Практические задания для повышения творческой активности на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данная подборка практических заданий позволит развивать речь, делать ее наиболее грамотной, знакомить с устным народным творчеством. Можно использовать вначале урока на этапе актуализации знаний. Данная подборка практических заданий позволит развивать речь, делать ее наиболее грамотной, знакомить с устным народным творчеством. Можно использовать вначале урока на этапе актуализации знаний. Данная подборка практических заданий позволит развивать речь, делать ее наиболее грамотной, знакомить с устным народным творчеством. Можно использовать вначале урока на этапе актуализации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Н. Островский

Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.

Ф. Достоевский

В настоящее время главным в образовании является не столько  овладение суммой знаний ,сколько развитие творческого мышления  школьников , формирование умений и навыков самостоятельного поиска , самоактуализации,  самоутверждения и самореализации творческих способностей. Использование творческой активности (творчества) на уроках русского языка ,бесспорно, обладает  большими развивающими возможностями .Объясняется это тем, что при творческой работе у учащихся формируется грамотность ,основные знания закрепляются, лучше усваиваются .Происходит развитие умения уточнять лексическое значение слова ,усваивать различные виды орфограмм расширяется и обогащается активный словарный запас ребёнка.

Сегодня по отношению к образованию стоит проблема в том, что мы наблюдаем снижение общей культуры учащихся , грамотности, интереса к предмету ,к чтению, отсутствие нравственного ориентира .      

        Хорошо известно, что развитие творческого мышления обеспечивается не воспроизведением ребенком известных образцов действий, а формированием у него способности комбинировать перегруппировать, рассматривать что-то с разных точек зрения, прибегать к ассоциациям. Чем богаче ассоциации, тем свободнее чувствует себя ребёнок, исполняя практические задания, и тем выше его познавательная активность.    

     Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Между развитием интереса ребёнка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. С другой стороны, знания побуждают ребёнка к размышлению. Прочные знания – основа активности ребёнка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значить знать».                                                                                    

         Исследования по данной теме мы проводили в школе №3 города Суража в 4 классе .Проблема развития грамотного письма всегда остаётся одной из важнейших в школе, поэтому нами были поставлены задачи :

1)выявить уровень грамотности учащихся на основе анализа полученных результатов их самостоятельных работ;

2)на основе подобранных творческих заданий повторить изученные орфограммы, тем самым развивать грамотность учащихся;

3)проанализировать повторную самостоятельную работу и сравнить результаты с предыдущей;

4)сделать выводы по проведенной работе.

         Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе – констатирующий эксперимент: при помощи самостоятельной работы на уроке русского языка выявили уровень грамотности учащихся и провели анализ полученных результатов эксперимента.

На втором этапе – формирующий эксперимент: на основе подобранных творческих заданий ,методов и приёмов работы над ними ,повторяли изученные орфограммы ,тем самым развивали грамотность младших школьников .

На третьем этапе – контролирующий эксперимент: проведение повторной самостоятельной работы, целью которой является сравнение полученных результатов  с результатами констатирующего эксперимента.

           Констатирующий эксперимент.

Цель- выявление реального уровня грамотности младших  школьников.

Содержание эксперимента :

Эксперимент проводится в форме самостоятельной работы по написанию слов различных орфограмм :безударные гласные в корне слова; корни с чередующимися гласными ; окончания имён прилагательных , существительных ,глаголов; не с глаголами; предлоги с разными частями речи ; о-ё после шипящих ;правописание приставок и суффиксов наречий; написание в глаголах  -тся и ться,а так же правописание словарных слов.

     Задания были подобраны в соответствии со следующими требованиями :

1)задания должны быть понятны ребёнку,то есть содержать понятную для него лексику ;

2)содержание должно соответствовать возрастным особенностям детей и рассчитано на средний уровень ученика;

3)при выполнении работы должны совершенствоваться умственные, мыслительные операции.

Были допущены ошибки :

 1.Правописание гласных в корне слова ,проверяемых ударением(7 ошибок):прилетели,золотое,кормушка,деревья.

2.Правописание гласных в корне слова , не проверяемых ударением(10 ошибок):фанера, хорошо ,в коридоре.

3.Правописание окончаний имён прилагательных(4 ошибки):большого дома, просёлочная дорога.

4.правописание не с глаголом(8 ошибок):не боится.

5.Правописание тся-,ться-(5 ошибок): не боится.

6.Правописание о-ё после шипящих и ц в корне слова(4 ошибки):пошёл,жёлтые.

7.Правописание чередующихся гласных  в корне слова(4 ошибки):на заре , выросла.

8.Правописание наречий(6 ошибок):вправо.

9.Правописание приставок (4 ошибки):Проселочная, пошел.

Уровень знаний учащихся находится на……………………………………..

Процент качества-56%

Процент успеваемости-94%

 Средний балл-3,6

Анализ работ учащихся показал, что следует поработать над следующими орфограммами: правописание гласных в корне слова ,проверяемых и непроверяемых ударением, над правописанием окончаний имён прилагательных, наречий, не с глаголами, над правописанием чередующихся гласных.

Формирующий эксперимент

Цель: Закрепить знания по написанию слов с изученными орфограммами на основе путей повышения творческой активности .

Содержание эксперимента: Входе данного эксперимента нами целенаправленно и систематически применялись индивидуальные занятия с различными видами упражнений занимательного , обучающего , аналитического характера ,объяснение материала. Были использованы разноуровневые творческие упражнения для развития грамотности учащихся.Проводились различные формы работ ,использовали различные методы и приёмы для повышения творческой активности школьников:

1.Словарно-орфографическая работа.

Отгадать загадку .Записать её ,обозначив все орфограммы.

                         Рассыпался горох

                         На семьдесят дорог,

                         Никто его не подберёт:

                         Ни царь,ни царица

                         Ни красная девица.

                                                 (Град)

2.Коллективно-индивидуальная работа.

       На доске:

Я вышел из дома ран…  весенн… утром.На син… небе аллела заря.В прохладн… воздухе пахло сыростью.Кричал кулик на соседн… болоте.Квакали лягушки.За лесом вставало золотист… солнце.

Вот вся окрестность залилась ярк… светом .Я дошё до стар…  парка и сел под больш… дубом .Я люблю любоваться картиной тих… утра.

-  Прочитайте текст (учащиеся читают вслух по одному предложению).

- Спишите,вставляя окончания прилагательных.

- Составить своё предложение со словом заря, золотистый или залилась.

- Проверим  как справились  с заданием (учащиеся объясняют написание окончаний,исправляют ошибки).

3.Индивидуальная работа.

Работа по карточкам(2 ученика):Вставить пропущенные буквы ,изменить словосочетания в родительный падеж.

Злой в…лшебник, …ктивный уч…ник,с…р…бряный крест, бурная ф…нтазия,ж…лтый лист, инт…ресная в…кторина,т…ржественный в…ч…р, сложный п…роль.

4.Словарная работа.

Словосочетания под диктовку: Висит в коридоре, приближается ураган,кормушка из фанеры, колосья тяжёлые, пошёл вправо,засеять огород,ярко сверкает, хорошо знаем,честное слово, фиолетовый цвет.

5. Работа над пословицей.

Глядит  чужими глазами ,слушает  чужими ушами.

- Объясните смысл пословицы.

- Запишите пословицу , объясняя  орфограммы, подчеркните их.

6.Творческие задания и задания на развитие мышления ,орфографическую зоркость, формирование орфографических навыков:

1) написать мини-сочинение на тему «Весна пришла!»(задание даётся 2-3 ученикам,в то время когда остальные работают над более простыми упражнениями,затем все учащиеся оценивают работы,дополняют);

2)подбери все проверочные слова к слову   м…лчаливый-……;

3)укажи буквы,которые надо писать в словах(а,о,е,и,я)

П…ссажир,г…ризонт,б…седа ,в…кзал,вч..ра.

4)расшифровать слова :

2,6,18,7,9,1(берёза)

12,13,7,15(клён)

16,19,10,15,1(осина);

5)допишите предложения:

Трактор шумел,как…..

На солнце засверкали ягоды земляники,словно….

6)найдите лишнее слово,на доске:

Учебная ,сосновые,гладкие.

7)отгадайте слова:

РАОГФИБИЯ(Биография)

НАЦИТОИНЯ(Интонация)

-Что общего у этих слов?

-Объясните значение этих слов?

7.Различные виды диктантов.

 8.Обучающее изложение «Пёс и черепаха»

9. Упражнения  для формирования фонетических понятий.

а) Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста,...рех.

б) Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес,билет,язык.

в) Запишите слова, начинающиеся на букву р (т,м,о ит.д.)

г) Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..

д) Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

е) Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

ж) Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-».

(город, горох, гореть, горизонт)

          И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

         Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из книжек в норку утащили.

..суда,..реза,..сква.

     Известно, что дошкольники не просто усваивают предложенные взрослыми знания – они вносят в этот процесс свой собственный опыт, который взаимодействует с новой информацией, а вот так рождаются новые догадки, предположения – новые знания. Это бесценный материал для активной мыслительной деятельности, которая и может вывести ребёнка на путь осмысленных суждений, размышлений.

     Развитию воображения способствует такая организация деятельности детей, при которой воспитатель оставляет за ним право самостоятельного решения определённого задания, или даёт возможность исполнить его разными способами. При условии талантливой воспитательной работы развитие воображения положительно влияет на общее развитие ребёнка и на развитие его познавательной активности.

     Известно, что дети запоминают много и легко. То, что привлекает, вызывает интерес, имеет определённую ценность для ребёнка, запоминается наилучше. Работа над реализацией задачи в отношении развития интереса, познавательной активности ребёнка, необходимо одновременно создавать условия для обогащения непроизвольной памяти ребёнка. Важным механизмом тут является переживание радости «открытия», познание нового, удивление, удовлетворение, увлечение. Они подкрепляют интерес к объекту познания, к деятельности и повышают продуктивность непроизвольного запоминания.

Контролирующий эксперимент.

Цель: сравнить результаты среза с результатами ,полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Содержание эксперимента: Контрольный срез проводился в виде аналогичной самостоятельной работы .

Форма и требования к проведению самостоятельной работы совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.

Были допущены ошибки:

1.Правописание гласных в корне слова ,непроверяемых ударением(3 ошибки) :фанера, в коридоре.

2.Правописание окончаний имён прилагательных (1 ошибка):большого дома.

3.Правописание  не с глаголами(1 ошибка): не боится.  

4.Правописание о-ё  после шипящих и ц в корне слова(1 ошибка):пошёл.

5.Правописание наречий(2 ошибки):вправо.

Процент качества-87%%

Процент успеваемости-100%

 Средний балл- 4,2

Анализируя практический эксперимент ,было установлено: в 4 классе уровень грамотности младших школьников повысился, благодаря творческой активности на уроках русского языка.

Средний балл по результатам констатирующего эксперимента увеличился на 0,6 по сравнению с результатами контролирующего эксперимента.

Процент качества увеличился на 31% по сравнению  с показателями процента качества контролирующего эксперимента.

Успеваемость составляет 100%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

   Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обуче...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Пути повышения творческой активности на уроках русского языка

Данная работа может помочь выявить пути повышения творческой активности на уроках русского языка. Она может быть полезна не только на уроках в начальной школе, но и для практических заданий в 5-6 клас...

Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента

Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента...

Развитие познавательной активности на уроках русского языка

Развитие познавательной активности на уроках русского языка. Принципы активизации познавательной деятельности. Способы активизации познавательной деятельности....

Развитие творчества и умственной активности на уроках русского языка. (Из опыта работы Колесниковой Елены Вячеславны , учителя начальных классов ГБОУ Школы № 2045 г. Зеленограда)

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.     Иоганн Вольфганг ГетеВ данной презентации представлены методы, формы и приёмы, используемые в практике на ...

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...