Пути повышения творческой активности на уроках русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данная работа может помочь выявить пути повышения творческой активности на уроках русского языка. Она может быть полезна не только на уроках в начальной школе, но и для практических заданий в 5-6 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 5

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент общего и профессионального образования Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Суражский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Пути повышения творческой
активности на уроках русского языка как
источник развития грамотности
младших школьников

Свентицкая Ольга Михайловна
Специальность 050709
Преподавание в начальных классах
32 группа
Руководитель:

преподаватель русского языка
Кашубина Тамара Ивановна

                                           Сураж, 2012

                                              План

Введение

Глава I. Научно-методический взгляд на развитие грамотного письма

  1. Грамотное письмо с психолого-педагогической точки зрения
  2. Методический взгляд на развитие грамотности русского языка

Выводы по I главе

Глава II. Пути повышения творческой активности на уроках русского
языка как источник развития грамотности младших школьников

  1. Особенности развития творческой активности на уроках русского
    языка
  2. Работа с пословицами, поговорками, загадками как источник
    развития грамотности младших школьников
  3. Творческие игры на уроках русского языка как средство
    формирования орфографического навыка
  4. Изложение и сочинение как разновидность формирования
    орфографического навыка

Выводы по II главе

Заключение


Введение

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее
стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться,
не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и
творческий подход к учению
".

Я.А. Коменский

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение
суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников,
формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки
информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации
творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации
учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической
революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и
сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий,
а
подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к
решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче
не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку
" в любом
деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Мы считаем, что именно в школе начинается процесс становления
качества творческой личности. И очень важно правильно организовать этот
процесс. Тема нашей курсовой работы: "Пути повышения творческой
активности на уроках русского языка как источник развития грамотности
младших школьников".

Актуальность  выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к
    предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира.

Следовательно, цель нашей работы - изучение путей повышения
творческих способностей детей, а именно тех аспектов, значение которых
необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога
начальных классов и русского языка, предложить банк идей, педагогических
находок для повышения творческой активности учащихся на уроках русского
языка. Для достижения этой цели перед нами стояло несколько задач:

  1. изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-
    педагогической литературе;
  2. выявить эффективные приемы развития творческих способностей на
    уроках русского языка в начальной школе;
  3. выявить основные компоненты творческих способностей на основе
    анализа литературы;
  4. выявить эффективность приемов развития творческих способностей
    детей на теоретическом уровне.

Объектом исследования данной курсовой работы является
педагогический процесс как способ повышения творческой активности
младших школьников на уроках русского языка.

В работе можно опираться на научные выводы автора многочисленных
работ по педагогике В
.Сухомлинского, который считает, что творческий
подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые
способности и таланты.

Предметом исследования являются приемы        формирования

орфографического навыка, основанные на творческой деятельности
учащихся.

К.Ушинский утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании
знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный
наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно
организовать учебный процесс. Использование приемов, повышающих
творческую активность учащихся, способствует формированию

орфографических навыков учащихся, развивает их мышление и память -
такова
гипотеза нашей работы.

В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы:
анализ научно-методической литературы, отбор и описание теоретической
выкладки приемов, систематизация точек зрения по этому вопросу.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих теорию
вопроса, заключения, списка литературы и приложения.


  1. Научно-методический взгляд на развитие грамотного письма

  1. Грамотное письмо с психолого-педагогической точки зрения

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной
стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им
так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная
школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных
неудач и огорчений. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка
,
быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом
общих умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и
частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у
учащихся навыков и умений. В связи с требованиями подготовки детей к
труду, к жизни, к активному участию в ней этот вопрос в современной школе
приобретает особую актуальность [36 ,348].

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека,
умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В
современном смысле это означает способность писать согласно
установленным нормам грамматики и правописания.

Для успешного развития учащихся не достаточно традиционных уроков
русского языка, потому как мало обучить детей правилам орфографии и
пунктуации, важно научить детей пользоваться этими правилами не
задумываясь, автоматически, а для этого необходимо создать благоприятные
условия для общего развития учащихся.

Навыки - автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в
ту или иную целенаправленную активность человека как средство
достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения
и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно


сложное действие, сознание все больше направляется не на способы
действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные,
интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается
самоконтроль [7,399].

Грамотное письмо - это речевая деятельность; каждый акт письма -
сложное действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так
или иначе отражает строй языка. Говоря о психофизиологической природе
орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и
рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и
речедвигательные (артикуляционные). Пишущий всегда отправляется от
слышимого слова, различает в нем основные звуки (фонемы), правильно их
произносит, и это в значительной мере обеспечивает правильный
графический образ слова. То есть, если ученик хорошо слышит слово, то и
правильно его пишет. Собственное произнесение слова учеником помогает
пишущему: проясняет звуко-буквенный состав слова, регулирует процесс
записи, содействует самопроверке написанного. Создавая текст, мы начинаем
сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся
его написать. Возможность контролировать отличает сознательно
сформированные операции от операций, возникших путём «прилаживания»
действия к определённым образцам.

Под сознательным письмом понимается письмо на основе
орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и
другие особенности слов. Было доказано, что успешность обучению
правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и
правильно осознают ученики особенности слова как языковой единицы.

В исследованиях психологов Д. Богоявленского, JI.M. Божович, Г.Г.
Граник и других раскрывается сам механизм формирования
орфографического навыка как образования временных связей. Так, при
формировании навыков правописания морфем слова эта же цепь ассоциаций


имеет в своем составе несколько звеньев: 1) слухо-артикуляционное
восприятие слова или предложения; 2) осмысливание смыслового и
грамматических значений, морфемного состава слова;
3) зрительное
представление - реакция письма.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников
орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать
психологическую природу орфографического навыка.

Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной
системы упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе
творческого их применения в изменяющихся ситуациях.

Составной частью основ методики обучения русскому языку являются
психология, ее концепции и конкретные учения, которые принципиально
важны для эффективной организации обучения младших школьников
русскому языку. При этом значимыми являются основные положения как
общей психологии (например, психологии памяти, восприятия, воображения
и другое), так и возрастной, в частности психологии младшего школьника.

Важнейшее понятие легло в основу фундаментальной психологической
концепции, разработанной
А. Н. Леонтьевым, является понятие
деятельности. С позиций этой концепции, на ее основе советскими
психологами созданы теории, играющие принципиально важную роль в
развитии любой методики. Одной из них является теория учебной
деятельности.

Этот термин не тождествен терминам «учение», «учебный процесс» и

другими. Учиться ребенок может и в игре, и в труде, и в непринужденном

общении с взрослыми; учебный процесс не всегда организуется «по законам»

учебной деятельности, имеющей свое содержание и определенную

структуру. Сегодня психологами, дидактами и методистами теория учебной

деятельности признается особо значимой. Опора на нее дает возможность

выйти на решение стратегической задачи современной школы: не просто

формировать у учащихся определенные знания, умения и навыки, а
обеспечивать развитие личности, то есть самостоятельность мышления,
желание и умение учиться.

В рамках теории учебной деятельности сложилась теория поэтапного
формирования умственных действий П.
 Я. Гальперина, она помогает
управлять процессом познания ребенка, подсказывает те этапы, по которым
его нужно провести, чтобы обеспечить правильное, надежное формирование
полноценных умственных действий. Напомним эти этапы:

  1. Предварительное знакомство с целью действия, то есть создание мотивов для
    формирования действия.
  2. Ориентировка в том, как это действие должно быть выполнено, то есть
    получение общего представления о способе действия, или, как говорят
    психологи, создание ориентировочной основы действия (ООД).
  3. Выполнение действия в материализованном виде, то есть с помощью каких-
    то внешних «опор»: условных знаков, моделей, таблиц, схем и так далее.
  4. Выполнение действия во внешней (громкой) речи.
  5. Выполнение действия с проговариванием про себя.
  6. Выполнение действия без всевозможных внешних и внутренних «опор», в
    умственной форме.

Вторая составная часть теории поэтапного формирования умственных
действий связана
с характеристикой типов учения. Наиболее эффективным
(дающим развивающий эффект, экономным) признается такой тип, при
котором способ действия не дается готовым, не предлагается в виде
конкретного образца, а выводится учителем вместе с учениками как
обобщенное руководство для всех подобных случаев [5,
21].

  1. Методический взгляд на развитие грамотности русского языка

Течение жизни все ускоряется, усиливается тревожность относительно
судеб наших духовных ценностей, осознаются существенные утраты в
области чистоты, богатства, культуры русского языка, его авторитета -
одного из самых развитых языков мира. Ведь язык народа - это не просто
система знаков, средство общения и информации, он - хранитель с
многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и
страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке
хранятся и в языке наследуются. Это сказки, пословицы. Это творчество
Н.
М. Карамзина, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, А. А.
Ахматовой,
JI. Н. Толстого.

Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить
эту задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро
обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью,
считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому
наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать
при письме.

Существует множество методических приемов, позволяющих
предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык
звукобуквенного анализа, самоконтроль. Если на каждом уроке школьник
активно работает, идет по пути самостоятельного познания науки о языке
(как и других наук), то и в процессе обучения складываются и закрепляются
соответствующие черты.

Учитель на уроках русского языка должен предстать перед детьми как
величайшая ценность, как достояние народа, средство творчества, как
средство мышления и выражения тончайших оттенков мысли, богатства
чувств, наконец, как стройная система закономерностей и правил,                


находящихся в состоянии непрерывного развития и обогащения [17, 200-
202].

Методика обучения грамотному письму формировалась в ХУШ-Х1Х вв.
первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория,
создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном
деле сделал
М.В. Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757).
Он систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся,
установил нормы, обсудил спорные вопросы. Велика заслуга в этой области
также
А.Х. Востокова, Ф.И.Буслаева, И.И.Срезневского. Нам большее
значение для становления методики имели труды Я
. Грота, особенно
«Русское правописание» (
1885), не утратившее своего значения до сих пор.

Обучение правописанию и его теория изначально, с XVIII в., опирались
на грамматику, на понимание этимологии, графической системы, на правила
как отражение закономерностей языки и его функционирования.
Сознательная деятельность учащихся на основе грамматических знаний,
подкрепляемая практической деятельностью - письмом, рассматривалась
как надежный путь к грамотному письму.

К середине XIX в. сложилось письмо, опирающееся на правила графики,
на грамматику, на традицию, на дифференциацию смысла.

Соответственно этому установилась и методика обучения правописанию
через сознательные операции, проверку написаний.

В конце XIX в. такое направление получило название грамматического,
поскольку в этот период заявило о себе иное, антиграмматическое,
направление, отрицавшее необходимость языковой теории для обучения
школьников грамотному письму.

С этих пор в методике правописания с большей или меньшей силой
разгорается спор. Пространство этой полемики имеет два полюса: с одной
стороны, сознательная, умственная деятельность ученика, опирающаяся на
языковую теорию, на правила, с другой стороны, опора на механическое

11


усвоение, на зрительное запоминание, на внутренние неосознанные
механизмы, на языковую интуицию.

В свете этой полемики особенно ценной оказывается позиция
К
.Ушинского. Великий педагог создал последовательную теорию
формирования навыков правописания. В его концепции сознательность и
автоматизм не противопоставляются, а рассматриваются как черты
различных этапов формирования навыка (по терминологии Ушинского,
«привычки
»). Ушинский в равной степени критически относится и к чисто
механической работе по усвоению правописания, и к чрезмерному
теоретизированию, но все же его установка: в основе навыка всегда лежит
сознательное действие. Он критиковал немецкого дидакта Бормана,
утверждавшего, что в основе орфографического действия лежит зрительный
фактор («Простейший способ обучения орфографии»,
1840). Он не вполне
соглашался и с позицией Дистервега («Руководство для немецких учителей»,
1850), утверждавшего, что «не глазу, но уху принадлежит в языке первое
место». К.Д. Ушинский обеим теориям немецких педагогов
противопоставлял свою позицию: «Для усвоения правильного письма
детьми, конечно, нужна практика, по практика, руководимая грамматикой».
Эта формула «практика, руководимая грамматикой» стала в методике
крылатой; она подробно разработана Ушинским в его главном труде
«Педагогическая антропология» (1868). Впоследствии его метод поучил
название индуктивного: рассудочному усвоению материала предшествует
деятельность практическая - и ею же завершается, но теперь уже на
сознательном уровне. Он выделил следующие ступени:

  • практика чтения и письма, наблюдения и формирование
    представлений, уяснение трудностей в правописании, осознание проблем и
    задач;
  • приведение накопленных представлений в систему, подчинение их
    ранее усвоенной теории, усвоение правил или их самостоятельный вывод и

формулирование;

• наконец, упражнение, то есть осмысленная, обоснованная, осознанная
практика правильного письма.

В упражнениях Ушинский видит ту практику, которая необходима для
грамотного письма. Мало знать правило, надо мгновенно ориентироваться в
ситуации письма и мгновенно выполнять требования правила, для
грамотного письма нужен автоматизм. К
. Ушинский считает главным
условием успеха систематичность упражнений. Целостная система
орфографических правил отражает те же закономерности языка, которые
определены в грамматике. Орфография не набор разрозненных правил,
а
целая система, опирающаяся на грамматику.

Таким образом, в дидактической системе Ушинского нет тяготения к
зрительному или слуховому усвоению орфографии: он использует и
списывание, и диктант. Но сознательная основа правописания обязательна.

Логика К. Ушинского отчетливо прослеживается в трудах его
последователей: их объединяло признание сознательной основы
орфографического навыка, а также признание того, что конечная цель
обучения правописанию - правильное автоматическое письмо
, хотя и
подконтрольное сознанию [
17 , 290-294].


Выводы по главе I

  1. Орфографическая деятельность будет успешной, если она направлена на
    пробуждение, развитие, формирование и расширение орфографического
    опыта.
  2. Под пробуждением мы понимаем возбуждение у учеников интереса к
    письменной речи, создание условий для осознания своего правописного
    опыта, возбуждение потребности вести наблюдение за своим
    орфографическим пробуждением.

Расширение орфографического опыта представляет собой
целенаправленный процесс включения учащихся в решение проблем
грамотного письма на основе имеющихся базовых знаний и умений, это
целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений,
способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать
орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать
ошибочное написание.


II.        Пути повышения творческой активности на уроках русского

языка как источник развития грамотности младших школьников

2.1. Особенности развития творческой активности на уроках русского
языка

Повышение творческой познавательной активности - тема очень
актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в
начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность
ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к
середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в
школу, жаждущего чего - то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное
ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что
входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв в письменном и
устном вариантах, то есть алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых,
обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем), то
есть графика, все ее правила и тонкости. В-третьих, усвоение собственно
орфографии и пунктуации, то есть системы правил их применения, проверки
орфограмм и пиктограмм с помощью правил на основе понимания значений
слов, грамматических форм, текста.

В научной литературе орфография определяется как система правил,

обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где, казалось бы,

возможны разные написания. Так, слово город может быть написано с точки

зрения графики несколькими способами: «горат», «горот», «горад», и во всех

этих случаях оно будет читаться одинаково: [гбрът]. Но несколько разных

написаний одного и того же слова не нужны, так как они могут привести к

ошибкам в понимании; орфография обосновывает выбор того варианта,


который (в данном случае) позволяет единообразно обозначать корень слова
(пригородный, городской, городишко), сохранить обозначение фонемы в
слабой позиции, проверив ее сильной позицией, а в данном случае -
сохранить историческое полногласие
 -оро-. Важно, чтобы дети поняли, что
правописание форм слова мотивировано (кроме непроверяемых слов,
которые тоже, в сущности, мотивированы традицией). Примеры
мотивировки: заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от
омонимичных слов
 (Наша Соня совсем не соня!)-, корень в родственных
словах пишем одинаково, чтобы не исказить значения слова, чтобы понятнее
было родство слов; всегда единообразно пишем приставку, чтобы не
исказить ее значение
 (подложил и подставил), или суффикс (луна и лунный)
(см. Приложение 1).

Учащиеся ставятся в положение изобретателей способов (правил)
правописания - таких, как заглавная буква в начале предложения («Как
будем обозначать начало предложения, чтобы читателю было сразу понят-
но
?»). Так же дети «изобретают» знаки, обозначающие конец предложения.
Подобной же целесообразностью обосновывают слитное написание
приставок и раздельное - омонимичных предлогов («Как будем различать
предлог и приставку на письме
?»). Такая методика дает высшую
сознательность в усвоении правописания: пусть дети сами «изобретают»
правила там, где это им по силам [
17,297].

В само понятие о языке и о речи как форме функционирования языка
понятие творчества, на наш взгляд, входит в качестве глубинного, базового.
Как должно быть организовано обучение русскому языку, чтобы развивался
творческий потенциал ученика, многообразными становились формы
самовыражения личности через язык и речь? Какие условия для творческого
саморазвития школьников необходимы в учебном процессе?


Учитель сегодня выстраивает педагогическое взаимодействие на иных,
нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике, условиях: как
диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное.

Система работы учителя должна быть адекватна поставленным задачам.
Урок по-прежнему остается самой массовой формой обучения. Меняются
подходы к построению урока. Необходимым этапом любого классического
урока является мотивация. Ее роль - стимулировать возникновение интереса
к познавательному процессу и его содержанию, объективировать
противоречие между знанием и незнанием. В связи с заявленной
сверхзадачей обучения вектор мотивации корректируетс
я: учащиеся
направляются на построение собственных смыслов изучения конкретных
учебных тем, на развитие ценностно-смысловых отношений к себе и к миру.
Методы и приемы, которые решают данную задачу, сегодня активно
осваиваются педагогами:

  • метод конструирования ;

прием объективируемого и формулируемого педагогом
исследовательского вопроса с обсуждением выдвинутых учащимися гипотез
(«Наличие многозначных слов - это сила или бедность русского языка
?»);

  • метод проблемного задания (прием выполнимое-невыполнимое
    действие);
  • эвристический метод.

Таким образом, уже на этапе мотивации скучная грамматическая тема
расцветает новыми яркими красками [34
,18].

В основной части урока при всей его плотности и насыщенности учитель

может найти возможность для творческих заданий: придумывания

инсценировок, создания иллюстраций по теме. Все они предлагают

самостоятельное решение учениками учебных задач, нацелены на

самостоятельную работу учащихся: метод случайных ассоциаций, метод

разнонаучного видения, мозговой штурм и другие. Современная педагогика


выработала богатый инструментарий для проведения урока, который ставит
своей целью развитие и культивирование творческой активности ребенка.
Выполнение даже одного подобного учебного задания - большая работа, в
ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей
личности.

В связи с корректировкой функциональных задач урока изменяется и
нагрузка его заключительного этапа. Все активнее учитель предлагает
ученикам задания по рефлексии. Суждения рефлексивного характера
позволяют ученику углубить собственные впечатления об уроке и об
индивидуальном пути продвижения по реке познания, сформировать не
расплывчатое, а отчетливое мнение об учебной теме, углубить собственное
понимание каких-то вопросов в свете высказываний других, сделать свои
открытия.

Закономерной становится практика в качестве вариантов домашних работ
заданий, стимулирующих творческую активность ребенка, когда знания
нужно применять в новой ситуации (сочинить сказку, рифмовку на правило
грамматики, продолжить составление рецептов поваренной книги людоеда,
включив туда необходимый грамматический материал, придумать кроссворд,
сочинить загадку, стихотворение, миниатюру, былину).

Таким образом, формы организации основных структурных элементов
урока существенно влияют на развитие творческого потенциала ученика, они
серьезно изменяются в связи выбором новой образовательной стратегии,
согласно которой не сумма знаний, а развитие ребенка - это есть цель
обучения. Следовательно, урок должен быть ориентирован на организацию
самостоятельной познавательно-творческой деятельности учащихся. Такой
подход в наибольшей мере отражает специфику методики и технологии
урока как основной единицы в системе творческого саморазвити
я личности
ребенка в школе [
31,42].


Особую роль в творческом саморазвитии учащихся играют
нестандартные уроки. В педагогике уже накопился большой пласт подобных
нетрадиционных уроков. В копилке каждого творческого учителя есть много
подобных уроков, и нет нужды подробно останавливаться на деталях.
Нетрадиционные уроки особенно интересны ученикам, потому что они
интуитивно улавливают их главные особенности: усвоение знаний на таком
уроке — не самоцель, а средство развития познавательных и творческих
способностей ребенка, развития его личности в целом [22
,106].

Огромный вклад в развитие творческого потенциала ребенка вносят
«смежные» виды деятельности. Применительно к русскому языку - это
прежде всего театр и журналистика. Поэтому закономерно, что учитель-
словесник берет на себя руководство театральным или журналистским
кружком.

Творческое саморазвитие ученика как приоритетная цель обучения,
обращенная к его личностным новообразованиям, будет осуществляться
эффективно, если:

содержание урока проблемно ориентировано с учетом,
предшествующего и настоящего субъектного опыта и актуальных
познавательных потребностей обучающихся;

  • реализована система проблемно-творческих и исследовательских
    проектов, обеспечивающая творческое проявление и самореализацию
    обучающихся в учебно-познавательной деятельности;
  • сформирована развивающая образовательная среда, вовлекающая в
    эмоционально насыщенные виды деятельности (игра, творчество, поиск) и
    способная предоставить возможности для творческого саморазвития ребенка,
    для получения удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от
    решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностных
    достижений [31,22
    ]; [34,97].

         Поддержание познавательной творческой активности - важное условие
успешности учебного процесса. Задача учителя - научить ребенка
самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не
похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это
один из основных приемов создания положительной мотивации учения.
Универсальных приемов формирования творческих познавательных
интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения
нет.

Для формирования творческой познавательной активности школьников
возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает
дидактика:

  1. объяснительно - иллюстрационный - рассказ, объяснение, опыты, таблицы,
    схемы - способствует формированию у младших школьников
    первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода
    содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.
  2. проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с
    предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников.
    Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных
    интересов является игра (см. Приложение 2).

Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр,
учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра - развлечение превращается
в игру - работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя
выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать,
упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска,
пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым,
собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать
правила игры.

Огромные возможности для развития творческой познавательной
активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык,

который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Тем
более что родной язык - это инструмент познания, мышления, развития. Весь
поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в
формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом
развития интеллекта. Вот почему основой обучения является русский язык.

Большое значение в развитии познавательной активности на уроках
русского языка имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все
эти формы, применяемые на уроках русского языка, помогают в развитии
мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память
дете
й.

Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении
развития познавательной активности ребят:

  1. Создание положительной мотивации на уроке.
  2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу
    информации.
  3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта
    ученика и обогащение словарного запаса.
  4. Способствование оптимальной организации внимания.
  5. Вооружение рациональными способами запоминания.
  6. Выработка необходимого темпа восприятия информации.
  7. Увеличение темпа работы.
  8. Развитие и освоение информационного пространства содержание
    урока.
  9. Приучение к самооценке процесса и результата собственной
    деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

2.2. Работа с пословицами, поговорками, загадками как источник
развития грамотности младших школьников

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой дается
определение
"пословица": "Пословица - краткое образное изречение,
обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный
смысл" [11,217].

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют
значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по
своей форме, во-вторых, по своему содержанию" [7, 5].

Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной
целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы
сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам [20
,
165].

Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное
художественное произведение. Оно радует нас не только метким
наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить
гораздо легче [2
,143].

Ты  меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону!

Пословица часто имеет двучленное построение:

Тише едешь - дальше будешь. Много знать - мало спать.

По многим пословицам можно отчетливо проследить, как выражал народ
свое независимое мнение по различным житейским вопросам, свои
самостоятельные взгляды на жизнь.

Люди употребляют поговорки почти также легко и непринужденно, как
слова собственной речи. Но все-таки пословицы и поговорки не просто
слова, не просто разумные фразы или верные жизненные наблюдения [2
,
143].

Системная работа над пословицей очень много дает учащимся.

Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к
определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий
характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их
грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная
работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному
творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям
интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы
воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства
доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти
пословицы.

В словаре С.И. Ожегова дается определение "поговорка": "Поговорка -
выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от
пословицы, цельного предложения".

Краткое образное выражение, оборот речи, метко определяющий кого-
либо явление жизни; в отличие от пословицы она лишена обобщенного
поучительного смысла.

Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица - шире.
Они близки друг к другу, их всегда печатают и изучают вместе.

Много пословиц и поговорок сохранили наши летописи, а также
произведения древнерусской литературы.

Некоторые пословицы и поговорки иногда приходят в нашу речь из
песен, из частушек, из сказок:

Стань передо мной, как лист перед травой! Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается!

Например, известная всем поговорка "Битый не битого везет" взята из
определенной сказки - о волке и лисе, как б
ы подводит итог сказочной
истории. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки
тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они


переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать и
употреблять поговорку:
 Любит, как собака палку.

А другой с детства знает другую: Любит, как собака редьку.

Какая верна, а какая неверная? Обе верные; это не искажение, не забвение
- собака действительно не любит ни палку, ни редьку. Это равноправные
варианты [
2,148].

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют
неоценимое богатство русского языка. Вот почему пословицам и поговоркам
необходимо уделять внимание на уроках русского языка [7,
3].

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая
свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение
творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Очень интересным видом работы является сочинение по пословице и
включение пословиц в сочинение. Сочинения по пословице бывают
небольшими, могут проводиться как устно, так и письменно. Устный рассказ
по пословице можно проводить без подготовки, письменный предварительно
обсудить. Пословица дается в качестве заголовка к сочинению и делает
рассказ целенаправленным.

Не менее интересно сочинение на определенную тему с включением
пословиц.

При обучении детей начальных классов учителя часто используют
загадки, так как они представляют большую ценность. Они учат говорить
ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в
самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения [
1 ,
27].

Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово,
сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия.


Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание
учащихся на каком-то изученном понятии, предмете
укве, слове и так далее.
Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Многие загадки очень поэтичны, радуют необыкновенно удачными
сравнениями: из-под кустика хватыш - это волк; выну изо рта ягодку, оближу и опять положу - это расписная деревянная ложка; а вот топор: кланяется,кланяется, придет домой растянется [2,
143].

Русские загадки записаны и дореволюционными и советскими
собирателями в очень большом количестве. Эти маленькие, интересные
произведения устного художественного творчества связаны со всем
трудовым укладом, со всем бытом старой русской деревни. Немало сведений
об ее хозяйственном обиходе, вложено в загадку, немало дается живых
богатых зарисовок.

Загадка неустанно пополняется новыми произведениями народной мысли
и фантазии. Сейчас никто уже не складывает и мало кто помнит загадки о
старой черной бане, об отживших глиняных рукомойниках или о тараканах в
избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Советские народные загадки
говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новых людях
Советской страны [
17, 230].

Загадка, по словам К. Ушинского, "доставляет уму ребенка полезное
упражнение". По мнению современных педагогов, "процесс отгадывания
является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей
умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует
ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству"

На уроках русского языка учитель включает разные типы загадок.
Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку -
как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в
практике.

  1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем
    перечислением различных его признаков.
     Сам алый, сахарный, кафтан
    зелёный, бархатный
     (Арбуз - словарное слово. Отгадка - ключ к его
    запоминанию). Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета
    (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.
  2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета
    или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный
    образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими),
    например:
     Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег - парная согласная в конце
    отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.
  3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт,а
    к себе не подпускает. (Земля
     - безударная гласная в корне слова требует
    проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от
    противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же
    время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них
    сходство и группировать по-новому.
  4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной
    ручкой всех встречает, другой ручкой — провожает (Дверь.
     Чтобы написать
    это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости). Такие загадки
    предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить,
    сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей,
    увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
  5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления),
    а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, в которых
    несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно.
    По ним и нужно разгадать целое слово, например:
     Первое - предлог, второе -
    летний дом, а целое порой решается с трудом (За - дача
     - в отгадке правило
    "чаща
    ", надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их
    от тех слов, в которых все слово - корень).

6. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой
город летает? (Орел
 - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с
название птицы - существительным с нарицательным.)

При определении уровня развития навыков связной речи необходимо,
прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и
объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь
Н
. Жинкин: отбор слов, распределение предметных признаков в группе
предложений, выделение предиката, связь двух предложений.

Эти категории или элементы анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным,
отражают те стороны связной речи, которые являются специфическими для нее
и по которым, следовательно, можно определить уровень связной речи
учащихся [30
, 43].

Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только
пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды, жанры народного
творчества, которые известны детсадовцам и школьникам. Детский фольклор
так же имеет свою долгую историю [2 ,
107].

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее
любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для
разгадки.

Ю. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми
способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания.
Уметь доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и
правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-
доказательство требует особых, отличных от описания речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции.

      Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся
пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно
овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора
можно решать практически все задачи методики развития речи.


Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного
творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это,остается разработать комплексную методику их применения.


2.3. Творческие игры на уроках русского языка как средство
формирования орфографического навыка

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые считают главным
признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности,
которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых
средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном
определении последовательности изложения того или иного материала, в
умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать,
сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам,
высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать
собственную оценку какой-либо работы, если это требуется по заданию и так
далее.

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку
различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков
творческой, практической деятельности. Однако всем видам творческих
упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их
подготовки и проведения.

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит
сознательный характер. Необходимым условием успешного решения
поставленных в них творческих, практических задач является осознание
школьниками цели, всестороннее понимание возникшей проблемы,
содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих
упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных,

намечаются направления, рациональные способы самостоятельного
осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у
школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ
творческого характера.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая
логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется
правильность решения творческой задачи.

Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему; из
данных предложений; по картине; рассказ в связи с прочитанным; по
впечатлениям или наблюдениям; с использованием языкового материала;
развернутый рассказ; связный рассказ по плану; рассказ о герое; изложение по
тексту; сжатый, подробный с элементами описания; с заменой лица; с
элементами рассуждения; изложение по началу и концу (см. Приложение
3).

  1. Фонетические игры
  1. Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и
    звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких
    согласных; звук [j
    ]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение
    ударного слога; особенности русского ударения.
  2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение,
    характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение
    звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы,
    «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить
    логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать
    ритм.

2.Лексико-фразеологические        игры

Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды,

сканворды,чайнворды);


системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний»,
«ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).

а) Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи,
расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто догадливее
?»; «кто
наблюдательнее?» и другие).

З.Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы
словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы»,
«слова по схеме
»). Подобным образом подбираются игры, помогающие
осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на
уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися
дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в
результате проведения игры.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие,
тренинговые
онтролирующие и обобщающие; познавательные,
воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные
иагностические,профориентационные,психотехнические.
По игровой среде - с предметами и без предметов, настольные, комнатные и
уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со
средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка
наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить,
что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем
школьный класс с партами в три ряда.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить
игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на
парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и другое
.


2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по
принципу «игровое поле» - «жюри» - «зрители».

Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в
компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом
этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы
и обобщения.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование
творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных
интересов младших школьников.


2.4. Изложение и сочинение как разновидность формирования
орфографического навыка

Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом,
сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития
у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию
познавательных интересов учащихся.

Сочинение - это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных
знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в
передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Существуют следующие виды сочинений:
1. Сочинения-миниатюры. Почти всегда они - продукт свободного
творчества. Подготовка к таким сочинением сводится к созданию творческой
атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач.
Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление:
«расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т.п. Следует также
помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии. Приведем
несколько примеров миниатюрных сочинений, написанных в условиях урока во II классе; работа продолжалась 20 мин (см. Приложение 4).
Описание картины. Сочинения по картинам весьма распространены в школьнойпрактике. Они удобны в организационном отношении, ценны в
психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на
картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец,
картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры
(см. Приложение 5).

3. Сочинения на литературные темы. В последнее десятилетие, в связи с
принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по
литературе для начальных классов, возрос интерес к литературным сочине-
ниям. Обратились к опыту младших классов гимназий XIX в.


4.  Сочинение сказок. Методика развития речи детей издавна опиралась и на
сказочные сюжеты, и на язык сказки. Сказка и сегодня используется в детских
садах и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их
рассказывают, перестраивая сюжет, добавляя новые линии действия, новых
персонажей, придумывая приключения.

  1. Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся. Эти сочинения
    строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и
    описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами.
  2. Литературное творчество школьников. Сочинение - это творчество: оно
    развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, в сочинении
    происходит акт самовыражения.

Примером творческой работы является изложение содержания
предложенного текста с теми или иными элементами творческого характера:
реконструирование текста, высказывание собственных суждений и так далее.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Письменное
изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую
фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй
предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше,
чем к устному пересказу [17
, 397].

Творческие изложения - такое название получили изложения, в которых
личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее
предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица
рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное
рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен,
фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование,
театральное воплощение [17,401].

Выводы по главе II

В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые
формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И
поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица и поговорка.

  1. При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются
    загадками и поговорками. Загадки заставляют внимательно вдумываться в
    каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и
    различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при
    навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс
    отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния. Работая с
    пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается
    грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему
    усвоению грамматики.
  2. Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития
    речи важен вопрос "Почему
    ?", требующий доказательств. При составлении
    заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы
    перечисляли в одном из пунктов исследования.
  3. Нами были проанализированы учебники русского языка начальных
    классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в
    начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их
    недостаточно много, используются для закрепления грамматики.
  4. Игра - самый древний способ передачи знаний от поколения к

поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и

матери, мальчики - в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И

только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную

дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных

определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической

направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, -

это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии
призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы
добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность,
ибо в таком случае цель задается учителем.

5. В настоящее время существует несколько интересных пособий,
помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка.
Мы обратились к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр по
русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по
разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие
отрабатывать коммуникативный аспект.


Заключение

Подводя итог, стоит отметить ещё раз, что воспитание всесторонней,
гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности,качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в
младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими
условиями являются:

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
    напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании
    дел, продолжительности занятий одним делом и так далее.
  5. Умная        доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми
    стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка

с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная

направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К

сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания

почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое

развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности)


развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого
уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие
меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей
школьников:

  1. Введение        в программу школьного воспитания специальных занятий,направленных на развитие творческих способностей.
  2. На специальных занятиях давать детям задания творческого характера.
  3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности
    детей.
  5. Работа с родителями.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их
активности на уроках, качества знаний, формированию положительных
мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает
повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у
учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной
литературой и справочниками; анализировать языковые единицы;
формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности
детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию
высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть
достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован
интере
с к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным
участником - субъектом деятельности. На основе анализа и обобщения нашего
небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала
школьников, можно сделать выводы:

  1. В работе над развитием творческих способностей школьников
    необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках
    русского языка.
  2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается
    детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный
    характер.
  3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой"
    форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого
    подхода как ученика, так и учителя.      

                                       

                                                                                                                         

               Список литературы

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский
    фольклор. -
    М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.

Арзамасцева И.Н., Николаева С. Детская литература: Учебник для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. -
М.: Издательский центр "Академия";
Высшая школа, 2000. - 472с.

  1. Березина В.Г., Викентьев И., Модестов С. Детство творческой
    личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
  2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы
    психологии. -
    1990 №4.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
    Психологический очерк: Кн. для учителя.
    М: Просвещение, 1991.
  4. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.
  5. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец.
    №20
    10 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание" / В.П.
    Аникин,
    В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е изд.,
    перераб. и доп. -
    М.: Просвещение, 1985. - 399с.
  6. Дереклеева Н.И. Мастер- класс по развитию творческих способностей
    учащихся
    .-М.: 5 за знания, 2008.
  7. Дидактические игры на уроках русского языка / Под ред. Ю. Соловьевой.
    М.: Издательство «НОРМА», 2003.

Ю.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -
Пенза: Уникон-ТРИЗ.

11.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках русского языка в 1 и 2 классах. М.:
Просвещение, 1996.

12.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии.
-
1993 №2.

1 З.Захаров М.М. Дидактические игры на уроках русского языка. М.:
Издательство Приор, 2002.

14.Королева        Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная
школа. - 2000. - №7. - 143с.

15. Кушнерук        Е.Н. Занимательность на уроках русского языка в начальных
классах.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

16.Левин        В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.

17.Львов        М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, 2000.

18.Львов        М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. -
М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

19.Методика        развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е.
Богусловская,
В.И. Капинос, А. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской.
- 2-е изд., испр. и доп. -
М.: "Просвещение", 1991. - 240с.

20.Народное        искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 256с.

21.Новиков        М.А. Дидактические игры на уроках русского языка. СПб: Питер,
2005.

22бучение русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы
/ Под ред. Б.Н. Иванникова. М.: Издательство Феникс, 2004.
23
бщая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В.
Богословский,
А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В.
Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. -
М.: Просвещение, 1993. - 383с.
24. Ожегов С
. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов   и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского
языка им
. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. -
944с.


  1. Ожегов С. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под
    общ. ред. проф
    .Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир  и образование", 2005.1200с.
  2. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и
    воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

27.Преподавание        русского языка в начальных классах: Учебное пособие / Под
ред. Д.Н. Хохловой.
М.: ЮНИТИ, 2001.

28.Романова        С.М. Система игр на уроках русского языка. СПб: Питер, 2004.

29.Сальникова        Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и
развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов
педагогических учебных заведений. -
М.: Издательство "Институт
практической психологии", Воронеж: НПО "М
ОДЭК", 1996. - 320с.

30.Сидорова        С. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа.

-2004.-№10. - 112с.

31.Скрипкина        Ю. Эвристистические задания как средство раскрытия на
уроке творческого потенциала учащихся.
// Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.

32.Туник        Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.

33.Урунтаева        Г. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. -
М.: Издательский центр "Академия",
1999
.- 336с.

34.Шатова        Е.Г. Урок русского языка в современной школе. - М.: Дрофа, 2007.

35.Шумакова        Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. Одаренный ребенок:
особенности обучения: пособие для учителя
.- М.: Просвещение, 2006.
З
6.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.:
Просвещение, 1994. - 348с.

37.http://www.eidos.ru/iournal/2010/0930-01 .htm
3 8. http://www.litres.ru


Корень в родственных словах

Задание

Подбери все проверочные слова к слову

М...лчаливый-        

молча, молчать, примолк, молчун

Укажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)
П
.. .ссажир, г.. .ризонт, б...седа, в.. .кзал, вч...ра


Игры на уроке русского языка

  1. Игра "Кто больше напишет слов".

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

Например:

Верный - преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный,
испытанный;

Милосердие - сострадательность, сердобольность, отзывчивость,
участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие,
добросердечность.

  1. Игра "Наоборотки"

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

  1. Диктант-игра "Запоминайка". Эта игра учит правильно писать слова с
    отрицанием Не. Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с
    противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните
    значение слов с Не.

Чуткий - нечуткий

Внимательный - невнимательный.

  1. Игра "Букву заменишь - смысл слова изменишь"

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению
орфографии, помогает запоминать значение многих слов:

  1. с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по
    отношению к слабым (оббежать - обижать);
  2. С Е^можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу
    (примерять - примирять);
  3. С О всегда будешь чистым и опрятным, ас А нежным и добрым.

(поласкать - полоскать);

  1. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел-
    посидел).

       5.Игра "Как назвать одним словом?"
  (Заботливое отношение к кому-нибудь
.Ответ: внимание)

      6.Расшифруйте слова. Замените одним словом
     2,6,
18,7,9,1 (береза)

12,13,7,15 (клен)
16,19,10,15,1 (осина)
33,19,6,15,30 (ясень)
Б) расшифруйте слова:
18,16,9,1 (роза)
1,19,20,
18,1 (астра)
20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)
4
,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.

     7.Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)

Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)

Школьная отметка (пятерка)

Детская игра (пятнашки), (пятна)

Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябина,
безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова
работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами
учащиеся:

Трактор шумел, как ....

На солнце засверкали ягоды земляники, словно... .



Творческие игры.

Игра «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко
произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя
парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает
на это - ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре
правильно назвали согласные.

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над
орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить
орфографические игры.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами
путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву
К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков.
Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина,
кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак»,
камзол (от латинского - рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых
первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия,
ма-кароны, ма-ндарины - мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку                                                            


выдаются разрезанные части слов (5-10 слов). Задание: кто быстрее и
правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-х классах при введении
сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала
используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие
тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом
изложения.

3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны,
особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя
тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно
использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше
?».

Игра «Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель
засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем
слова. Задача команды - за определенное время составить гнездо однокоренных
слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы
докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала
максимальный список слов.

Сочинения-миниатюры

Про стол

В лесу росла высокая сосна. Ствол золотой, а высоко зеленая шапка.
Пришли лесорубы и ее спилили. По лесной дороге сосну свезли на завод, ее
распилили на доски. Из досок столяры сделали стол.

Грамматическая тема урока была «Родственные слова».

Кошка

У нас есть кошка Мурка. Шерстка у нее, как бархат. У кошки есть ма-
ленькие веселые котята. Они пушистые, как шарики, бегают за бумажкой на
веревочке. А когти у них остренькие.

В этой миниатюре - два сравнения, три эпитета, и все это подобрано вполне
удачно.
Накорми nmиц

Наступила долгая зима. Птицы стали ютиться ближе к жилью человека.
Миша сделал кормушку из фанеры, подвесил к ветке и насыпал туда крошек.

Прилетели к кормушке птицы: снегири, синицы и воробьи. Они клевали
корм и все время ссорились между собой.

Проведена работа над причинно-следственными связями между
предложениями в этом тексте. Кроме того, находили главные члены
предложения.
Озеро

За окном нашего класса синеет озеро Яровое. Поля уже давно оделись в
зимнюю белую шубу, но наше озеро не замерзает. Оно не боится морозов: оно
соленое.

Два сложных предложения: с противительными отношениями между
простыми (союз
 но) и с отношениями причины, с двоеточием, оно бессоюзное.
Двоеточие подсказано учительницей.

Удачно подобрано слово синеет. Два тропа: оделись в  зимнюю шубу и не
боится морозов.


                                         Сочинение по картине

«Рожь»И.И.Шишкина
                    План:

1.Вступление.

2.Поле ржи.

3.Дорога.

4.Сосны.

5.Небо.

Мы все хорошо знаем картину И.И.Шишкина «Рожь», она висит в коридоре школы. Еще знаем его картину «Утро в лесу».

Перед нами открывается золотое поле ржи. Рожь высокая, густая, колосья тяжелые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.

По полю проходит проселочная дорога. По ней редко ездят, она заросла
травой, по обочине цветут васильки. По сторонам дороги растет бурьян.

Местами во ржи растут огромные сосны. Наверно, здесь когда-то был лес.Его вырубили, а землю распахали.

Сосны ветвистые, широкие, выросли на воле, на просторе. Сосны мешают ржи, но их не срубают, потому что они очень красивые.

Хорошо в этом золотом поле. Над головой - синее, синее небо.(94 слова)

Автор сумел подробно, достаточно глубоко для его возраста
проанализировать картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги,
васильки, сумел сделать умозаключения:
 по дороге редко ездят, здесь раньше был лес. Сочинение, развертываясь, все больше передает чувство восторга.



                                              Содержание

Введение        3

Глава I. Научно-методический взгляд на развитие грамотного письма

  1. Грамотное письмо с психолого-педагогической точки зрения        6
  2. Методический взгляд на развитие грамотности русского языка        10

Выводы по I главе        14

Глава II. Пути повышения творческой активности на уроках русского
языка как источник развития грамотности младших школьнико
в

  1. Особенности развития творческой активности на уроках русского
    языка        
    15
  2. Работа с пословицами, поговорками, загадками как источник
    развития грамотности младших школьников        2
    2
  3. Творческие игры на уроках русского языка как средство
    формирования орфографического навыка        2
    9
  4. Изложение и сочинение как разновидность формирования
    орфографического навыка        3
    3

Выводы по II главе        35

Заключение        37

Список литературы        40

Приложения..........................................................................................................55



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения познавательного интереса к урокам русского языка.

   Развитие интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий в совершенствовании форм. Методов и средств обуче...

Пути создания проблемной сетуации на уроках русского языка в начальной школе.

Надеюсь данная статья поможет учителю сделать урок русского языка более интересным....

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Практические задания для повышения творческой активности на уроках русского языка

Данная подборка практических заданий позволит развивать речь, делать ее наиболее грамотной, знакомить с устным народным творчеством. Можно использовать вначале урока на этапе актуализации знаний. Данн...

Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»

Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...