Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"  к учебнику  Зеленина Л.И. Хохлова Т.Е., самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) __Пирязева Ольга Николаевна_________________________

Предмет _учитель начальных классов_____________________Класс  3_____________________

Тема урока «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик».______________________ (При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период. Схема урока является примерной, т.к. его структура зависит от специфики учебной деятельности по освоению определенного типа содержания образования).

1. Организационный момент, включающий:

•        постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

•        определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

•        описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных  особенностей класса, с которым работает педагог)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Игра «Пожелания веселых пальчиков» .

Цели:

1.Формировать    навыки умения   определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами  – ек,  - ик.

2.Формировать   способности самостоятельного  формулирования выводов  учащимися  при решении учебной  проблемы

3.Воспитывать любовь и сострадание  к птицам

Урок русского языка, 3 класс.

Учебник «Русский язык» 3 кл., (автор Л.М. Зеленина и др

Медиапроектор.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

•        описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

II.Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

Прочитайте слова с доски  и вставьте пропущенные буквы.

С_ рока, с__ница, в_ рона, в_робей, с_ловей.

Медиапроектор

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Птицы

Зимой

В слове «птичек»

Не знаем  какую гласную писать : е или и?

Разобрать слово по составу. ( Учащиеся производят разбор слова

В суффиксе.

Безударный.

Надо.

Правописание суффиксов –ик,-ек

Научиться писать слова с суффиксами –ек, -ик

Дети работают в парах.

В слове кузнечик во мн. ч. Буква и в суффиксе остается, а в слове сыночек во мн. ч. буква е «убегает».

Дети высказывают предположения

В учебнике.

Да.

Да.

В какую группу можно объединить эти слова?

В какое время года птицам трудно добывать корм?

Составьте предложение о том, как мы можем помочь птицам зимой.( дети устно составляют предложения).

Учитель предлагает записать предложение составленное учеником.

Письмо с сомнением.

Дети мастерят  кормушки для птич…к.  ( один ученик работает за доской).

Проверка.

У кого возникло сомнение? В каком слове?

 В чем затруднение?

Давайте выясним , в какой части слова находится наша проблема? Что нужно сделать?

 В какой части слова у нас сомнение?

 

 Укажите ударный или безударный гласный звук в суффиксе?

.

Как вы думаете, надо ли проверять безударный гласный в суффиксах – ек, - ик?

.

Какова наша тема урока?

 

Какую поставим цель?

IV. Поиск решения учебной проблемы.

У. Я знаю, что вы любите исследовать и наблюдать.

(работа по таблице в учебнике)

Исследуйте и понаблюдайте за суффиксами в словах. Что вы заметили, увидели?

Сделайте вывод, в каких случаях надо писать – ек , а в каких –ик? ().

Где можно проверить наш вывод?

Чтение правила из учебника ( стр. 133).

 Наше предположение совпало с правилом?

Давайте определим шаги наших действий, составим алгоритм.

В начале урока у нас возникло сомнение, какую гласную букву надо писать в суффиксе в слове птичек. Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Учащиеся вставляют гласную е в слове птичек, используя алгоритм.

У доски.

Медиапроектор

Составление алгоритма на доске.

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

•        постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

•        определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

•        описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Правило и алгоритм

Научиться писать слова с суффиксами – ек, -ик.

Да.

нет

На партах лежат конверты с заданием. Ученик выбирает карточку и выполняет задание.

Проверка с доски.

У кого нет ошибок, поставьте +.

У кого были ошибки, поставьте -.

Кто сомневался -?

Работа по учебнику.

(стр. 133, упр. 109).

Что помогло нам правильно определить гласную в суффиксах?

VIII.Итог урока.

У. Какую цель ставили в начале урока?

Смогли ли мы её решить?

 А за один урок мы научились правильно писать суффиксы?

.

 На следующих уроках мы продолжим работу по написанию суффиксов – ек, -ик. в словах.

5. Задание на дом, включающее:

•        постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

•        определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

•        определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Анализ урока русского языка  в 3 классе .

Учитель : Пирязева О.Н.

Тема урока «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик»(уч. Зеленина Л.И. Хохлова Т.Е.)

  1. Цели урока:

 1.Формировать    навыки умения   определять, какую гласную следует писать в словах с суф-фиксами  – ек,  - ик.

2.Формировать   способности самостоятельного  формулирования выводов  учащимися  при решении учебной  проблемы

3.Воспитывать любовь и сострадание  к птицам.

2. Учитель и учащиеся готовы к уроку. Использованное оборудование: медиапроектор, карточки.

3.  Усвоение знаний происходит при групповой форме работы   с учебником (где учащиеся при исследовательской работе сами формулируют правило). Учитель использует на уроке исследовательский метод обучения. Тип урока- изучение новой темы. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ.

  1. Методика проведения различных частей урока.

Организационный момент начался с психологической   игры «Пожелания веселых пальчиков», которая настроила детей на позитивное восприятие.

 При опросе домашнего задания была проведена словарная работа, она и подвела детей к следующему этапу рока, к изучению  новой темы. На этапе изучения новой темы была выполнена воспитательная цель урока, проходила беседа, как нужно помогать птицам зимой и  учитель подвел детей к постановке проблемы.  На этом этапе урока учащиеся сами назвали тему урока и поставили для себя задачи. Решением этой проблемы стала исследовательская работа. В учебнике дети работали с таблицей  и сами вывели правило о написании суффиксов –ек и –ик в словах. В ходе исследовательской работы учитель предлагает алгоритм решения данной проблемы. При закреплении данной темы использована индивидуальная работа учителя со слабыми учащимися и сильными учащимися, которым дана дополнительная работа (карточки). При итоге урока учащиеся самостоятельно сформулировали вывод  урока, какие задачи ставили  в начале урока.

5. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

Хорошая дисциплина учащихся. Дети на уроке активно работают, проявляют интерес к занятиям при разном уровне подготовленности. Атмосфера на уроке доброжелательная.

7. Учитель хорошо подготовлен к уроку. Знает теорию обучения и воспитания учащихся, Умеет  применять свои знания на уроке; речь учителя грамотная; взаимоотношения учителя с классом хорошие.

8. Общие результаты урока:

Достигнута образовательная, воспитательная и развивающая цели. План урока выполнен.

Общая оценка урока хорошая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Урок русского языка 3 класс «Проверка слов с двумя безударными гласными в корне»

Данный материал (урок и презентация) можно использовать в 3 классе по УМК "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка. Тема: Способы проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными. 3 класс

В представленном конспекте урока дан материал о способах проверки написания слов с парными по звонкости / глухости согласными...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...