым действительно никогда не относятся определения?

(Определения не относятся к сказуемым, выраженным глаголами. Могут определения относится к сказуемым, выраженным именами существительными.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический турнир 3 класс

Лингвистический турнир по русскому языку составлен для 3 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический турнир" 4 класс.

Внеклассное мероприятие по русскому языку  "Лингвистический турнир" предназначен для учеников 4 класса. В ходе мероприятия ученики выполняют различные задания в игровой форме....

Карта лингвистического развития 1 класс

Крта для портфолио ученика. Помогает формировать самооценки ребенка, отслеживать учителю динамику, а также родителям видеть результаты детей....

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...

Конспект урока по математике "Вычислительный прием 30-7", 2 класс

Конспект урока по математике "Вычислительный прием 30-7"....

Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование)

Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование) , УМК «Гармония»,  4 класс...

Карта лингвистического развития (1 класс)

Карта для портфолио ученика. Помогает формировать самооценку ребенка, отслеживать учителю динамику, а также родителям видеть результаты детей....